Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:00, шпаргалка
1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека.
2. Нормативные документы, регламентирующие процессы менеджмента на предприятии: структура и содержание.
.....
41. Компоненты корпоративной информационной системы (КИС). Требования, предъявляемые к КИС.
42. Взаимосвязь функций мотивации и стимулирования на предприятии. Методы мотивации.
От науки управления
требуется прежде всего объективная оценка
состояния российского общества и формулирование
национальных целей, которые могли бы
вдохновить большинство народа. страна
нуждается в новых идеях, планах, публичных
дискуссиях о новых путях возрождения
России. Но больше всего она нуждается
в критической массе компетентных управленцев
способных осознать новые реалии, страдать
из-за горестного состояния российского
народа, увидеть те потенциальные возможности
России, опора на которые позволит вывести
страну на новые пути и адекватно действовать.
Пока же в России формируется такая политическая
и финансово-экономическая элита, которая
не способна к системному восприятию мира,
действует на “корыстных программах”,
и поэтому не только не способствует поиску
достойных выходов из кризисных состояний,
нарастающих потрясений и катастроф, а
своими некомпетентными действиями только
увеличивает число возникающих проблем,
которые требуют своевременного и адекватного
решения.
Принципиальные изменения требуются
в системе оплаты труда. Сегодня для нее
характерны в основном черты XIX века. Основная
масса работников по современным стандартам
находятся в состоянии нищеты. Падает
уровень образования народа. Как известно,
необразованный человек не может использовать
технологии, даже если их ему продадут,
а бедное общество не удержит достаточное
количество образованных людей. Это создает
объективную основу для дальнейшего отставания
страны.
Одно из ключевых направлений деятельности
советских управленцев в дореформенный
период можно охарактеризовать как мотивированное
искажение реальных показателей – зачастую
только манипулируя цифрами, управленец
эпохи социализма мог оградить себя от
санкций вышестоящего руководителя.
Современный менеджер отличается от управленца
советских времен. Во-первых, в плане технических
аспектов управления предприятием он
более самостоятелен. Однако, когда речь
идет об общих целях предприятия, ему приходится
считаться с позицией собственника, имеющего
своеобственное видение ситуации. Во-вторых,
у менеджера нового типа меньше возможностей
«плыть по течению» – в условиях отсутствия
четких правил игры он вынужден чаще опираться
на интуицию и опыт и реже, чем советский
управленец, использовать формальные
хозяйственные показатели.
Сегодня в стране все больше дают знать
о себе представители третьей группы –
молодые и амбициозные наемные профессиональные
менеджеры.
Менеджмент - это вид деятельности человека,
который имеет общие и специфические черты.
Общие черты отражают этапы развития цивилизации,
уровень научно-технического прогресса
и описаны в различных научных подходах.
Специфические черты отражают национальные
и исторические особенности, географические
условия, уровень социально-экономических
отношений, культуру. Именно поэтому существует
понятие не только менеджмента вообще,
но и понимание существования американской,
японской, и, конечно же, российской модели
менеджмента.
Процесс движения России к рыночной экономике необратим. Россия сейчас проходит тот эволюционный путь, который страны с развитой экономикой прошли полвека тому назад. В России нет продолжительного опыта управления предприятиями в условиях рыночной экономики. Именно поэтому имеют место такие "болезни", как:
Особенности российского менеджмента определяются:
Воздействие факторов внешней и внутренней среды придало российскому менеджменту специфические черты. Россия сейчас находится в положении "догоняющего" и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.
Российские менеджеры должны не только изучать науку и практику менеджмента, но и знать суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.
7. Факторы и переменные внешней и внутренней сред организации.
Внешняя среда - совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.
Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации.
Изучение экономической
Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области процессуальная сторона практической реализации законодательства.
Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то. чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, как существующие в обществе обычаи и верования, как разделяемые людьми ценности, как демографические структуры общества, рост населения. уровень образования, мобильность людей, т.е. готовность к перемене места жительства и т.п
Для того, чтобы организация могла
результативно изучать
анализ опыта деятельности организации;изучение мнения сотрудников организации;
Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п. Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения. В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок. Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения. Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.
Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.
Для того, чтобы выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.
Суммируя вышесказанное, можно констатировать, что анализ среды, как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней или внутренней среде организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.
Вывод
Как следует из вышесказанного, анализ среды - очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что не зная среды, организация не может существовать. Однако она не плывет в окружении, как лодка, не имеющая руля, весел и паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям. Поэтому в структуре процесса стратегического управления вслед за анализом среды следует установление миссии организации и ее целей.
8. Отличительные признаки организации как открытой социально-экономической системы.
1. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия
относительно независимы от среды, окружающей систему.
2.
Открытая система
Для открытой
системы (их большинство) характерно взаимодействие
с внешней средой. Такая система не является
самообеспечивающейся, поэтому она зависит
от энергии, информации, материалов, капиталов,
трудовых ресурсов, поступающих извне.
В процессе преобразования система обрабатывает
эти входы, преобразуя их в продукцию или
услуги. Эта продукция и услуги являются
выходами системы в окружающую среду.
Если организация управления является
эффективной, то в ходе процесса преобразования
создается добавочная стоимость входов,
и в результате появляются многие возможные
дополнительные выходы, такие, как прибыль,
увеличение объема продаж, удовлетворение
работников, рост организации и т.д.
Более того, открытая система имеет способность
приспасабливаться к изменениям во внешней
среде и должна делать это для того, чтобы
продолжить свое функционирование.
Для того, чтобы какая-либо система достигала
динамического равновесия (динамичного
гомеостаза), она должна обладать обратной
связью – информационным вводом, который
сообщает, действительно ли система имеет
устойчивое состояние и не подвергается
ли она разрушению. Это является главной
целью управления системами.
Открытые системы, и в частности, социальные
тяготеют к наростанию усложнености и
к дифференциации. Это в свою очередь ведет
к возникновению проблемы координации.
Отсюда возникает потребность в оптимизации
роста системы, минимизации уровней иерархии
и звеньев на каждое из них, минимизации
обоснованных границ диапазона управления.
9. Сущность и содержание экономических
методов управления.
Ключевым элементом механизма управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия на хозяйственную деятельность для создания экономических условий эффективной реализации предпринимательской деятельности, обеспечивающих получение устойчивой выгоды от осуществления этой деятельности.
Основными экономическими методами (моделями) в менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются
1) коммерческий расчет;
2) внутрифирменный расчет;
3) ценовая политика и механизмы ценообразования;
4) механизмы и методы
повышения качества и
Экономические методы управления в менеджменте - это совокупность средств и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике.
Экономический механизм менеджмента включает основные функции и методы управления хозяйственной деятельностью предприятия, ориентированные на повышение производительности и эффективности производства при постоянной адаптации деятельности предприятия в целом к изменению конъюнктуры рынка и поведения всех его участников. В отечественной практике экономический механизм управления предприятием принято называть хозяйственным механизмом
Экономические методы управления и экономический механизм менеджмента в целом определяются социально-экономической природой рыночной экономики и окружающей среды предприятия. Они ориентированы на создание условий для его развития при организации производства и сбыта продукции и услуг на рынке. Эти методы предусматривают определение требований и формирование качественных изменений в деятельности предприятия для эффективного хозяйствования с учетом объективных факторов внешней среды, в которой ему приходится функционировать. Содержание управленческих воздействий при проведении таких изменений ориентировано на управление предприятием с целью его эффективного функционирования в рыночных условиях хозяйствования. Оно должно также учитывать объективные тенденции развития общественного производства, его концентрацию и интернационализацию, а также углубление специализации наукоемкого производства и повышение его капиталоемкости. Это связано с необходимостью внедрения в производство достижений научно-технического прогресса для формирования и поддержания конкурентной позиции предприятия, а также обеспечения устойчивого роста его производительности в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке.