Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:00, шпаргалка
1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека.
2. Нормативные документы, регламентирующие процессы менеджмента на предприятии: структура и содержание.
.....
41. Компоненты корпоративной информационной системы (КИС). Требования, предъявляемые к КИС.
42. Взаимосвязь функций мотивации и стимулирования на предприятии. Методы мотивации.
10.Сущность и содержание социально-психологических методов управления.
Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности.
Внушение представляет собой психологическое целенаправленное воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи его апелляции к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду . Внушение может вызвать у человека, иногда помимо его воли и сознания, определенное состояние чувств и привести к совершению человеком определенного поступка.
Убеждение базируется на аргументированном и логическом воздействии на психику человека для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе.
Подражание является способом воздействия на отдельного работника или социальную группу путем личного примера руководителя или новатора производства, образцы поведения которого являются примером для других.
Вовлечение является психологическим приемом, при помощи которого работники становятся соучастниками трудового или общественного процесса, например выборов руководителя, принятия согласованных решений, соревнования в коллективе и др.
Побуждение – позитивная форма морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные качества работника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении порученной работы, что позволяет повысить моральную значимость сотрудника в организации.
Принуждение – крайняя форма морального воздействия, когда другие приемы воздействия на личность не дали результатов и работника заставляют, возможно, даже против его воли и желания, выполнять определенную работу.
Осуждение – прием психологического воздействия на человека, который допускает большие отклонения от моральных норм в коллективе или результаты труда и качество работы которого крайне неудовлетворительны.
Требование имеет силу распоряжения. В связи с этим оно может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется непререкаемым авторитетом.
Запрет предполагает тормозящее воздействие на личность. К нему мы относим запрещение импульсивных действий неустойчивого характера, что, в сущности, является вариантом внушения, а также запрещение недозволенного поведения (выпивка, бездеятельность, попытка хищения или брака).
Порицание обладает убеждающей силой только в условиях, когда собеседник идентифицирует себя с руководителем: «он один из нас».
Командование применяется
«Взрыв» – прием, известный как мгновенная перестройка личности под влиянием сильных эмоциональных переживаний. Применение «взрыва» требует создания специальной обстановки, в которой возникли бы чувства, способные поразить человека своей неожиданностью и необычностью.
Метод Сократа основан на стремлении оградить собеседника от того, чтобы тот сказал «нет». Как только собеседник скажет «нет», его очень трудно повернуть в обратную сторону.
Намек – прием косвенного убеждения посредством шутки, иронии и аналогии. В некотором смысле формой намека может быть совет.
Комплимент нередко смешивают с лестью.
Похвала является позитивным психологическим приемом воздействия на человека и оказывает более сильное действие, чем осуждение.
Просьба является весьма распростра. формой общения между коллегами, молодыми и опытными работниками и реже прим-тся во вз/отн-х руководителя с подчиненными.
Совет – психол. метод, основанный
на сочетании просьбы и убеждения, часто
применяемый во взаимоотношениях коллег,
наставников молодых рабочих и опытных
руководителей.
11.Сущность и содержание организационно-
Организационно-
системе законодательных актов страны;
системе нормативных документов вышестоящих структур управления;
системе разрабатываемых в организации, фирме и т.п. планов, программ, заданий;
системе оперативного управления.
В систему законодательных актов страны входят государственные законы, указы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, положения, инструкции, методы и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами (Президентом, парламентом, правительством) для обязательного применения на территории всей страны.
Система нормативных документов вышестоящих управленческих структур включает в себя стандарты, положения, инструкции, методики, постановления коллегий министерств и ведомств, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководством этих государственных органов, и действующие во всех организациях, учреждениях и т.п., объединенных данным министерством или ведомством.
Система разрабатываемых в данной организации, фирме и т.п., планов, программ, заданий имеет нормативно-распорядительный характер для всех звеньев и работников данной организации, регламентирует их деятельность, направленную на достижение стоящих перед нею целей и задач и направлена на повышение эффективности ее функционирования.
