Развитие теоретических основ управления. Система управления здравоохранением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:20, курс лекций

Описание работы

Менеджмент: понятие, история развития менеджмента.
Менеджмент как вид деятельности. Задачи менеджмента.
Слова “менеджмент” и “менеджер” пришли к нам из английского языка
и переводятся как “управление”. Менеджмент - это область научных знаний
и профессиональной деятельности, направленная на формирование и
достижение целей организации путем рационального использования всех
ресурсов.

Файлы: 1 файл

лекции менеджмент исо.docx

— 138.18 Кб (Скачать файл)

Однако недостаток ресурсов здравоохранения, ограниченные возможности конкуренции, существование бюрократических барьеров и ряд  других факторов сдерживают развитие рыночных отношений. С учетом специфики здравоохранения невозможно механическое перенесение накопленного опыта хозяйственных отношений из сферы материального производства в область лечебно-профилактической деятельности.

В связи с переходом  экономики России на рыночные методы необходима разработка механизма управления здравоохранением, ориентированного на функционирование в условиях рынка.

 

Тема лекции № 22: «Руководство: власть и личное влияние».

Содержание:

1. Власть и ее  основы. Характеристика власти как  организационного процесса. Понятие "власть" означает способность того или иного лица влиять на окружающих с целью подчинить их своей воле. Руководителю она позволяет распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать более эффективно работать, предотвращать возникающие конфликты.

Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть — это власть должности. Власть должности обусловлена официальным местом лица, ее занимающего, в структуре управления организацией и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться его распоряжениям, либо объемом материальных ресурсов, которыми данное лицо может без согласования с другими распоряжаться.

Реальная власть — это  власть как должности, так влияния  и авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью зависимости его от окружающих.

Границы формальной и реальной власти совпадают не всегда.

2. Способы реализации  власти. Методы эффективного использования власти и влияния в управлении здравоохранением и сестринским делом.

Существует несколько  основ власти в организации.

_ Прежде всего, это власть, основанная на принуждении, когда исполнитель верит , что руководитель располагает возможностью наказать его за неисполнительность.

_ Власть основанная на вознаграждении, когда исполнитель верит в возможность руководителя поощрить его за выполненную работу.

_ Близка к предыдущей власть, основанная на знаниях и компетенции (экспертная власть), лица, обладающие ими, способны указать окружающим пути решения тех или иных проблем, достижения поставленных целей и т.п.

_ Четвертой основой власти является добровольное подчинение одних лиц другим. У такого подчинения может быть три причины: традиция, личная харизма и убежденность.

 

Тема лекции № 23: «Стили лидерства. Руководитель-лидер.

Содержание:

1. Определение понятий  лидерство, теории лидерства.

Лидерство - это искусство  влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Очень часто, к сожалению, особенно в политике, это оказываются амбициозные личные цели самого лидера.

Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.

Лидер прекрасно чувствует  и понимает психологические особенности партнеров, противников, начальства, умело их использует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс.

Существует два  психологических типа лидеров: "игроки" и "открытые". Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими.

Они умеют "пускать пыль в глаза", а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами.

Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостями людей, не мешающим работе.

Ученые - бихевиористы применили три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.

Согласно личностной теории лидерства, также известной  под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт: уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль.

Ни подход с позиций  личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха.

Однако более поздние  исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.

Поэтому современная  теория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям.

Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как  разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства — в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

2. Личностные качества  лидера. Проблема лидерства в управлении, сочетание качеств руководителя и лидера.

К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим.

Руководитель должен стараться  понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Главная задача менеджера делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Он стремится сбалансировать интерес группы, руководства и организации.

Нельзя обозначить лидерство  какой-то формулой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы.

Другие обучаются этому. А третьи никогда этого не постигают.

В конце концов, каждый находит  свой стиль. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффективностью, внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно. Но некоторые общие характерные черты присущи лидерам различных стилей.

 

Тема лекции № 24: «Психологические аспекты управленческой

деятельности».

