Развитие теоретических основ управления. Система управления здравоохранением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:20, курс лекций

Описание работы

Менеджмент: понятие, история развития менеджмента.
Менеджмент как вид деятельности. Задачи менеджмента.
Слова “менеджмент” и “менеджер” пришли к нам из английского языка
и переводятся как “управление”. Менеджмент - это область научных знаний
и профессиональной деятельности, направленная на формирование и
достижение целей организации путем рационального использования всех
ресурсов.

Файлы: 1 файл

лекции менеджмент исо.docx

— 138.18 Кб (Скачать файл)

В широком смысле под «организацией» понимаются, во-первых, внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная ее строением.

Во-вторых, совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязи между частями целого.

В-третьих, объединение людей, совместно реализующих некоторую  программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Тремя основными  признаками организации являются:

• наличие хотя бы двух людей, которые воспринимают (ощущают) себя частью группы;

• цель, которую все члены  группы принимают как общую;

• осознанная совместная работа членов группы для достижения важной для всех цели.

Организация – совокупность людей, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, обязанностей и иерархической структуры.

Рассматривая организацию как социальный институт, ее характеризуют по наличию следующих составляющих:

• цель – желаемое состояние;

• миссия – утверждение, раскрывающее смысл существования, специфику деятельности, основные социальные обязательства;

• структура – архитектоника, наличие отдельных частей и соотношение между ними, степень жесткости (гибкости) организационной конфигурации, тип взаимодействий между внутренними элементами;

• технология – механизм работы организации, способ преобразования ресурсов в результаты, являющиеся целями организации.

Создание и функционирование организации осуществляются по определенным законам. Законы организации, впервые сформулированные А.А. Богдановым в 1925 г., получили развитие в работах многих исследователей (В.Г. Афанасьев, Н. Винер, П.М. Керженцев, Б.З. Мильнер, А.М. Омаров, Г. Эмерсон и др.). Сформулированные ими законы условно подразделяются на законы организации в статике и динамике.

К законам организации  в статике относятся:

1) Закон композиции

2) Закон пропорциональности

3) Закон наименьших

4) Закон онтогенеза (развития)

Законами организации  в динамике являются:

1) Закон синергии

2) Закон информированности  (упорядоченности)

3) Закон единства (дополнения) анализа и синтеза

4) Закон самосохранения

2. Формальные и  неформальные организации.

С точки зрения легитимности деятельности организации можно разделить на официальные и неофициальные. Официальные создаются для решения конкретных производственных, хозяйственных и иных задач, являются юридически узаконенными, существуют в определенном правовом пространстве, и их деятельность регулируется соответствующими нормативными актами. В таких организациях существуют два типа отношений: официальные — между должностями и неофициальные (неформальные) между живыми людьми, личностями.

Неофициальные организации  складываются стихийно и существуют как совокупность юридически не зафиксированных в основном неслужебных контактов между людьми, преследующими определенные личные цели, достижение которых не обеспечивается их членством в официальных организациях. Исходя из характера связей, такие организации чаще называются неформальными.

3. Понятие системы  управления, структура системы управления, разновидности управленческих структур, их преимущества и недостатки (системный, процессный и ситуационный подходы к управлению).

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Структура управления организацией – форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей.

Элементами структуры являются отдельные работники и подразделения, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи  носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения.

 

Необходимость в них возникает  при наличии нескольких уровней управления (т.е. иерархичности управления).

В структурах управления связи могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации (главный врач или директор клиники) или ее структурных подразделений (заведующие отделениями). Функциональные связи осуществляются по линии движения информации и управленческих решений.

Иерархические структуры  управления чаще всего представлены следующими типами: линейными, функциональными; штабными; матричными.

Встречаются также их модификации: линейно-функциональные, линейно-функционально-штабные  и т.д.

Процессный подход рассматривает управление как систему непрерывных взаимосвязанных в пространстве и времени функций, процессов и операций.

В системном подходе подчёркивается то, что организация – это большая, сложная, вероятностная, открытая социально-экономическая система, т.е. совокупность элементов (люди, структура, задачи и технология), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный  подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Организация – это открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с внешней средой, определяющая необходимость адаптации принципов, приёмов, методов управления к соответствующей ситуации.

 

Лекция № 4. «Учреждения  здравоохранения как организация»

Содержание.

1. Типы учреждений здравоохранения.

В зависимости от форм собственности и источников финансирования выделяют три системы здравоохранения:

• государственную;

• муниципальную;

• частную.

К государственной  системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением субъектов РФ, Российская академия медицинских наук, а также находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные, аптечные, санитарно-профилактические учреждения и некоторые другие федеральные учреждения.

