Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 24 вопроса по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

ответы под редакцией_менеджмент.docx

— 673.48 Кб (Скачать файл)

Законы организации должны соответствовать следующим требованиям:

- соответствовать законам  функционирования надсистемы;

- базироваться на свойствах  надсистемы;

- формулироваться на базе  достоверной информации и системных  научных исследований;

- не противоречить друг  другу;

- помогать прогнозировать  развитие и решать проблемы  функционирования организации;

- допускать корректировку  в процессе развития науки  и изменения окружающей среды.

Рыночная экономика и  изменчивость окружающей среды создают  большую неопределенность условий  функционирования организации. Но и  в этих условиях организации развиваются  по объективно существующим законам, которые  можно выявить и использовать в процессе деятельности. В существовании  таких законов никто не сомневается, но в их толковании единого мнения еще нет.

Законы организации являются отражением зависимостей, признанных большинством авторитетных ученых. Среди  этих законов выделяют основные, которые  некоторые ученые подразделяют на основополагающие и законы второго уровня.

Большинство экономистов  выделяет 8 основных законов организации:

1) закон синергии;

2) закон единства и противоположности  организационных функций и процессов;

3) закон пропорциональности  организации, ее структур и  элементов;

4) закон композиции;

5) закон самосохранения;

6) закон информированности;

7) закон разнообразия;

8) закон развития.

Закон синергии показывает, что возможности системы значительно  превышают сумму возможностей составляющих ее элементов, несмотря на потерю части  самостоятельности скооперированными  звеньями. В экономике кооперация является синонимом синергии. Синергетический  эффект достигается за счет взаимопомощи структур организации, дополнения и  усиления одной структуры другой. Синергия проявляется во всех сферах жизни. Совместное действие нескольких факторов, при условии их оптимального сочетания, всегда превышает сумму  действий отдельных факторов. Этот закон используется, например, в  медицине для изготовления препаратов из нескольких составляющих. В итоге  получается препарат синергетического действия.

Закон единства и противоположности  организационных функций и процессов  базируется на принципах одного из основных законов философии о  единстве и борьбе противоположностей. Общий потенциал организации  возрастает при достижении равновесия противоположных процессов за счет использования их положительных  свойств. В экономике такими противоположностями  являются планирование и саморегулирование, единоначалие и демократизация управления, специализация и универсализация, кооперирование и дифференциация, занятость  и безработица, инфляция и дефляция, либерализация и государственное  регулирование.

Закон пропорциональности организации, ее структур и элементов часто  исследователи объединяют с законом  композиции и называют законом композиции и пропорциональности. В нашем  мире созданы условия для совместного  существования всего существующего  в нем. При этом слабое, не способное  к эволюции, погибает, а сильное  развивается и вливается во всеобщую гармонию. В экономике организация  стремится создать такую композицию структур, которая в заданной пропорции  создаст равновесие (гармонию). Этот закон используется во всех сферах деятельности организации. Например, при  комплектации трудового ресурса  как избыток, так и недостача  в количественном и качественном отношении этого ресурса, создает  дисгармонию. Оптимальный подбор факторов, влияющих на деятельность организации, в необходимой пропорции, обеспечивает равновесие организации.

Закон самосохранения отражает стремление всего сущего к наиболее длительному существованию. В условиях рыночной экономики организация  стремится не только к длительному  выживанию, но и к сохранению конкурентоспособности. Этому способствуют такие факторы, как внедрение инноваций, расширение ассортимента продукции и сфер деятельности, ресурсо- и энергосбережение, инвестиции в человеческий капитал и др. Самосохранение базируется на двух противоположных началах: стабильности и развитии. Закон самосохранения математически можно выразить в следующем виде: сумма ресурсов, способствующих созидательной деятельности организации, должна превышать сумму внешних и внутренних ресурсов, разрушающих ее.

Закон информированности  приобретает возрастающее значение в современной экономике. Этот закон  утверждает, что самосохранение организации  зависит от объема и достоверности  имеющейся у нее информации о  внутренней и внешней среде. Следует  различать объективную и субъективную информацию. Субъективная информация не всегда является достоверной, т.к. она  зависит от профессионализма и других особенностей информатора. Информация используется и вносит соответствующие  коррективы в процессе применения других законов организации, способствуя  эффективности их применения. Одним  из важных видов информации является реклама, которая информирует потребителей о свойствах продукции и услуг  организации, что способствует их реализации.

Закон разнообразия отражает способность организации сохранять  устойчивость при непредвиденных изменениях внутренних и внешних условий  деятельности, находить адекватные ответы на возникающие при этом проблемы.

Закон развития (онтогенеза) формулирует стремление системы  к достижению максимального результата на каждом этапе жизненного цикла (становления, развития и угасания). Развитие современной  экономики носит ярко выраженный волнообразный характер, при котором  чередуются периоды спада и подъема. Кризисы, происходящие при достижении низшей точки спада, больно ударяют  по экономике всех стран в связи  с глобализацией экономики. Поэтому  закон развития помогает организации  максимально сократить фазу становления, продлить фазу развития и удалить  наступление фазы угасания. Задача современных экономистов – разработка эффективной методологии применения закона развития.

Некоторые экономисты считают  законы синергии, самосохранения и  развития основополагающими, а остальные  основные законы организации – законами второго уровня. Профессиональное использование  основных законов организации, позволяющее  построить гармоничную систему  управления, является необходимым условием эффективной деятельности организации.