Содержание:

1. Психологические закономерности  управленческой деятельности.

Процесс управления – процесс  достижения цели с помощью других людей. Таким образом, составляющие деятельности разделяются между ее участниками: цели ставит один человек, а действия и операции, направленные на их достижение, зачастую производятся другими людьми Управление людьми осуществляется в общении руководителя с подчиненными (непосредственном или опосредованном). В свою очередь общение всегда включает в себя элемент психологического воздействия. В психологии воздействие понимается как психологический результат общения, проявляющийся в изменении эмоционального состояния, поведения или внутренних установок хотя бы одной из взаимодействующих сторон. В структуру социально-психологического воздействия входят:

субъект, объект, способы воздействия, средства, механизм воздействия.

Субъект психологического воздействия  – тот, кто осуществляет воздействие. Объект – тот, кто подвергается воздействию.

Способы воздействия:

1. Административные. Применение  системы административных поощрений и наказаний.

2. Социально-психологические.  Идентификация, эмоциональное заражение, внушение, эмпатия, подражание, убеждение.

Средства, используемые субъектом  воздействия, зависят от конкретного вида воздействия. Воздействие может быть непосредственным (в процессе межличностного общения) и опосредованным, например различными техническими средствами.

Система административных воздействий  основана на использовании законов научения. Основным приемом является использование подкрепления – позитивного или негативного. Подкрепление может выражаться в вещественной форме (деньги, система социальных льгот, подарки, премии) и в невещественной (знаки внимания, уважения, оценки).

Если формы административного  воздействия используются руководителями сознательно, то многие виды социально-психологического воздействия осуществляются неосознанно (идентификация, подражание, внушение, заражение, эмпатия).

2. Основные этико-психологические  принципы и формы управленческого общения.

Управленческое общение - это общение, вызванное необходимостью осуществления управленческих функций с учетом обратной связи.

Его участники выступают  в официальных статусах для решения  целей и задач. Специфической особенностью этого процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям.

Известны «писанные и  неписанные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и формы обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих пониманию людей.

Деловой этикет включает в себя две группы правил:

1) нормы, действующие в  сфере общения между равными  по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);

2) наставления, определяющий  характер контакта руководителя  и подчиненного (вертикальное отношение).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией, для того, чтобы строить совместную деятельность и сотрудничество.

Взаимодействие  состоит из этапов:

1) установка контакта  знакомства, предполагает восприятие  другого человека;

2) представление себя  другому;

3) ориентировка в ситуации  общения, осмысление происходящего:

4) обсуждение интересующей  проблемы;

5) решение проблемы;

6) завершение контакта (выход  из него).

Формы управленческого  общения:

1. субординационная - это общение между руководителями и подчиненными, в основу которых положены административно – правовые нормы. Эта форма общения может носить линейный характер;

2. служебно-товарищеская - это общение между коллегами, в основу которого положены административно - моральные нормы;

3. дружеская - это общение между руководителями, подчиненными, в основе которого лежат морально - психологические нормы взаимодействия.

3. Психологические особенности  управленческой деятельности.

К руководителю предъявляются  определённые психологические требования. Он должен обладать творческим мышлением, богатым, но реальным воображением. Умение руководителя определить в каждом работнике ту структуру качеств, которыми должен обладать кандидат на занятие должности, составляет важное условие правильного подбора и расстановки кадров. Формирование коллектива связано с решением проблемы психологической совместимости. Это требует от руководителя, чтобы он знал психологические особенности работников и умел их учитывать при формировании отдельных звеньев коллектива. Такой подход позволит ему воздействовать на формирование лучшего социально –психологического климата в коллективе.

Важнейшим моментом в управленческом процессе является принятие управленческого решения. Каждый руководитель должен видеть проблемы, которые выдвигаются условиями руководимой им системы. Каждому руководителю надо выбрать и сформировать в себе чувство нового, умение анализировать, из бесчисленного количества информации и фактов выделять важнейшие вопросы.

Информация о работе Развитие теоретических основ управления. Система управления здравоохранением