Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:20, курс лекций
Менеджмент: понятие, история развития менеджмента.
Менеджмент как вид деятельности. Задачи менеджмента.
Слова “менеджмент” и “менеджер” пришли к нам из английского языка
и переводятся как “управление”. Менеджмент - это область научных знаний
и профессиональной деятельности, направленная на формирование и
достижение целей организации путем рационального использования всех
ресурсов.
Боковое взаимодействие. Боковое взаимодействие, известное также как горизонтальное взаимодействие, возникает между индивидуумами на одном и том же организационном уровне. С организационной точки зрения причины такого взаимодействия относятся к выполнению задания. Оно предоставляет возможности для координации действий, которая особенно необходима людям, тесно сотрудничающим друг с другом.
Тема лекции № 11: «Управленческое решение».
Содержание:
1. Содержание процесса управления.
В современных условиях даже очень опытный руководитель не всегда оказывается в состоянии без применения специальных средств и методов объективно сопоставить преимущества и недостатки вариантов решения и выбрать из них наилучший. Ни один человек, взрослея, не может не познать на практике процесса принятия решений. Как способность к коммуникациям, так и способность принимать решения, это умение развиваемое с опытом.
Каждый из нас в течение дня принимает сотни, а на протяжении жизни — тысячи и тысячи решений.
Управленческие решения принимаются на всех уровнях управления в соответствии с функциями, обязанностями и правами руководителей.
Характерной чертой любой ситуации, связанной с принятием решения, является наличие большого числа возможных вариантов действий, из которых нужно выбрать наилучший.
В идеале решение - это выбор определенного оптимального курса действий из возможных вариантов. Решение - это выбор альтернативы.
Принятие решения - это процесс, в результате которого из ограниченного числа предварительно отобранных вариантов руководитель выбирает один, по его мнению, наилучший, или одобряет предложенный специалистами единственный вариант.
В ходе обоснования решения
специалисты отсеивают
Теория обоснования решений
указывает некоторые общие
- комплексный подход к анализу проблемы (предполагает учет всех факторов, прямо или косвенно влияющих на решение проблемы);
- системный подход к оценке ее возможных решений (системный подход, на основе системного анализа, ориентирует на выбор такого решения, которое в наибольшей степени соответствует целям, стоящим перед системой, благодаря этому может быть обеспечено соответствие всех решений по частным вопросам общим целям).
Основное назначение системного анализа - представлять сущность проблем, стоящих перед руководителями, по возможности в более простом, обозримом виде, не предлагая при этом окончательных решений. Одна из целей применения системного анализа при исследовании той или иной проблемы - получить количественные характеристики преимуществ и недостатков возможных вариантов решения. Количественный анализ помогает лицу, принимающему решение, более объективно сравнивать варианты решения и выбирать из них наилучший.
1. Классификация и требования, предъявляемые к управленческим решениям.
Существует множество классификаций управленческих решений. Так, по функциональному содержанию различают решения: плановые, организационные, прогнозирующие, контролирующие, регулирующие, учетные, технологические, экономические, хозяйственные, и т.д..
По характеру организации разработки и принятия решения выделяют:
единоначальные, коллегиальные, коллективные; а по характеру целей:
текущие, тактические и стратегические.
Подходы к принятию решений.
Рассматривая процессы принятия решений, следует учитывать два момента. Первый заключается в том, что принимать решения, как правило, сравнительно легко. Все, что при этом делает человек, сводится к выбору направления действий. Трудно принять хорошее решение. Второй момент состоит в том, что принятие решения—это психологически и процесс. Все мы по опыту знаем, что человеческое поведение не всегда логично. Иногда нами движет логика, иногда — чувства. Поэтому неудивительно, что способы, используемые руководителем для принятия решений, варьируют от спонтанных до высокологичных.
Тема лекции № 12: «Групповая динамика, факторы, влияющие на
эффективность работы группы».
Содержание:
Группы различаются степенью своей организованности. По этому критерию выделяются формальные и неформальные группы.
Формальные группы состоят из статусных позиций и занимающих их людей, имеют жесткую структурную организацию с формальным определением статуса каждой позиции. Примером такой группы являются разного рода организации: банки, предприятия, политические партии, профсоюзы и т.п.
Неформальные группы - это чаще всего первичные группы, для которых характерна нечеткая структура, отсутствие формализации статусов.
К таким группам относятся семьи, компании приятелей, соседи и т.п.
Первичные неформальные группы имеют наиболее сильное воздействие на поведение потребителя. Вторичные неформальные группы могут включать людей, имеющих один и тот же стиль жизни, например любителей зимних лыж или отдыха на морских курортах. Неформальные вторичные группы чаще всего выбираются в качестве объектов воздействия рекламы.
