Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:00, шпаргалка
1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека.
2. Нормативные документы, регламентирующие процессы менеджмента на предприятии: структура и содержание.
.....
41. Компоненты корпоративной информационной системы (КИС). Требования, предъявляемые к КИС.
42. Взаимосвязь функций мотивации и стимулирования на предприятии. Методы мотивации.
Менеджмент является наиболее древним видом человеческой деятельности.
Необходимость в управленческой деятельности возникла давно,как только люди стали объединяться для производства совместных действий и усилий, т.е. появилась необходимость в управлении.
Управление является
инструментом организации производства,
необходимым для того, чтобы вести
предприятие к выбранной
Управленческие решения описываются в нормативных документах, устанавливающих порядок осуществления управленческой деятельности.
Примеры нормативных документов:
Управленческие решения закрепляются приказами и распоряжениями администрации. Приказы и распоряжения обеспечивают директивность, своевременность и адресность управленческого решения.
управл. задачи по ф-циям управления (управление персоналом) определ. таким норм. док-том как структура. ф-ции управленч. подразделения (прием, перевод и увольнение раб-в, учет кадров, оценка деят-ти раб-в) (-управл. дея-ть пост. хар-ра, конкретизир. ф-ции управл) регламентируются положением о подразделениии. обязанности раб-ка аппарата управления (ведение картотеки работающих, личных дел сотр-в, труд. книжек) (управл. деят-ть пост. хар-ра, конкретизир. ф-ции подразделения) – должн. инструкция. структура дол. инстр.: 1)подчиненность и квалификац. требования к д-ти; 2)обязанности; 3)ответств-ть; 4)права. управленч. работы (формирование личн. дел, внесение изменений в личн. дела, сдача в архив уволенных) (-управл. деят-ть. конкретизир. обяз-ти раб-ка с указ. рез-та и срока выполнения)– план-график. операции (печатание выписок из приказов, об изменениях в дол-ти, окладе, месте работы, подшивка выписок и заявлений в личные дела) (-этап упр. работы, заканчив-ся самост. промежуточным рез-том) регламент. процедурой выполнения управл. работ (-сов-ть операций по выполн. управл. работы с приложением форм заполняемых док-тов).
преимущества разработки
норм. док-тов для решения типовых
задач: 1.более быстрое и качеств.
вхождение в дол-ть вновь принятых
раб-ков; 2.эффект. взаимозаменяемость
раб-ков; 3.увелич. времени раб-ков
на содержат. проработку вопросов; 4.возм-ть пост. совершенствов. управл.
3. Основные положения школы
научного управления и ее вклад в современную
науку управления.(1885-1920)
Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Фредерика Тейлора, Френка и Лилиан Гилбрет ,Генри Гантта,Генри Форда и Генри Эмерсона. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.
Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством.Работа «Принципы и методы науч.мнджм»
Задача управл-я заключ.в том,чтоб используя науч.методы найти самый рацион.путь выполн-я конкрет.работы и довести его до исполнителя.
Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.
Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.
Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению — это определенная специальность.Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.
Его основные принципы: анализ содержания каждого вида работы; опред-е осн-х операций по виду работы;с помощью хронометража выбрать самые эфф-е способы работы; изменить рабочие операции;разраб-ть стандарт.приемы их выполнния;дифф-я система оплаты труда.
Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.Создал оператив.упр-е и календар.планиров-е.Повремен. и сдельн.формы оплаты труда.
Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.
Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности. Труд «12 принципов производительности»(наличие точных целей; дисциплина;справедлив.отн-е к персоналу;нормы и расписание;вознагражд-е за произв-ть.
Генри Форд продолжил
идеи Тейлора в области организации
производства. В системе Тейлора
центральное место занимал
4.Основные положения административной (классической) школы и ее вклад в современную науку управления.
Классическая или
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.
Файоль сформулировал следующие 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления:
1. Разделение труда, т.е. специализация, необходимая для эффективного использования рабочей силы, применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского.
2. Власть и ответственность.
3. Дисциплина. для поддержания дисциплины необходимо наличие хороших руководителей на всех уровнях
4. Единоначалие. имеет по сравнению с коллегиальностью то преимущество, что оно обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства. Поэтому оно имеет тенденцию к преобладанию.
5. Единство руководства. Виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться единым планом.
