Развитие теоретических основ управления. Система управления здравоохранением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:20, курс лекций

Описание работы

Менеджмент: понятие, история развития менеджмента.
Менеджмент как вид деятельности. Задачи менеджмента.
Слова “менеджмент” и “менеджер” пришли к нам из английского языка
и переводятся как “управление”. Менеджмент - это область научных знаний
и профессиональной деятельности, направленная на формирование и
достижение целей организации путем рационального использования всех
ресурсов.

Файлы: 1 файл

лекции менеджмент исо.docx

— 138.18 Кб (Скачать файл)

Планирование  как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них. Оно предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей.

Различают стратегическое, тактическое и оперативное планирование.

Стратегическое  планирование решает задачи завтрашнего дня и строится на долгосрочную перспективу. Такой план усиливает уверенность в будущем (на срок более 5 лет)

Тактическое планирование решает текущие задачи и определяет

промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и  задач. (от года до 5 лет)

Оперативные планы включают описание конкретных работ выполнение которых обеспечивает достижение общих и главных задач. (до 1года)

Планирование развития, расширения поля деятельности позволяет выбрать наиболее эффективные шаги достижения поставленной цели.

Рационально составленный план дает возможность предупредить и  достойно встретить многие неизбежные проблемы. Планирование позволяет  расширить поле зрения, дать ориентиры достижения цели, направить деятельность организации и ее руководства в быстро изменяющихся условиях, создать у всех членов коллектива организации единое представление о будущем.

Опираясь на план, руководители выбирают приоритетные направления распределения ресурсов при наличии многих конкурирующих альтернатив, определяют политические шаги и принимают оперативные решения, контролируют деятельность подразделений.

Общие цели планирования состоят в том, чтобы:

• выбрать главные направления  развития организации;

• предсказать возможные  неблагоприятные изменения и  разработать меры по их предупреждению или противодействию им;

• определить основные направления  деятельности и развития;

• дать ориентиры для  принятия оперативных решений, контроля работы, выбора приоритетов при распределении ресурсов в условиях конкуренции интересов.

Итак, планирование - это процесс, заканчивающийся составлением плана.

Планом называется официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития организации в будущем; промежуточные и конечные цели и задачи, стоящие перед организацией; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных

обстоятельств.

2. Цель – как  важнейшая характеристика менеджмента.

В системе управления организацией цели выполняют ряд важных функций:

- цели отражают философию  организации, концепцию ее деятельности и развития;

- цели уменьшают неопределенность  текущей деятельности организации;

- цели составляют основу  критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности;

- цели сплачивают вокруг  себя энтузиастов, побуждают их  брать на себя добровольно нелегкие обязанности и прилагать все возможные усилия для их выполнения;

- цели служат оправданием  в глазах общественности необходимости и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность вызывает неблагоприятные последствия

Успешная реализация перечисленных и иных функций возможна при условии, когда цели организации отвечают определенной совокупности

требований, предъявляемых  к ним.

 Цели должны  быть:

- конкретными;

- реальными, достижимыми в данных условиях;

- гибкими, способными к трансформации и корректировке;

- признаваемыми людьми  в качестве своих личных целей;

- проверяемыми;

- совместимыми друг с другом во временном и пространственном отношении, не ориентировать членов организации на действия, противоречащие друг другу.

На основе целей организация  формулирует задачи, которые должны  быть решены в процессе их достижения. Задачи более конкретны и обладают не только качественными, но и количественными, пространственными и временными характеристиками.

Формирование  миссии и целей организации, выбор  стратегии.

Основная общая цель организации  – чётко выраженная причина её существования – обозначается как её миссия.

Миссия детализирует статус организации и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:

- Задача организации с  точки зрения её основных услуг  или изделий, её основных рынков и основных технологий.

- Внешняя среда по отношению  к организации, которая определяет рабочие принципы организации.

- Культура организации.

На основе миссии организации  формируются и устанавливаются общепринятые цели, затем руководство организации проводит анализ окружающей среды, сопоставляет внешние угрозы и возможности с внутренними силами и слабостями, оценивает все альтернативы и возможности и только затем приступает к выработке стратегии организации.

Стратегия – детальный, всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации.

