Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 21:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".
Термин management (в пер. с англ.) означает управление. Наиболее распространенное толкование: менеджмент это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Существует несколько понятий менеджмента, определяющих его как:
1) дисциплину, изучающую
процессы управления
2) непосредственно процесс управления;
3) аппарат управления, те, работники предприятия, занимающие высшие позиции в иерархии организации.
Менеджмент является и наукой, и искусством, т.к. существуют определенные приемы управления. Но они могут быть как эффективны в одних ситуациях, так совершенно непригодны в других. В результате необходимо уметь оценить ситуацию и найти наиболее эффективный метод управления.
Сущность менеджмента заключается в его функциях, основными из которых являются: планирование, организация, мотивация и контроль.
Задачи менеджмента:
1) тактическая – это поддержание устойчивого функционирования организации;
2) стратегическая – это развитие предприятия и перевод его на более высокий и качественно иной уровень.
Разновидности менеджмента.
1. Производственный менеджмент определяет: оптимальный объем и структуру выпускаемой продукции; используемые технологии; рациональный способ загрузки оборудования; расстановку кадров; управление персоналом; способы разрешения конфликтов; способы устранения сбоев и неполадок; методы проведения текущего контроля
2. Снабженческо-сбытовой менеджмент включает: организацию подписания хозяйственных договоров; закупку, доставку и хранение сырья, материалов и комплектующих; хранение и отправку конечной продукции покупателям.
3. Инновационный менеджмент направлен: на управление научно-исследовательской деятельностью, прикладными разработками; создание опытных образцов; внедрение инноваций в производство.
4. Маркетинг-менеджмент занимается: исследованием рынков; определением существующего и потенциального спроса на продукцию; разработкой ценовой и рекламной политики предприятия.
5. Менеджмент персонала занимается: подбором, расстановкой и обучением персонала; определением методов мотивации сотрудников; созданием благоприятного психологического климата на предприятии; улучшением труда и быта работников; налаживанием и поддержанием отношений с профсоюзами.
6. Финансовый менеджмент управляет: созданием бюджета и финансового плана организации; формированием и распределением ресурсов фирмы; оценкой сложившегося и перспективного финансового состояния предприятия; принятием мер по укреплению финансового положения организации.
7. Эккаунтинг-менеджмент занимается сбором, обработкой и анализом данных о работе организации, их сравнением с предыдущими и плановыми показателями и результатами конкурентов с целью выявления слабых сторон и потенциальных возможностей фирмы.
Менеджмент – вид профессиональной деятельности, направленный на формирование и использование ресурсов организации для достижения конечных целей.
Цели достигаются с
помощью различных принципов, функций
и методов социально-
Менеджмент также означает область знаний, которая направлена на изучение возможностей эффективного управления. Кроме того, менеджмент – это управляющий персонал предприятий и фирм.
Таким образом, менеджмент представляет собой многоплановое явление, которое охватывает происходящие в организации процессы.
Менеджмент предприятия регулируется законами развития рынка, поэтому одной из целей менеджмента является приспособление деятельности предприятия к постоянно меняющимся условиям рынка. Рассматривая менеджмент как процесс, можно увидеть, что управление представляет собой систему, работа которой заключается в выполнении связанных между собой функций.
Основными функциями менеджмента являются: планирование, организация, регулирование, контроль, анализ.
При планировании определяются цели и план деятельности предприятия, средства, необходимые для реализации этого, разрабатываются также наиболее эффективные методы достижения целей. Основываясь на прогнозах и стратегических планах, обеспечивается вся будущая работа предприятия.
При организации происходит распределение задач между работниками (подразделениями) и установление взаимодействия между ними. Главной задачей является формирование структуры компании и обеспечение ее всем необходимым (оборудование, денежные средства, персонал и т.д.). Организация направлена на создание необходимых условий для достижения запланированных целей.
Регулирование – одна из основных функций менеджмента, которая гарантирует непрерывность действий. Целью является достижение согласованности в работе всех звеньев организации. Такая согласованность достигается путем установления оптимальных связей между ними (собрания, отчеты, компьютерная связь и т.д.).
Задача контроля заключается в количественной и качественной оценке результатов работы. Цель контроля – создание системы управления, которая поможет предприятию достичь намеченных целей своего развития. Поэтому основными инструментами контроля являются наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ.