 

16. Основные  этапы жизненного цикла организации,  их содержание

 

Жи́зненный цикл организа́ции — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.

  1. Становление

Организация находится в  стадии становления, формируется жизненный  цикл продукции. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу  требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие  явления: зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое  оформление организации, набор операционного  персонала и выпуск первой партии продукта.

Происходит создание организации. Основателем выступает предприниматель, в одиночку или с несколькими  соратниками выполняющий все  работы. В компанию на этой стадии часто  приходят люди, привлеченные самой  личностью создателя и разделяющие  его идеи и надежды. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны. Все работают много и долго, переработки  компенсируются скромными зарплатами, благодарностью начальства и надеждами  на будущие доходы.

Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих  процессах. Организация не формализована  и не бюрократизирована, для нее  характерна простая структура управления. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке. Следует отметить, что некоторые компании могут  остановиться в своем развитии именно на этой стадии и существовать при  таком стиле управления много  лет.

На этом этапе организация  является социосистемой так как  она состоит из людей, принадлежащих  единой или сходным парадигмам. Каждый член организации обладает собственными культурными представлениями и  системой ценностей. Совместная деятельность, которую начинают вести члены  организации, запускает процессы формирования знаний на индивидуальном уровне, когда  опыт, получаемый каждым членом организации, перерабатывается в соответствии с  личными убеждениями и представлениями. На этом же этапе начинается ярмарка  знаний, когда в ходе совместной деятельности каждый член коллектива вольно или невольно демонстрирует  собственную систему представлений, умения и навыки.

Фирмы возникают добровольно, потому что они представляют более  эффективный метод организации  производства. На первом этапе своего развития фирма ведет себя как  серая мышка — подбирает зернышки, которые упускают из виду более крупные  рыночные структуры.

На этапе возникновения  фирмы очень важно определить стратегию конкурентной борьбы: Первая стратегия — силовая, действующая  в сфере крупного производства товаров  и услуг. Вторая стратегия - приспособительная: Задачи таких фирм: удовлетворять  индивидуальные потребности конкретного  человека. Третья стратегия: нишевая глубокая специализация производства — то, что организация может делать лучше других.

  1. Рост

Стадия развития. Этап коллегиальности

Этап коллегиальности  — период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Происходит рост компании: идёт активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны.

Успешность развития организации  на этом этапе зависит:

• от того, насколько полно  понимают идеи лидера члены организации;

• от того, насколько члены  организации обогащают лидера идеями;

• от готовности членов организации  реализовывать решения лидера;

• от того, насколько эффективно построена коллективная работа.

Если отбросить индивидуальные особенности как лидера, так и  членов организации, то все эти факторы  определяются групповыми представлениями  и ценностями — тем, что образует базис организационной культуры. Этот этап можно условно назвать  периодом формирования базиса организационной  культуры. На нём успех и неудачи  организации активно перерабатываются на всех уровнях организации: индивидуальном, групповом, организационном.

Осложняется тем, что создатели  компании из предпринимателей должны превратиться в профессионалов-менеджеров . Это означает серьёзное изменение  стиля управления, к которому многие предприниматели оказываются не готовы. Поэтому на данном этапе  нередки случаи приглашения профессиональных менеджеров со стороны и передачи им отдельных функций управления, а также обращения к консультантам  для налаживания учета и контроля. В целом стадия роста характеризуется:

• увеличением числа сотрудников ;

• разделением труда и  ростом специализации ;

• более формальными и  обезличенными коммуникациями ;

• внедрением систем стимулирования, бюджетирования и стандартизации работ  и др.

Главными задачами организации  являются: создание условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг .

Опыт, накопленный на предыдущей стадии, проходит через активную проработку. Процессы экстернализации и комбинации знаний выходят за рамки индивидуального онтологического уровня и поднимаются до уровня группового и организационного: ценности отдельных членов коллектива трансформируются в групповые ценности, согласовываются цели, происходит формирование видения организации как отдельной сущности, осознание её взаимоотношений с внешней средой, формируются правила взаимного сосуществования как членов организации между собой, так и по отношению к субъектам внешней среды.

Для максимально разностороннего  и быстрого развития организации  на этой стадии особое внимание следует  уделять процессам комбинации и  интернализации знаний на организационном уровне. Это обеспечит распространение элементов организационной культуры среди всех членов организации.

  1. Зрелость

Стадия зрелости. Этап формализации деятельности.

Этап формализации деятельности—  период стабилизации роста (развития), (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).

К этой стадии компания приходит с багажом прошлого опыта. Представления, показавшие свою адекватность и эффективность, связываются в единую картину  мира, охватывая разнообразные стороны  социальной жизни. На этом этапе, на организационном  уровне наиболее интенсивны процессы интернализации, когда знания, полученные и переработанные организацией на предыдущих этапах, получили свое выражение через провозглашенные ценности: миссия организации, цели и символы, артефакты и проходят процесс индивидуального осознания.

Организация достигает лидирующего  положения на рынке. По мере расширения ассортимента выпускаемой продукции  и комплекса предоставляемых  услуг создаются новые подразделения, структура становится более сложной  и иерархической. Формализуются  политика и распределение ответственности, усиливается централизация.

Зрелость организации  означает, что ей удаeтся сохранять устойчивое положение во внешней среде; показывает, что остальные процессы переработки опыта и встраивания его в существующую систему представлений имеют явное выражение в базисных представлениях организационной культуры и подкреплены мощно влияющими на членов организации артефактами.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"