3. Планирование  и организация в учреждениях  здравоохранения. Планирование и организация – это важнейшие функции управления учреждениями здравоохранения, включающие разработку путей, предложений по осуществлению целей, определённых стратегическими планами, и организацию намеченных мероприятий.

Планирование  – это прежде всего процесс принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить неопределенность.

Организация заключается  в разработке и осуществлении  конкретных мер по реализации принятого плана.

Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования.

Это прежде всего определение  типа структуры  управления, состава и количества подразделений по уровням управления, численность административно-управленческого персонала, определение характера подчиненности между структурными подразделениями организации, расчет затрат на содержание организации.

Устанавливаются:

управленческие функции  для каждого структурного подразделения, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и конкретных работников  

 

Тема лекции № 8: «Функции управления организацией: мотивация.

Использование мотивации  сотрудников в учреждениях здравоохранения».

Содержание:

1. Понятие «мотивация»,  виды мотивации и условия эффективного применения мотивации.

Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий можно разработать эффективную систему форм и методов управления человеком.

Руководители воплощают  свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления можно дать такое определение мотивации: мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Чтобы всесторонне  раскрыть понятие мотивации, следует  уяснить смысл некоторых основных категорий.

Потребности – это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремиться освободиться, так как пока потребность существует, она даёт о себе знать и «требует» своего устранения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности. Они могут удовлетворять их, подавлять и не реагировать на них.

Мотив- это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действий других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать, и то, как будет осуществлено это действие. Мотивы поддаются осознанию.

Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или же устраняя их из своей мотивационной совокупности.

Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путём пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования. В зависимости от того, какие цели преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования.

Первый тип  мотивирования состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При таком типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям, и то, как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: «Я даю тебе то, что ты хочешь, а ты даешь мне то, что я хочу».

Задача второго  типа мотивирования – формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы человека и, наоборот, ослабить те, мотивы, которые

мешают эффективному управлению человеком. Этот тип мотивирования носит воспитательный и образовательный характер, и часто не связан с какими – то конкретными действиями и результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности. Второй тип мотивирования требует больших усилий, знаний и способностей для его осуществления, но и результаты его существенно превосходят результаты первого типа мотивирования.

Мотивирование людей  осуществляется путем использования различных приемов и способов воздействия на человека. Отдельный прием или способ мотивирования выступает в виде определенного мотиватора. Зная то, какие мотиваторы побуждают человека к тем или иным действиям, можно с их помощью пытаться управлять поведением человека.

2. Мотивация сотрудников  в учреждениях здравоохранения.

При планировании и организации  работы учреждения здравоохранения определяется, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто должен это сделать.

Если выбор этих решений  сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников, применяя на практике основные принципы мотивации.

Современные теории мотивации  основаны на результатах психологических исследований, где основной упор делается на определении перечня и структуры потребностей людей. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение – это то, что человек считает для себя ценным. Руководители учреждений здравоохранения могут использовать на практике внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе, похвала и признание) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели, чувство значимости выполняемой работы).

Необходимость мотивации  сотрудников в учреждениях здравоохранения обусловлена тем, что руководителям приходиться работать с людьми и среди людей и им важно знать причины тех или иных поступков своих подчиненных, чтобы иметь возможность направлять их действия в русло, желательное для организации. Известный менеджер американского бизнеса Ли Якокка отмечает: «Менеджер добился многого, если оказался способным побудить к энергичной деятельности, хотя бы одного человека. Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть в мотивации людей».

 

Тема лекции № 9: «Функции управления организацией: контроль.

Разновидности контроля в медицинских организациях».

Содержание:

1. Роль контроля в системе  управления. Разновидности контроля, условия эффективного применения контроля.

Контроль является одной  из основных функций менеджмента.

Деятельность организации  требует, чтобы контроль, как и  планирование, с которым он теснейшим образом связан, был непрерывным процессом.

Во-первых, с помощью контроля можно заранее обнаружить во внутренней или внешней среде организации факторы, которые могут оказать существенное влияние на ее функционирование и развитие и, подготовившись необходимым образом, своевременно на них отреагировать.

Кроме того, с помощью  контроля отслеживаются недостаточно четко выраженные тенденции в развитии организации, их направление и глубина, что позволяет создавать более обоснованные и надежные планы деятельности, особенно на перспективу.

Информация о работе Развитие теоретических основ управления. Система управления здравоохранением