Развитие теоретических основ управления. Система управления здравоохранением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:20, курс лекций

Описание работы

Менеджмент: понятие, история развития менеджмента.
Менеджмент как вид деятельности. Задачи менеджмента.
Слова “менеджмент” и “менеджер” пришли к нам из английского языка
и переводятся как “управление”. Менеджмент - это область научных знаний
и профессиональной деятельности, направленная на формирование и
достижение целей организации путем рационального использования всех
ресурсов.

Файлы: 1 файл

лекции менеджмент исо.docx

— 138.18 Кб (Скачать файл)

- изучение и анализ  условий труда и производственных  возможностей на каждом рабочем месте;

- изучение и анализ  производственного опыта для  устранения недостатков, выявления резервов и отражения передового опыта в нормах труда;

- проектирование рационального  состава, способа и последовательности выполнения элементов процесса труда с учетом технических, организационных, экономических, физиологических и социальных факторов;

- установление и внедрение  норм труда; систематический анализ выполнения норм труда и пересмотр устаревших норм.

Основные задачи нормирования труда состоят в том, чтобы обосновать необходимую и достаточную величину затрат рабочего времени на единицу

продукции в конкретных условиях; проектировать рациональные методы труда; систематически анализировать выполнение норм труда для вскрытия резервов производства; постоянно анализировать выполнение норм труда для вскрытия резервов производства; постоянно изучать, обобщать и распространять производственный опыт, пересматривать нормы затрат труда по мере изменения условий труда. Решение этих задач позволит облегчить труд работников, повысить производительность труда и увеличить объем производства.

Для эффективной  деятельности сестринского персонала  учреждений и младшего медицинского персонала большое значение имеет нормирование их труда. В стационарах нагрузка палатных медицинских сестер должна определяться количеством обслуживаемых пациентов на сестринском посту, в зависимости от тяжести пациентов и трудоемкости ухода за пациентами.

Эта нагрузка должна определяться штатным расписанием. Для уменьшения нагрузки палатных медсестер в ряде учреждений вводят дополнительные должности дневных медсестер.

Нагрузка медицинских  сестер процедурных кабинетов практически  не нормируется, кроме случаев, когда процедурная сестра перегружена. Нагрузка медсестер диагностических и лечебных служб нормируется в соответствии с утвержденными Минздравом РФ нормативами и т. д.

Важным элементом нормирования труда сестринского персонала является график их работы. Чтобы избежать переутомления сестринского персонала, следует пользоваться пунктом 13 “Отраслевых правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих учреждений, организаций и предприятий системы Министерства здравоохранения СССР” (с изменениями, внесенными приказом Минздрава СССР от 15 мая 1987 г. №685), в котором говорится о том, что в учреждениях здравоохранения разрешается работа до 12 часов в смену и назначение работника на работу в течение двух смен подряд запрещается. По решению трудового коллектива разрешается устанавливать продолжительность рабочей смены до 24 часов, при этом вопрос об установлении тому или иному работнику продолжительности рабочей смены до 24 часов должен решаться только с согласия-работника и профкома учреждения здравоохранения.

В содержание организационного нормирования входит так же регламентация порядка подачи работником заявлений на отпуска- совместительство, заместительство, совмещение профессий и др.

 

Исключительно большое значение имеет нормирование расходования спирта, перевязочных средств, одноразовых шприцев, лекарственных средств и др.

В связи с введением  обязательного медицинского страхования  и соответствии с медицинскими стандартами нормируются сроки пребывания пациентов с различными заболеваниями в стационаре, объемы диагностических и лечебных мероприятий. Это имеет прямое отношение и к деятельности сестринского персонала.

Деятельность в условиях ОМС требует от сестринского персонала  выполнения определенных требований по ведению документации: получение копий страховых медицинских полисов от пациентов, составление отчетов о проделанной работе и т. д.

Поскольку старшие медицинские  сестры лечебных отделений стационара являются материально ответственными лицами, организационное нормирование регламентирует порядок заключения договоров о полной материальной ответственности, правила приема и сдачи имущества, проведения инвентаризации, ответственности за утраченное имущество.

В настоящее время учет, хранение и использование лекарств, спирта, перевязочных материалов регламентированы множеством нормативных актов, и эта работа требует от старших медицинских сестер очень много внимания и заботы, и на нее старшие медсестры расходуют много времени.

Таким образом, организационное  нормирование регламентирует не только нормативы в работе, но и порядок различных видов деятельности.

Планирование  потребности и расчет численности  персонала.

Цель - правильно организовать долгосрочную работу с кадрами.

Планируются следующие изменения:

- потребность в замещении персонала по годам в связи с уходом на пенсию, увольнением и т.д.,

- потребность в снижении  численности персонала в следствие рационализации или сокращения объемов производства, простоев, неплатежей и т.д.,

- потребность в расширении  численности персонала в связи  с расширением производства, с развитием предпринимательской деятельности и т.д.

При расчете потребности  используют различные коэффициенты, например, коэф-т текучести кадров= число увольнений в плановый период/среднее число сотрудников в плановом периоде

Коэф-т невыходов на работу=(число отработанных дней*100)/ число дней, которые должны быть отработаны.

 

Тема лекции № 18: «Основы управленческой деятельности руководителей сестринских служб.

Содержание:

1. Управленческий персонал  сестринской службы, структура управления, субъекты, объекты и механизмы управления.

