Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на 24 вопроса по дисциплине "Менеджмент".
• Модель Квина — Рорбаха. Р. Квин и Дж. Рорбах в развитие модели AGIL предложили рассматривать влияние этих четырех факторов не в одном, а в трех измерениях. Они назвали свою моде «Конкурирующие ценности и организационная эффективность». Данная модель включает следующие три измерения:
• интеграция — дифференциация — указывает на степень предпочтения в сторону стабильности, порядка, предсказуемости либо в сторону гибкости, нововведений и изменений;
• внутренний фокус — внешний фокус — показывает преобладание, интереса либо к внутренним проблемам, возникающим в организации, либо к укреплению позиций организации во внешнем ее окружении;
• инструменты — результаты — демонстрирует необходимость концентрации внимания не только на инструментах управления, процедурах, процессах, но и на конечных результатах (производительность, эффективность и др.).
Модель по Квина — Рорбаху
Три измерения «рождают» четыре различных подхода к моделям организационной эффективности:
квадрат 1 — состояние
человеческих отношений, обязательств
людей, децентрализация и
квадрат 2 — открытость системы, улучшение конкурентной позиции с помощью адаптации к внешней среде и развитие гибкости;
квадрат 3 — рационально-целевой
подход, централизация и интеграция,
акцентирование внимания на планировании,
эффективности и
квадрат 4 — состояние внутренних процессов: централизации и интеграции, преемственности и консолидации, поддержание системы социальных отношений.
Модель Квина — Рорбаха можно использовать как эффективный инструмент организационной диагностики.
1 — «первое измерение»:
Дифференциация — Интеграция; 2 —
«второе измерение»: Внутренний
фокус — Внешний фокус; 3 —
«третье измерение»: Средства/Инструменты
— Результаты; О — средства (предметы
и методы), используемые на данном
участке управленческой
• Модель «7-S» фирмы «Маккинси». Широко известна модель «консультативной фирмы «Маккинси», которая имеет и другое название — Модель 7-S Это, скорее, даже не модель, а способ осмысления проблем, связанных с развитием и перестройкой организации. Ее название происходит от семи факторов — семи слов, начинающихся на букву S:strategy, skill, shatedvalues, structum, systems, staffstyle; на русском, соответственно: стратегия, сумма навыков, совместно разделяемые ценности, структуры, системы, состав персонала и стиль. При изменении организации семь составляющих изменяются именно в такой последовательности. На первом этапе определяется новая стратегия, далее компания определяет, в чем она особенно сильна и какие навыки надо развить или приобрести для того, чтобы стратегия воплотилась в жизнь. Как видим, в приведенной модели навыки играют роль интегрирующего фактора. Итак, в соответствии с моделью организационные изменения начинают с разработки стратегии, затем на ее основе выделяют важные навыки и общепризнанные ценности и лишь после этого проводят изменения в других компонентах модели. Но чаще всего модель «7-S» используется в другой интерпретации: все семь элементов делятся на две принципиально различающиеся группы: «жесткие» и «мягкие». Жесткие элементы управления отражают формальную сторону организации, материализуемую через различные документы каждой конкретной компании — это структуры, стратегии и системы управления. Именно эти элементы до недавнего времени служили главным объектом управления со стороны руководства компаний, пока не была осознана необходимость управления мягкими элементами: стиль управления, сумма навыков персонала и состав персонала, совместно разделяемые ценности. Умелое использование мягких элементов характерно для известных японских компаний.
Характеристика элементов схемы «7-S»
Общепризнанные ценности
тесно связаны с миссией
Системы и процедуры стимулируют
стремление организации к установленному
порядку и происходят в компании
с привлечением многих людей, выполняющих
различного рода работы и принимающих
решения. Системы поддерживают структуру.
В зависимости от типа компании и
подходов перечень систем различается.
Системы оказывают сильное
Кадры и стиль связаны с решением вопроса о том, какие люди нужны компании. Эго не столько проблема отдельных работников, сколько общего стиля организации.
