Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:20, курс лекций
Менеджмент: понятие, история развития менеджмента.
Менеджмент как вид деятельности. Задачи менеджмента.
Слова “менеджмент” и “менеджер” пришли к нам из английского языка
и переводятся как “управление”. Менеджмент - это область научных знаний
и профессиональной деятельности, направленная на формирование и
достижение целей организации путем рационального использования всех
ресурсов.
2. эффективность использования различных видов ресурсов на уровне медицинской организации (микроэкономический подход) Экономическая эффективность обозначает рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов для решения вопросов, связанных с охраной здоровья населения.
Виды экономических выгод, создаваемых здравоохранением для государства:
- снижение временной
- снижение инвалидности,
- снижение преждевременной смертности,
- оптимизация (снижение) затрат на медицинскую помощь.
2. Выявление зон неэффективности использования ресурсов.
Административный контроль за эффективным использованием ресурсов.
Методы повышения
Прямой эффект – обусловлен улучшением технологии и организации медицинской помощи, ведущим к ее удешевлению
Косвенный эффект – возникает как следствие медицинского и социального эффекта (результат существенного повышения медицинского эффекта, которое ведет к экономии средств на борьбу с заболеваниями)
Экономический анализ деятельности учреждений здравоохранения
Комплекс методов, позволяющих дать оценку состояния хозяйствующих субъектов (медицинских организаций), проверить правильность плановых показателей деятельности
Основа управления развитием производства
Направления экономического анализа
- Эффективность использования основных фондов,
- Эффективность использования коечного фонда,
- Эффективность использования медицинского оборудования,
- Эффективность использования медицинского и прочего труда.
- Эффективность использования финансовых ресурсов
Основные показатели оценки эффективности использования основных фондов
Фондовооруженность = Стоимость основных фондовТруда/ Численность работающих в ЛПУ
Фондовооруженность = Стоимость активной части ОФ медицинского труда /Численность медиц. работников
Фондоотдача = Число пролеченных (в натуральном выражении)/ Стоимость основных фондов
Фондоемкость = Стоимость основных фондов ЛПУ/ Число пролеченных
Основные показатели оценки эффективности использования коечного
фонда.
Стоимостные показатели
_ Стоимость содержания койки в год
_ Стоимость койко-дня
_ Стоимость пребывания пациента в стационаре
Экономические показатели
_ Оборот койки
_ Среднегодовая занятость (работа) койки
_ Среднее время простоя койки
_ Выполнение плана койко-дней (пропускная способность
стационара)
_ Средняя длительность пребывания в стационаре
Тема лекции №
20: «Управление качеством
Содержание:
2. Характеристики качества.
Под качеством понимается совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Под качеством медицинской помощи следует понимать совокупность характеристик, подтверждающих соответствие ожидаемой медицинской помощи современному уровню медицинской науки и технологии, имеющимся потребностям пациента.
По определению ВОЗ качество медицинской помощи – это процесс взаимодействия врача и пациента, основанный на квалификации врача, т.е. его способности:
- снижать риск прогрессирования заболевания у пациента и возникновения нового патологического процесса;
- выполнять медицинские технологии;
- оптимально использовать ресурсы медицины;
- обеспечивать
Управление качеством – это непрерывный процесс воздействия на оказание медицинской помощи с целью обеспечения качества путем последовательной реализации управленческих функций.
Для эффективной организации управления качеством необходимо четко определить категорию управления качеством – явления, позволяющие лучше организовать, осознать весь процесс:
1. Субъект управления – управляющие органы всех уровней, призванные обеспечить качество.
2. Объект управления – качество медицинской помощи.
3. Цель управления – уровень и состояние качества медицинской помощи с учетом интересов производителя и потребителя.
4. Методы и средства
управления – способы,
2. Основные принципы улучшения качества.
Основными аспектами улучшения качества медицинской помощи являются:
- Профессиональная
- Охват медицинскими услугами представляет собой отсутствие ограничений по территориальному, экономическому, социальному, административному или языковому признакам для получения медицинской помощи.
- Эффективность. Оценить
степень эффективности
- Рациональность медицинских услуг является важным аспектом качества медицинской помощи, т.к. призвана давать максимальный эффект при использовании имеющихся в наличии ресурсов.
- Непрерывность лечебного процесса означает, что пациент получает весь спектр необходимых ему медицинских услуг в лечебном учреждении без перерывов, временного прекращения лечения, без повторных, не диктуемых необходимостью диагностических или лечебных процедур.
- Безопасность означает снижение до минимума степени риска получения травматических и инфекционных осложнений, вредных побочных эффектов, других нежелательных проявлений, связанных с процессом оказания медицинской помощи.
- Вспомогательные условия – это такие параметры, как благоустройство и внешнее оформление больничных учреждений, чистота и интерьеры помещений, внешний вид и вежливость персонала и т.д.
3. Элементы стратегии менеджмента качества.
Управление качеством использует следующие типы методов:
экономические – обеспечивают создание экономических условий, побуждающих коллективы организаций изучать запросы потребителей и оказывать медицинскую помощь, удовлетворяющую эти запросы и потребности;
методы материального стимулирования (поощрение работников за качественный труд);
организационно-
воспитательные – влияют на сознание и настроение участников процесса оказания медицинской помощи, побуждают их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством.