Управленческая структура  сестринским персоналом включает:

a) субъекты управления;

b) объекты управления;

c) механизмы управления.

Субъекты управления сестринским  персоналом - это руководители, главным образом главные медицинские сестры, заместители главных врачей, осуществляющие непосредственное управление старшими медицинскими и операционными сестрами, старшими фельдшерами, старшими акушерками, а также в ряде случаев и рядовыми средними медицинскими работниками.

К объектам управления сестринским  персоналом относится средний медицинский и фармацевтический персонал.

Для обеспечения эффективной  управленческой деятельности субъектов управления должны активно использоваться следующие механизмы управления:

1. Определение целей управления.

2. Использование принципов  управления.

3. Широкое применение  методов управления

2. Требования к руководителям  сестринским персоналом.

Требования к  субъектам управления сестринским  персоналом лечебно-

профилактических  учреждений:

1. Они должны обладать  комплексом личностных общечеловеческих  качеств, без которых невозможно  осуществлять управление людьми.

2. Руководителям необходимо  иметь достаточную профессиональную  подготовку.

3. Эффективная работа  руководителей возможна только  при наличии четко очерченного  круга должностных обязанностей, прав и ответственности.

4. Системная, комплексная  работа руководителей, полный  охват ими всех актуальных проблем деятельности возможны только при наличии у них четкого плана работы и детально разработанного регламента деятельности по дням и неделям месяца и умелого использования делегирования своих функций подчиненным.

5. Важнейший, обязательный  элемент управленческой деятельности - систематическое осуществление контроля за работой подчиненных, за выполнением ими своих должностных обязанностей, так называемых стандартов деятельности, за качеством сестринского ухода и др.

6. В современных условиях  руководители должны проявлять  заботу о подчиненных, об их настроении, здоровье, охране труда, материальном положении и других проблемах, волнующих работников.

7. Важнейшим условием  эффективной работы руководителей  является постоянное повышение  их квалификации.

3. Система методов управления. Основные направления управленческой деятельности руководителей сестринских служб.

Делегирование управленческих полномочий подчиненным.

Методы управления - это обобщенная группа приемов и способов действия, способствующих достижению какой-либо управленческой цели.

Методы управления включают:

1. организационно-распорядительные (административные) методы управления. ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, и т.п.

Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов  характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

2. социально-психологические  методы основаны на использовании социального механизма (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.).

3. экономические методы - осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников, они основаны на использование экономического механизма.

Основные направления  управленческой деятельности руководителей сестринским персоналом:

1. Подготовка и корректировка  должностных инструкций на сестринский  и младший медицинский персонал. Качественная подготовка должностных инструкций позволит четко определить подчиненность, обязанности и ответственность каждого работника.

2. Планирование работы  главных медицинских сестер. Это  позволит охватить в управленческой деятельности все основные направления работы сестринских служб.

3. Организация работы  руководителями сестринских служб,  подразделений; подбор, обучение  и воспитание резерва кадров  на должности руководителей сестринских служб подразделений.

4 Эффективная организация  труда сестринского и младшего  медицинского персонала, обеспечение  высокого качества их труда,  соблюдение технологической и трудовой дисциплины, соблюдение должного санэпид. режима.

5. Контроль за работой руководителей сестринских служб подразделений, а так же сестринского и младшего медицинского персонала.

6. Повышение квалификации  сестринского персонала, организация  его аттестации, сертификации, работа по подготовке резерва кадров на должности руководителей сестринских служб и подразделений.

7. Воспитательная работа, содействие созданию в коллективе благоприятного психологического микроклимата, создание в коллективе духа «культа пациента», поощрение инициативной и творческой работы.

8. Социально-правовая защита  сестринского и младшего медицинского персонала, забота об охране их здоровья, создании благоприятных условий

труда, организации отдыха, внедрение эффективных форм оплаты труда.

9. Эффективная организация  личного рабочего места и делопроизводства главных медицинских сестер.

Процесс делегирования начинается с классификации стоящих перед организацией или подразделением проблем составления перечня  полномочий, которые могут быть реально делегированы, выгод и риска, связанных с этим, характера, способностей и моральных качеств подчиненных.

Но общий  подход состоит в том, что делегировать полномочия нужно всегда максимальному количеству сотрудников, находящихся на самых низких этажах управленческой структуры, где на практике реализуются принимаемые решения.

 

Тема лекции № 19: «Управление ресурсами в здравоохранении.

1. Планирование  медицинской помощи с целью  достижения

максимальных результатов  за единицу затраченных ресурсов.

Эффективность – степень  достижения результата. Эффективность здравоохранения нельзя отождествлять с общеэкономической категорией

эффективности. Выделяют 3 вида эффективности:

а) медицинская

б) социальная

в) экономическая.

Медицинская эффективность - степень достижения медицинского результата и качественная и количественная характеристика степени достижения поставленных задач в области профилактики, диагностики и лечения заболеваний.

Показатели медицинской  эффективности:

- Общие показатели –  исходы, оцениваемые статистически

- Специальные показатели  – отражают особенности медицинской помощи

Экономическая эффективность – соотношение полученных экономических результатов и произведенных ресурсных затрат

Рассматривается в 2-х аспектах:

1. влияние здравоохранения  на общественное производство  в целом

(макроэкономический подход)

Информация о работе Развитие теоретических основ управления. Система управления здравоохранением