19. Формы управления и самоуправления организации
Термин «централизация»
относится к степени
Суть централизованных организаций состоит в разделении процессов принятия решений и их внедрения: высшие руководители принимают решения, управляющие среднего звена передают и согласовывают их, работники – выполняют. Сравнительный анализ показывает, что централизованные организации, деятельность которых основывается на принципах «команд и контроля», как правило, затратные. Они медленно приспосабливаются к изменениям рынка и слабо реагируют на меняющиеся потребности клиентов, ограничены в творчестве и инициативе, чтобы эффективно действовать в условиях конкуренции.
Такие процессы, как групповое
решение проблем, последовательные
усилия по обновлению производства и
т. д., создают условия для интеграции
функций и обеспечивают базис
для регулярной адаптации структур
к меняющимся потребностям клиентов.
Принципиальное значение имеет отказ
от сложившихся стереотипов, согласно
которым важные указания спускаются
свыше и отступление от предписаний
наказуемо. Каждый член организации
должен стремиться к достижению целей
групповой работы, решению проблем
и принятию риска. Перестройка организаций
в указанном направлении
Децентрализация требует
такой организации
Процесс децентрализации требует принятия определенных организационных и экономических мер, в том числе и несение расходов. Приходится, в частности, разрабатывать и осуществлять программы обучения руководителей, преодолевать сложившиеся стереотипы работы в централизованных структурах и сопротивление работников переменам. Изменения претерпевают системы бухгалтерского учета и отчетности, что влечет за собой рост административных расходов.
Более высокая степень
децентрализации в
• большее количество решений принимается на низших уровнях управленческой иерархии;
• решения, принятые на низших уровнях, более важны;
• различные организационные функции подвергаются большему влиянию решений, принятых на низших уровнях;
• уменьшается объем
Такой подход приводит к повышению
автономности в принятии решений
в отдельных подразделениях, сокращению
сферы централизованного
На рис. 7.1 показаны отличия пирамидальных и плоских систем организации управления. Если при парамидальной системе процесс управления растянут по многим вертикальным уровням структуры и число этих уровней, в сущности говоря, не лимитировано (рис. 7.1 а), то при плоской структуре диапазон управления расширяется за счет безусловного сокращения вертикальных звеньев (рис. 7.1 б). Плоская организационная структура с максимальной децентрализацией развивает ориентацию работников на использование внутренних возможностей подразделений, инициативу и способность персонала самостоятельно принимать решения.
Нередко в качестве одного
из вариантов возможной
Разумеется, модель «мяч–колокол»
достаточно условно и
На соотношение централизации
и децентрализации в управлении
непосредственное влияние оказывают
такие факторы, как размер организации,
технология производства и услуг, внешняя
среда. Размер организации влияет прежде
всего на ее сложность. Если организация
нанимает большое число работников,
она будет стремиться извлечь
экономическую выгоду из специализации.
Результатом станет возросшая горизонтальная
дифференциация. Группировка сходных
функций способствует эффективности
работы внутри группы, однако может
вызвать конфликты. Приходится развивать
вертикальную дифференциацию, чтобы
координировать горизонтально организованные
подразделения. Рост размера организации
сопровождается быстрым и более
последовательным ростом дифференциации,
особенно вертикальной. По мере того как
организации увеличивают число
работников, добавляются новые
Существует большая
Учитывая всю совокупность воздействующих факторов, необходимо стремиться к формированию структур, отражающих современные тенденции развития организаций: сокращение уровней управления, общее сокращение числа управляющих высшего и среднего звена, создание более плоской организационной структуры, повышение статуса персонала, ориентированного на инновации, творчество и количественные методы.
Следует специально выделить
вопрос о делегировании полномочий
и ответственности в
Делегирование используется:
Во-первых, когда делегирование позволяет
руководителю высвободить силы
и время, чтобы заняться
Руководство и делегирование
полномочий – синонимы. Руководитель,
не умеющий или не желающий пользоваться
методами делегирования, не может считаться
настоящим руководителем. Источник
его влияния может быть формальным,
таким, как, например, принятие управленческого
риска в соответствии с занимаемой
должностью в организации. Поскольку
с должностью руководителя связана
некоторая степень
Децентрализация управления компанией становится возможной благодаря соблюдению определенных принципов делегирования. Суть этих принципов сводится к следующему:
• передача полномочий должна осуществляться в соответствии с ожидаемым результатом; подчиненный должен обладать достаточными полномочиями для достижения требуемого результата;