Виды управления качеством:
Административное - общее руководство, деятельность администрации, предусматривающая определение целей, формирование политики качества, планирования, организацию работ по качеству, обучение и мотивацию персонала, принятие решений, взаимодействие с внешней средой по вопросам качества.
Оперативное – это методы и виды деятельности организационного характера, включающие контроль качества, сбор и распределение информации о качестве, разработку мероприятий, принятие оперативных решений по качеству и их реализацию на всех этапах.
Способы управления качеством:
- четкое распределение функций и задач управления качеством между работниками. Преимущество – все участники несут ответственность за качество. Недостаток – никто не ведет организационных и методических вопросов общего характера.
- создание специального органа – отдела управления качеством.
Тема лекции № 21: «Управление переменами»
1. Природа организационных перемен.
Мир вокруг нас претерпевает такие быстрые изменения, которых не было ранее. Изменения происходят в результате естественной адаптации к эволюционирующим ситуациям и как следствие преднамеренных усилий по изменению путей способов выполнения чего-либо. То, что люди думают об изменении, оказывает влияние на то, как они на него реагируют. Некоторые люди реагируют на изменение, разрабатывая методы приспособления к изменению или используя ситуацию наилучшим образом. Другие – ищут возможности создать перемены.
Отношение к проводимому в организации изменению у персонала
может быть различным. Если люди являются пассивными проводниками изменения, «пешками» в чьей-то игре или воспринимают себя в этом качестве, то вряд ли изменение будет проходить легко. Обычно изменения сопряжены с риском и неопределенностью. Результаты изменения могут не в полной мере соответствовать ожиданиям и, как следствие, не прибавлять вовлеченным в него людям уверенности. Организации требуются сотрудники, которые могут и готовы взять на себя роль лидера при проведении изменения
2. Теории перемен. Модель процесса перемен.
Перемены – это изменения. Изменения могут быть постепенными или очень резкими, кардинальными. Постепенные изменения, являющиеся частью нашей повседневной жизни – изменения первого порядка.
Кардинальные изменения, приводящие к хаосу, перевороту, являются изменениями второго порядка.
Выступая в роли осуществляющего изменения, руководитель определяет проблему, которая требует введения изменения. Затем оценивает среду для проведения изменения, включая мотивацию клиентской системы и возможность проведения изменения. Определяются также альтернативные варианты управления изменением и последствия изменения. Кроме того, осуществляющий изменения развивает отношения с теми, кто может помочь с планированием и реализацией изменения. Эти этапы процесса изменений являются частью управленческих функций. Понимание теорий планируемых изменений поможет руководителю в работе на протяжении всего процесса изменений.
Существует множество моделей, описывающих стадии организационного изменения. Одна из самых первых и известных моделей была предложена Куртом Левиным (1951 г.). Он предполагал, что любое изменение или инновацию можно с пользой объяснить в терминах трех этапов: размораживание, изменение или движение, и замораживание.
Однако, эта модель критикуется в настоящее время за её довольно упрощенную аналогию с физическими процессами изменения и предпочитают описывать различные этапы изменения такими терминами как подготовка, изменение и закрепление.
Этап 1 – подготовка («размораживание»). На данном этапе происходит подготовка «почвы» для проведения изменения, если равновесие системы нарушено, и необходимость осуществления изменения становится очевидной. Это – «оттаивание» «замороженных» методов, способов выполнения чего-либо.
Этап 2 – изменение («движение»). На этом этапе осуществляющий изменения помогает тем, кто будет участвовать в процессе изменений, осознать, что существующее положение вещей для них невыгодно. Затем, работая сообща, осуществляющий изменения и участники процесса изменений разрабатывают подробный план для анализа, реализации и оценивания результатов предлагаемого изменения.
Этап 3 – закрепление изменения («замораживание») является важным для укрепления нововведений и придания законности изменения. На данной стадии изменения объединяются и стабилизируются. Осуществляющий изменения осознает, что до тех пор, пока изменения не станут привычными формами поведения, силы, препятствующие переменам, будут продолжать действовать против этих изменений. Необходимо разработать стратегии управления этими силами, пока не установится новый уровень равновесия.
3. Перемены в
здравоохранении, сестринском
В нашей стране система здравоохранения претерпевает значительные изменения. Эти изменения оказывают непосредственное влияние на учреждения здравоохранения. Медицинские сестры-руководители в роли новаторов, предпринимателей, помощников и лидеров ежедневно в ситуациях на работе справляются с изменениями. То, как сестринский персонал реагирует на перемены, зависит от конкретной ситуации. Его отношения к переменам, понимания процесса изменений. Медицинские сестры-руководители, которые понимают, какие силы вызывают изменения, знают, как разработать стратегии управления изменениями, смогут облегчить внедрение новых идей и новых методов выполнения чего-либо, которые будут приняты другими.
Для российского здравоохранения сейчас особенно актуальна проблема повышения эффективности медицинской помощи населению. В связи с этим необходимо, во-первых, решить задачу ресурсного обеспечения отрасли и рационального использования имеющихся ресурсов; во-вторых, наряду с бюджетным финансированием задействовать альтернативные источники денежных поступлений за счет расширения платных услуг, привлечения средств предприятий и др. Это позволит отрасли перейти на современные медицинские технологии, оснастить объекты здравоохранения новейшим оборудованием, начать производство эффективных лекарственных средств, поднять качество и профессионализм медицинского персонала.
Информация о работе Развитие теоретических основ управления. Система управления здравоохранением