Каждая группа имеет писаные и неписаные нормы, которые навязываются членам группы более или менее жесткими способами. Нормы представляют стандарты потребления, принятые в этой группе.
Члены группы учатся вести себя в соответствии с нормами и ценностями группы в процессе социализации или ресоциализации. На протяжении всего пребывания в группе они мягко или жестко обучаются потреблять так, “как прилично члену данной группы”. Эти нормы поначалу носят внешний, принудительный характер, но постепенно все более и более интериоризируются, то есть превращаются во внутренние, свои нормы, представляющиеся как результат собственного свободного выбора.
Группа имеет власть над своими членами, навязывая им формы потребительского поведения.
Власть - это способность принимать решения, обязательные для выполнения. Власть группы проявляется в ряде форм.
Власть вознаграждения -
это способность оказывать
Власть самоидентификации - это способность оказывать влияние на поведение индивидов, играя на их стремлении стать членом какой-то группы или теснее с ней сблизиться.
Тема лекции № 13: «Основы кадрового менеджмента. Управление ресурсами организации».
Содержание:
1. Основные принципы и направления кадровой политики. Организация деятельности кадровых служб. Кадровый менеджмент включает в себя следующие этапы:
1. Планирование ресурсов:
разработка плана будущих
2. Набор персонала: создание
резерва потенциальных
3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора;
4. Определение зарплаты и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения , найма и сохранения служащих.
5. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку;
6. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы;
7. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.
8. Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большой или меньшей ответственности, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договоры найма;
9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.
Задачи кадровой службы это направления кадровой работы, представление о целях работы с персоналом, конкретизированные с учетом конкретных условий существования организации.
Поскольку кадровая служба призвана обеспечить человеческую составляющую работы фирмы, что служит важной гарантией эффективности деятельности организации, то среди наиболее значимых ее задач можно выделить:
- помощь организации в достижении ее целей;
- эффективное использование мастерства и возможностей работников;
- обеспечение организации высококвалифицированными и заинтересованными служащими;
- стремление к наиболее
полному удовлетворению
- развитие и поддержание на высоком уровне качества жизни, которое делает желанной работу в организации;
- связь управления персоналом со всеми служащими;
- помощь в сохранении хорошего морального климата;
- управление движением к взаимной выгоде индивидов и организации.
2. Этапы кадрового планирования: информационный этап, этап разработки проектов кадрового планирования.
Кадровый менеджмент состоит прежде всего из планирования персонала. Процесс планирования включает в себя 3 этапа:
-оценка наличных ресурсов
(сколько человек занято
-оценка будущих потребностей (прогнозирование численности персонала, необходимого для реализации краткосрочных и перспективных целей);
-разработка программы
удовлетворения будущих
В процессе планирования следует обращать внимание на юридические ограничения. Имеется ввиду, например, закон о профессиональной безопасности и охране здоровья в различных отраслях промышленности и т.д.
Для того, чтобы нанять соответствующих работников, руководство должно знать, какие задачи они будут выполнять во время работы и каковы личные и общественные характеристики этих работ. Эти знания получают посредством анализа содержания работы. Существует несколько способов такого анализа. Один из них – наблюдение за работником и формальное определение и регистрация всех выполняемых им задач и действий. Другой метод предусматривает сбор такой информации посредство собеседования с работником или его непосредственным начальником. Третий метод заключается в том, что работника просят заполнить вопросник или дать описание работы и требований к ней. На основе полученной информации создается должностная инструкция, которая представляет собой перечень основных обязанностей, знаний и навыков, а также прав работника.
Тема лекции №
14: «Управление материальными
Содержание:
1. Проблемы эффективности распределения ресурсов в здравоохранении.
Большая часть ресурсов, потребляемых здравоохранением, относится к типичным ресурсам, потребляемым и другими отраслями экономики.
Традиционно принято различать четыре типа ресурсов здравоохранения:
финансовые, кадровые, материально-технические и информационные, но все они ограничены, п.э. приходится выбирать, как их использовать, и ни опыт, ни “здравый смысл”, ни “просвещенная интуиция” не могут заменить организованного анализа факторов, влияющих на принятие решения об использовании ресурсов.
Следует отметить, что при переходе к ОМС не произошло улучшение использования ресурсов здравоохранения, для чего имеются объективные причины (ОМС до сих пор контролирует лишь меньшую часть финансовых ресурсов здравоохранения), однако, несомненно, сказывается и недостаточный уровень менеджмента.
Чтобы переломить негативные
тенденции в использовании
2. Экономический механизм управления ресурсами ЛПУ.
Под управлением использованием ресурсов понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих оказание медицинской помощи населению
наиболее эффективными методами — с наименьшими затратами и высоким качеством.
Для практики российского
здравоохранения важно
Информация о работе Развитие теоретических основ управления. Система управления здравоохранением