6. Подчинение частных интересов общим. Интересы служащего или группы служащих нс должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан.
7. Вознаграждение. Методы стимулирования труда должны быть справедливыми
8. Централизация. Не прибегая к термину "централизация власти", Файоль говорит о степени концентрации или рассредоточения власти. Конкретные обстоятельства будут определять, какой вариант "даст лучший общий результат".
9. Скалярная цепь, т.е."цепь начальников" от самого высшего до самого низшего ранга, от которой не нужно отказываться, но которую следует сократить
10. Порядок, т.е. "всему свое место, и вес (каждый) на своем (его или ее) месте".
11. Справедливость.
12. Стабильность рабочего места для персонала.
13. Инициатива, т.е.обдумывание и выполнение плана.
14. Корпоративный дух, т.е. принцип "в единении сила". четырех главных принципах:
Файоль первый выделил ф-ции мнджм:
предвидение, планирование,организ-я,
Игорь Ансофф «Корпоротивная стратегия».
Макс Вебер-немецкий социоог и экономист.
Придумал теорию бюрократической организ-и.(
5. Основные положения школы человеческих
отношений и поведенческих наук и их вклад
в современную науку управления.
Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.
Г.Мюнстербергом Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.
Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого поведения.
Первым серьезным достижением поведенческой школы было доказательство того факта, что на производительность труда исполнителя оказывают влияние не только материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные.
Видную роль в создании «школы человеческих отношений» сыграли так называемые хоторнские эксперименты, проводившиеся на предприятиях компании «Вестерн электрик» в городе Хоторне (США) под руководством заведующего отделом промышленных изысканий Гарвардского университета
Джорджа Элтона Мейо. Эти опыты длились с 1927 но 1939 год. Были получены ценнейшие экспериментальные данные,. Смысл экспериментов в изучении влияния на производительность труда условий, организации и оплаты работы, а также отношений членов трудового коллектива между собой и с руководством предприятия. Главным выводом из хоторнских экспериментов было доказательство того, что, создав на предприятии благоприятный социально-психологический климат, можно существенно увеличить производительность труда (в эксперименте это увеличение достигало 40 %).
Дальнейшим развитием «школы человеческих отношений» стала так называемая «школа поведенческих наук», по-другому - «бихевиористское направление» (от английского «бихевиор» - поведение). Известнейшим представителем «поведенческой школы» менеджмента является американский психолог Абрахам Маслоу. прославившийся благодаря разработанной им так называемой «пирамиде потребностей».
«Школа человеческих отношений» вызвала
к жизни важнейшее направление
современного менеджмента, известное
под названием «персонал-
Э. Мэйо полагал, что конфликты между человеком и организацией можно снять, удовлетворяя потребности исполнителя, от чего выигрывали как работники, так и работодатели. Следовательно, доктрина человеческих взаимоотношений сменила классическую школу.
К недостаткам школы можно
Большое место занимают проблемы мотивации людей в организации. К Уделивших этим проблемам значит. внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера.Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.
6. Особенности российского менеджмента: система взглядов на управление предприятиями РФ.
осн. факторы, влияющие на становление и развитие м-та в рос. экономике.1)формирование рыночного механизма и сочетание его с госуд. регулированием. 2)изменение в структуре потребностей общества в продукции и услугах, ориентация мен-та преимуществ. на удовлетворение потребностей в предметах потребления. 3)обострение внутр. конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижение спроса на традицион. отечеств. товары и услуги. 4)интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к междунар. стандартам. 5)усиление социальных и эколог. требований к деят-ти орг-ции, ориентация м-та на внешн. факторы эффективности орг-ции. 6)возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация (разнообразие деят-ти) и кооперация (объед. компаний в многоуровн. орг-цию) орг-ций. 7) профессионализация мен-та, повышение его обществ. значимости и оценки, стремление к обучению и повышению профес. квалификации.
Важнейшая функция государства – целеполагание
– практически полностью отсутствует,
а проблема организации управления не
воспринимается в принципе”. России нужна
новая система управления. Однако ее формирование
идет крайне медленно и противоречиво.
Отечественная наука теории управления
в последнее десятилетия развивается
в основном по пути заимствования и адаптации
зарубежных, в первую очередь североамериканских
теоретических установок и технологий.