Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:20, курс лекций
Менеджмент: понятие, история развития менеджмента.
Менеджмент как вид деятельности. Задачи менеджмента.
Слова “менеджмент” и “менеджер” пришли к нам из английского языка
и переводятся как “управление”. Менеджмент - это область научных знаний
и профессиональной деятельности, направленная на формирование и
достижение целей организации путем рационального использования всех
ресурсов.
Планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них. Оно предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей.
Различают стратегическое,
тактическое и оперативное
Стратегическое планирование решает задачи завтрашнего дня и строится на долгосрочную перспективу. Такой план усиливает уверенность в будущем (на срок более 5 лет)
Тактическое планирование решает текущие задачи и определяет
промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. (от года до 5 лет)
Оперативные планы включают описание конкретных работ выполнение которых обеспечивает достижение общих и главных задач. (до 1года)
Планирование развития, расширения поля деятельности позволяет выбрать наиболее эффективные шаги достижения поставленной цели.
Рационально составленный план дает возможность предупредить и достойно встретить многие неизбежные проблемы. Планирование позволяет расширить поле зрения, дать ориентиры достижения цели, направить деятельность организации и ее руководства в быстро изменяющихся условиях, создать у всех членов коллектива организации единое представление о будущем.
Опираясь на план, руководители выбирают приоритетные направления распределения ресурсов при наличии многих конкурирующих альтернатив, определяют политические шаги и принимают оперативные решения, контролируют деятельность подразделений.
Общие цели планирования состоят в том, чтобы:
• выбрать главные направления развития организации;
• предсказать возможные неблагоприятные изменения и разработать меры по их предупреждению или противодействию им;
• определить основные направления деятельности и развития;
• дать ориентиры для принятия оперативных решений, контроля работы, выбора приоритетов при распределении ресурсов в условиях конкуренции интересов.
Итак, планирование - это процесс, заканчивающийся составлением плана.
Планом называется официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития организации в будущем; промежуточные и конечные цели и задачи, стоящие перед организацией; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных
обстоятельств.
2. Цель – как
важнейшая характеристика
В системе управления организацией цели выполняют ряд важных функций:
- цели отражают философию организации, концепцию ее деятельности и развития;
- цели уменьшают
- цели составляют основу
критериев для выделения
- цели сплачивают вокруг
себя энтузиастов, побуждают
- цели служат оправданием в глазах общественности необходимости и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия
Успешная реализация перечисленных и иных функций возможна при условии, когда цели организации отвечают определенной совокупности
требований, предъявляемых к ним.
Цели должны быть:
- конкретными;
- реальными, достижимыми в данных условиях;
- гибкими, способными к трансформации и корректировке;
- признаваемыми людьми в качестве своих личных целей;
- проверяемыми;
- совместимыми друг с другом во временном и пространственном отношении, не ориентировать членов организации на действия, противоречащие друг другу.
На основе целей организация формулирует задачи, которые должны быть решены в процессе их достижения. Задачи более конкретны и обладают не только качественными, но и количественными, пространственными и временными характеристиками.
Формирование миссии и целей организации, выбор стратегии.
Основная общая цель организации – чётко выраженная причина её существования – обозначается как её миссия.
Миссия детализирует статус организации и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
- Задача организации с
точки зрения её основных
- Внешняя среда по отношению
к организации, которая
- Культура организации.
На основе миссии организации формируются и устанавливаются общепринятые цели, затем руководство организации проводит анализ окружающей среды, сопоставляет внешние угрозы и возможности с внутренними силами и слабостями, оценивает все альтернативы и возможности и только затем приступает к выработке стратегии организации.
Стратегия – детальный, всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации.
3. Планирование и организация в учреждениях здравоохранения. Планирование и организация – это важнейшие функции управления учреждениями здравоохранения, включающие разработку путей, предложений по осуществлению целей, определённых стратегическими планами, и организацию намеченных мероприятий.
Планирование – это прежде всего процесс принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить неопределенность.
Организация заключается в разработке и осуществлении конкретных мер по реализации принятого плана.
Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования.
Это прежде всего определение
типа структуры управления, состава
и количества подразделений по уровням
управления, численность административно-
Устанавливаются:
управленческие функции для каждого структурного подразделения, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и конкретных работников
Тема лекции № 8: «Функции управления организацией: мотивация.
Использование мотивации
сотрудников в учреждениях
Содержание:
1. Понятие «мотивация», виды мотивации и условия эффективного применения мотивации.
Путь к эффективному управлению
человеком лежит через
Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления можно дать такое определение мотивации: мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
Чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, следует уяснить смысл некоторых основных категорий.
Потребности – это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремиться освободиться, так как пока потребность существует, она даёт о себе знать и «требует» своего устранения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности. Они могут удовлетворять их, подавлять и не реагировать на них.
Мотив- это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действий других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать, и то, как будет осуществлено это действие. Мотивы поддаются осознанию.
Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или же устраняя их из своей мотивационной совокупности.
Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путём пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования. В зависимости от того, какие цели преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования.
Первый тип мотивирования состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При таком типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям, и то, как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: «Я даю тебе то, что ты хочешь, а ты даешь мне то, что я хочу».
Задача второго типа мотивирования – формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы человека и, наоборот, ослабить те, мотивы, которые
мешают эффективному управлению человеком. Этот тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер, и часто не связан с какими – то конкретными действиями и результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности. Второй тип мотивирования требует больших усилий, знаний и способностей для его осуществления, но и результаты его существенно превосходят результаты первого типа мотивирования.
Мотивирование людей осуществляется путем использования различных приемов и способов воздействия на человека. Отдельный прием или способ мотивирования выступает в виде определенного мотиватора. Зная то, какие мотиваторы побуждают человека к тем или иным действиям, можно с их помощью пытаться управлять поведением человека.
2. Мотивация сотрудников в учреждениях здравоохранения.
При планировании и организации работы учреждения здравоохранения определяется, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто должен это сделать.
Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников, применяя на практике основные принципы мотивации.
Современные теории мотивации основаны на результатах психологических исследований, где основной упор делается на определении перечня и структуры потребностей людей. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение – это то, что человек считает для себя ценным. Руководители учреждений здравоохранения могут использовать на практике внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе, похвала и признание) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели, чувство значимости выполняемой работы).
Необходимость мотивации сотрудников в учреждениях здравоохранения обусловлена тем, что руководителям приходиться работать с людьми и среди людей и им важно знать причины тех или иных поступков своих подчиненных, чтобы иметь возможность направлять их действия в русло, желательное для организации. Известный менеджер американского бизнеса Ли Якокка отмечает: «Менеджер добился многого, если оказался способным побудить к энергичной деятельности, хотя бы одного человека. Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть в мотивации людей».
Тема лекции № 9: «Функции управления организацией: контроль.
Разновидности контроля в медицинских организациях».
Содержание:
1. Роль контроля в системе управления. Разновидности контроля, условия эффективного применения контроля.
Контроль является одной из основных функций менеджмента.
Деятельность организации требует, чтобы контроль, как и планирование, с которым он теснейшим образом связан, был непрерывным процессом.
Во-первых, с помощью контроля можно заранее обнаружить во внутренней или внешней среде организации факторы, которые могут оказать существенное влияние на ее функционирование и развитие и, подготовившись необходимым образом, своевременно на них отреагировать.
Кроме того, с помощью контроля отслеживаются недостаточно четко выраженные тенденции в развитии организации, их направление и глубина, что позволяет создавать более обоснованные и надежные планы деятельности, особенно на перспективу.
Информация о работе Развитие теоретических основ управления. Система управления здравоохранением