К муниципальной  системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные и другие учреждения.

К частной системе  здравоохранения относятся субъекты здравоохранения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.

 

Основным структурным  элементом в системе оказания медицинской помощи является учреждение здравоохранения, перечень которых утверждается соответствующим приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ (МЗиСр РФ).

В настоящее время действует  «Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения», утвержденная приказом МЗиСр РФ № 627 от 7 октября 2005 г.:

1.Лечебно-профилактические  учреждения:

1.1. Больничные учреждения

1.1.1. Больницы (участковая, районная  и др.)

1.1.2. Специализированные больницы (гинекологическая,

инфекционная и др.)

1.1.3. Госпиталь

1.1.4. Медико-санитарная часть

1.1.5. Дом (больница) сестринского  ухода

1.1.6. Хоспис

1.1.4.Лептозорий

1.2. Диспансеры (противотуберкулезный, наркологический и др.)

1.3. Амбулаторно-поликлинические  учреждения

1.3.1. Амбулатория

1.3.2. Поликлиники

1.4. Центры, в т.ч. научно-практические (гериатрической,

реабилитационный и др.)

1.5. Учреждения скорой  медицинской помощи и учреждения  переливая

крови

1.5.1. Станция скорой медицинской  помощи

1.5.2. Станция переливания  крови

1.5.3. Центр крови

1.6. Учреждения охраны  материнства и детства 9родильный  дом,

перинатальный центр и  др.)

1.7. Санаторно-курортные учреждения (грязелечебница,

бальнеологическая лечебница  и др.)

2. Характерные черты организационных  структур управления в ЛПУ. Организационная структура управления сестринской службой.

В ЛПУ выделяют следующие  уровни управления:

_ Стратегический (институционный). Управление высшего звена – это главный врач.

_ Тактический (управленческий). Управление среднего звена – это заместители главного врача.

_ Оперативный (технический). Управление низового звена – это начальники подразделений, не имеющие в подчинении других руководителей (зав. отделениями, старшие медицинские сестры).

Сложность организационной  структуры управления в ЛПУ зависит от количества вовлеченных в нее людей, но чтобы деятельность организации была эффективной, организационная структура управления должна соответствовать ряду требований: оптимальность, оперативность, экономичность, надежность.

Основные типы организационных структур управления:

_ линейная,

_ линейно-функциональная,

_ линейно-штабная,

_ матричная.

Линейная структура  управления характеризуется четким единоначалием.

Достоинства:

_ простота планирования, организации и координации

деятельности

_ простота контроля

_ оперативность принятия и реализации управленческих решений.

Недостатки:

_ разобщенность горизонтальных связей в производственных системах _ усложнение и увеличение сроков принятия и реализации управленческих решений при большом числе уровней управления.

Функциональная  структура управления

Достоинства:

_ распределение линейных и функциональных полномочий обеспечивает высокое качество принимаемых решений.

Недостатки:

_ нескоординированные решения специалистов, неизбежно вступали в противоречие друг с другом _ в результате этого функциональные руководители начинали бороться за их приоритетность, что вносит дезорганизацию в систему управления.

Линейно-штабная  система управления

Создание штаба обусловлено  сложностью и комплексностью управления, необходимостью оказания помощи со стороны экспертов.

Преимущества:

_ эффективное решение оперативных задач без создания новых организационных структур.

Недостатки:

_ все решения должно принимать первое лицо.

_ вырабатываемые решения штабом часто не соответствуют реальным потребностям практики, а неучастие в реализации своих решений делает их безответственными.

_ неизбежность преобладания организационно – распорядительных методов управления над экономическими и социально-психологическими _ сложность формирования психологического климата в коллективах.

В здравоохранении линейно-штабные  структуры необходимо создавать в следующих случаях:

_ во время стихийных бедствий, эпидемий, крупных катастроф и аварий _ для внедрения новых организационных и медицинских технологий в практику _ при реорганизации различных медицинских служб.

 

Структура управления сестринским персоналом Управление сестринским персоналом - это целенаправленная деятельность руководителей сестринских служб, использующих различные управленческие структуры для обеспечения сестринской помощи населению соответствующего качества и объема.

Управление является эффективным, если все элементы управленческой структуры взаимосвязаны между собой прямой и обратной связью.

Управленческая  структура сестринским персоналом включает:

a) субъекты управления;

b) объекты управления;

c) механизмы управления

В ЛПУ организационная  структура управления сестринским персоналом включат в себя:

Информация о работе Развитие теоретических основ управления. Система управления здравоохранением