Анализ – сбор, обработка, хранение и использование информации для обоснования и реализации управленческих функций, а также получение обратной связи, то есть подведение итогов деятельности социально-экономического развития за определенный промежуток времени
Менеджмент – вид управления, который в полной мере отвечает потребностям развития рынка. В условиях рыночной экономики менеджмент ориентирует компании на удовлетворение потребностей и запросов потребителей, на организацию производства такой продукции, которая пользуется спросом и способна приносить предприятию доход.
Современный менеджмент характеризуется следующим:
1) постоянным стремлением к увеличению эффективности деятельности;
2) хозяйственной
3) направлением деятельности на достижение запланированных целей;
4) использованием современной информационной базы для принятия решений и т. д.
Поэтому основными целями менеджмента являются прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов.
Для реализации этих целей и для получения в будущем высокой прибыли предприятию требуется обеспечить эффективный производственный процесс с помощью рационального управления производством. При этом на предприятии должна быть развита технико-технологическая база, а также наличие высококвалифицированных кадров.
Таким образом, менеджмент должен обеспечить эффективную деятельность предприятия. Для этого необходимо решить следующие задачи менеджмента:
1) обеспечить организацию сырьем и ресурсами;
2) производство товаров и услуг должно быть с учетом потребностей потребителей;
3) организовать сбыт продукции;
4) обеспечить стабильное положение предприятия на рынке и т.д. для этого должны решаться основные вопросы менеджмента: определение целей организации, разработка стратегий развития, жесткий контроль деятельности работников, эффективное управление персоналом.
Особенности менеджмента заключаются в следующем:
1. Менеджмент является американским феноменом, который характеризуется ясностью, точностью (предполагает разделение обязанностей) и объективностью (оценка результатов).
2. Менеджмент – это наука об управлении людьми, которая предполагает выполнение работы при помощи других людей.
3. Менеджмент является междисциплинарной наукой.
4. Менеджмент – это социальная наука, т.е. не точная наука (нет единого правила).
5. Менеджмент имеет постоянно изменяющийся характер.
Выделяют следующие принципы менеджмента:
1)сочетание научности
и творчества: заключается в том,
что деятельность руководителя
основывается на
2) целенаправленность
предполагает, что управленческая
деятельность должна быть
3) сочетание специализации и универсальности предусматривает необходимость индивидуального подхода к решению проблемы с одной стороны, а с другой – разрешение проблем является составляющей деятельности организации и строится на общих принципах ее функционирования;
4) последовательность
базируется на строго
5) непрерывность предполагает,
что каждый вид деятельности
является основой для
6) сочетание централизованного руководства и самоуправления выражается в принятии решений на местах в соответствии с распоряжениями и указаниями менеджера;
7) концентрация внимания
на индивидуальных
8) обеспечение целостности
прав и ответственности на
каждом уровне работы
9) состязательность участников
управления позволяет лично
10) предельно широкое
привлечение сотрудников в
Технология менеджмента – это система методов эффективного управления, т.е. определенные методы сбора и обработки информации, разработка и внедрение систем контроля, определенные принципы управления персоналом и т.д.
Объектами изучения менеджмента являются человек, организация, общество. Предметом изучения менеджмента является управленческое взаимодействие. Поэтому исходя из особенностей организации применяется различное управление: основанное на потребностях и интересах; основанное на постоянных проверках; по результатам деятельности; по целям деятельности и т.д. В одной организации могут применятся как отдельные технологии, так и их сочетание. Такой выбор зависит от конкретной ситуации.
Технология управления, основанная на потребностях, применяется тогда, когда в организации не существует планов формирования производства и управления; работники не заинтересованы в деятельности компании и часто конфликтуют с руководством; существует большая текучесть кадров. В такой ситуации управление направлено на стимулирование деятельности персонала, которое осуществляется за счет удовлетворения материальных (потребности в пище, одежде, жилье) и социальных интересов. В результате обеспечения всех интересов работника происходит рост производительности труда.
Технология, основанная на постоянных проверках, имеет место тогда, когда деятельность работников недостаточно скоординирована; взаимодействие между персоналом и подразделениями плохо налажено; со стороны начальства отсутствует контроль за результатами деятельности работников, квалификация работников недостаточна.