Система оперативного регулирования включает в себя распоряжения, поощрения, санкции, участие в управлении и передачу полномочий и ответственности сверху вниз по служебной лестнице. Например, распоряжение, даваемое руководителем подчиненному, обычно содержит в себе указание, что должен совершать или, напротив, не совершать подчиненный в тех или иных обстоятельствах или при изменении обстоятельств.
Организационно-
вынужденное и внешне
навязанное подчинение, которое сопровождается
дискомфортным чувством зависимости
от нажима (порой грубого и
пассивное подчинение, сопровождаемое облегчением, связанным с освобождением от принятия самостоятельных решений;
осознанное, внутренне
обоснованное подчинение, связанное
с пониманием аргументированности
и важности полученного распоряжения
и со стремлением выполнить его
в намеченные сроки и с максимальным результатом.
12.Содержание функций и труда менеджера.
Функции и содержание труда руководителей
Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые обязаны ему подчиняться и в установленных рамках выполнять все его требования.
В трудовом коллективе руководитель несет персональную ответственность за решение возложенных на коллектив задач, состояние и результаты его деятельности.
Функции:
1. Стратегическую, заключающуюся в постановке целей организации, разработке стратегии и планировании.
2. Экспертно-инновационную, в процессе ее реализации руководитель направляет процесс разработки и внедрения новых видов продукции и услуг, создает условия для организационных преобразований, консультирует подчиненных.
3. Административную, объединяющую целый ряд подфункций:
-контрольную
-организационную
-направляющую
-кадровую
-стимулирующую
4. Коммуникационную, сводящуюся к налаживанию внутренних и внешних связей, проведению совещаний, переговоров, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, распространению информации, представительству.
5. Социальную, выполняя которую руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат.
Процесс организации труда руководителя должен в полной мере охватывать все виды деятельности в соответствии с их функциями, правами, обязанностями, ответственностью, зафиксированными в нормативно – правовых актах (положениях, инструкциях).
При определении содержания труда руководителя необходимо проанализировать содержание каждого вида его деятельности. Особое внимание следует уделять элементам творчества в процессе подготовки и принятия управленческих решений, имеющим принципиальное значение для управления коллективом.
Большинство специалистов выделяют основные три группы качеств руководителей, которые характеризуют его труд - это профессиональные, личностные и деловые.
К профессиональным относят:
высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;
широта взглядов, эрудиция, глубокое знание не только своей, но и смежных сфер деятельности;
стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении ими, их обучение;
• умение рационально использовать
время, планировать свою работу.
13. Роль менеджера в организации.
Менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль и занимают одинаковые позиции в организации. Также далеко не одинаковы задачи, решаемые различными менеджерами, и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже различны.
Организация не может существовать без менеджеров, ибо они:
-обеспечивают выполнение
организацией ее основного
-проектируют и устанавливают
взаимодействие между
-разрабатывают стратегии
поведения организации в
-обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые ее контролируют;
-являются основным информационным звеном связи организации с внешней средой;
-несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;
-официально представляют организацию на церемониальных мероприятиях.
Менеджеры
играют в организации
Во-вторых, это информационная роль, состоящая в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет эту информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации.
В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего ее членов на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации. Менеджер должен быть лидером, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить
14. Понятие ОСУ предприятием. Линейно-функциональная, дивизионная, матричная, проектная, виртуальная. ОСУ предприятий: их достоинства и недостатки.
Виды организационных структур управления
Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по
управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для
выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения
функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на
распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за
ним функций.
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение
подразделений и должностей и характер связи между ними.
Различают связи:
- линейные (административное подчинение);
- функциональные (по сфере деятельности без прямого административного
подчинения);
-
межфункциональные, или
и того же уровня).
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов
организационных структур управления:
- линейная;
- функциональная;
- линейно-функциональная;
- матричная;
- дивизиональная;
- множественная.
15. Менеджмент в системе понятий рыночной
экономики как вид деятельности, аппарат
управления, искусство управления.
В рыночной экономике понятие менеджмента занимает существенное место.
Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей [2, с.5]. В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем» [3]. К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению. Более того, целеполагание – одна из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей.
Термин «менеджмент» имеет несколько значений. Рассмотрим их.
1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата [4, с.12].
2) Менеджментом называют сам проц