Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на 24 вопроса по дисциплине "Менеджмент".
Законы организации должны
соответствовать следующим
- соответствовать законам функционирования надсистемы;
- базироваться на свойствах надсистемы;
- формулироваться на базе
достоверной информации и
- не противоречить друг другу;
- помогать прогнозировать развитие и решать проблемы функционирования организации;
- допускать корректировку в процессе развития науки и изменения окружающей среды.
Рыночная экономика и изменчивость окружающей среды создают большую неопределенность условий функционирования организации. Но и в этих условиях организации развиваются по объективно существующим законам, которые можно выявить и использовать в процессе деятельности. В существовании таких законов никто не сомневается, но в их толковании единого мнения еще нет.
Законы организации являются отражением зависимостей, признанных большинством авторитетных ученых. Среди этих законов выделяют основные, которые некоторые ученые подразделяют на основополагающие и законы второго уровня.
Большинство экономистов выделяет 8 основных законов организации:
1) закон синергии;
2) закон единства и
3) закон пропорциональности организации, ее структур и элементов;
4) закон композиции;
5) закон самосохранения;
6) закон информированности;
7) закон разнообразия;
8) закон развития.
Закон синергии показывает,
что возможности системы
Закон единства и противоположности
организационных функций и
Закон пропорциональности организации,
ее структур и элементов часто
исследователи объединяют с законом
композиции и называют законом композиции
и пропорциональности. В нашем
мире созданы условия для
Закон самосохранения отражает стремление всего сущего к наиболее длительному существованию. В условиях рыночной экономики организация стремится не только к длительному выживанию, но и к сохранению конкурентоспособности. Этому способствуют такие факторы, как внедрение инноваций, расширение ассортимента продукции и сфер деятельности, ресурсо- и энергосбережение, инвестиции в человеческий капитал и др. Самосохранение базируется на двух противоположных началах: стабильности и развитии. Закон самосохранения математически можно выразить в следующем виде: сумма ресурсов, способствующих созидательной деятельности организации, должна превышать сумму внешних и внутренних ресурсов, разрушающих ее.
Закон информированности
приобретает возрастающее значение
в современной экономике. Этот закон
утверждает, что самосохранение организации
зависит от объема и достоверности
имеющейся у нее информации о
внутренней и внешней среде. Следует
различать объективную и
Закон разнообразия отражает
способность организации
Закон развития (онтогенеза)
формулирует стремление системы
к достижению максимального результата
на каждом этапе жизненного цикла (становления,
развития и угасания). Развитие современной
экономики носит ярко выраженный
волнообразный характер, при котором
чередуются периоды спада и подъема.
Кризисы, происходящие при достижении
низшей точки спада, больно ударяют
по экономике всех стран в связи
с глобализацией экономики. Поэтому
закон развития помогает организации
максимально сократить фазу становления,
продлить фазу развития и удалить
наступление фазы угасания. Задача
современных экономистов –
Некоторые экономисты считают законы синергии, самосохранения и развития основополагающими, а остальные основные законы организации – законами второго уровня. Профессиональное использование основных законов организации, позволяющее построить гармоничную систему управления, является необходимым условием эффективной деятельности организации.
16. Основные
этапы жизненного цикла
Жи́зненный цикл организа́ции — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.
Организация находится в
стадии становления, формируется жизненный
цикл продукции. Цели еще нечеткие,
творческий процесс протекает свободно,
продвижение к следующему этапу
требует стабильного
Происходит создание организации.
Основателем выступает
Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. Организация не формализована и не бюрократизирована, для нее характерна простая структура управления. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке. Следует отметить, что некоторые компании могут остановиться в своем развитии именно на этой стадии и существовать при таком стиле управления много лет.
На этом этапе организация
является социосистемой так как
она состоит из людей, принадлежащих
единой или сходным парадигмам. Каждый
член организации обладает собственными
культурными представлениями и
системой ценностей. Совместная деятельность,
которую начинают вести члены
организации, запускает процессы формирования
знаний на индивидуальном уровне, когда
опыт, получаемый каждым членом организации,
перерабатывается в соответствии с
личными убеждениями и
Фирмы возникают добровольно,
потому что они представляют более
эффективный метод организации
производства. На первом этапе своего
развития фирма ведет себя как
серая мышка — подбирает
На этапе возникновения фирмы очень важно определить стратегию конкурентной борьбы: Первая стратегия — силовая, действующая в сфере крупного производства товаров и услуг. Вторая стратегия - приспособительная: Задачи таких фирм: удовлетворять индивидуальные потребности конкретного человека. Третья стратегия: нишевая глубокая специализация производства — то, что организация может делать лучше других.
Стадия развития. Этап коллегиальности
Этап коллегиальности — период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Происходит рост компании: идёт активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны.
Успешность развития организации на этом этапе зависит:
• от того, насколько полно понимают идеи лидера члены организации;
• от того, насколько члены организации обогащают лидера идеями;
• от готовности членов организации реализовывать решения лидера;
• от того, насколько эффективно построена коллективная работа.
Если отбросить индивидуальные
особенности как лидера, так и
членов организации, то все эти факторы
определяются групповыми представлениями
и ценностями — тем, что образует
базис организационной
Осложняется тем, что создатели
компании из предпринимателей должны
превратиться в профессионалов-менеджеров
. Это означает серьёзное изменение
стиля управления, к которому многие
предприниматели оказываются не
готовы. Поэтому на данном этапе
нередки случаи приглашения профессиональных
менеджеров со стороны и передачи
им отдельных функций управления,
а также обращения к
• увеличением числа сотрудников ;
• разделением труда и ростом специализации ;
• более формальными и обезличенными коммуникациями ;
• внедрением систем стимулирования, бюджетирования и стандартизации работ и др.
Главными задачами организации являются: создание условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг .
Опыт, накопленный на предыдущей стадии, проходит через активную проработку. Процессы экстернализации и комбинации знаний выходят за рамки индивидуального онтологического уровня и поднимаются до уровня группового и организационного: ценности отдельных членов коллектива трансформируются в групповые ценности, согласовываются цели, происходит формирование видения организации как отдельной сущности, осознание её взаимоотношений с внешней средой, формируются правила взаимного сосуществования как членов организации между собой, так и по отношению к субъектам внешней среды.
Для максимально разностороннего и быстрого развития организации на этой стадии особое внимание следует уделять процессам комбинации и интернализации знаний на организационном уровне. Это обеспечит распространение элементов организационной культуры среди всех членов организации.
Стадия зрелости. Этап формализации деятельности.
Этап формализации деятельности— период стабилизации роста (развития), (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).
К этой стадии компания приходит
с багажом прошлого опыта. Представления,
показавшие свою адекватность и эффективность,
связываются в единую картину
мира, охватывая разнообразные
Организация достигает лидирующего
положения на рынке. По мере расширения
ассортимента выпускаемой продукции
и комплекса предоставляемых
услуг создаются новые
Зрелость организации означает, что ей удаeтся сохранять устойчивое положение во внешней среде; показывает, что остальные процессы переработки опыта и встраивания его в существующую систему представлений имеют явное выражение в базисных представлениях организационной культуры и подкреплены мощно влияющими на членов организации артефактами.