Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 21:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

Теория и практика менеджмента - на печать.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

Технология  по результатам деятельности применяется  в случае, если на предприятии нет хорошего стимулирования деятельности, плохая сбытовая политика предприятия, деятельность большей части персонала ограничивается их рабочим местом. Управление производиться только после получения результатов, при этом происходит организационная и функциональная подготовка (создание аналитического отдела).

Технология  по целям деятельности используется, когда нет единого принципа формирования целей, когда при реализации целей и задач отсутствует статистика процесса, когда постоянно происходит пересмотр поставленных целей. В этом случае управление основывается на бизнес-плане, При этом может применяться простое целевое (определяются сроки и конечные цели), программно-целевое (разработка целей управления и их механизм) и регламентное управление (определяются конечные цели при ограничении ресурсов). Если при программно-целевом управлении цель должна быть достигнута в определенные сроки, то при регламентном сроки не оговариваются.

Главной целью деятельности организации является получение прибыли. Но эффективная работа невозможна, если она не структурирована и не регулируется принципами ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей.

Методы управления подразделяются на следующие группы.

1. Организационно-правовые методы определяют основные границы работы: направление деятельности фирмы, ее организационно-правовую форму, условия функционирование, структуру организации, а также регламентируют право и ответственность персонала и многое другое.

2. Административные методы  управления предполагают, что вся деятельность организации основывается на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний, зачастую основанном на принуждении. Данная группа методов применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может быть принято только однозначное решение, если стишком узок выбор возможных альтернатив или если подавляется инициатива подчиненных.

Отличительной чертой данного  метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Как следствие, эффективность этой группы методов значительно ограничивается, так как не учитывает и не использует всех возможностей организации.

3. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности работников и позволяют активизировать их деятельность. Данная группа методов в совокупности с административными может привести к высоким результатам. Это связано с тем, что наряду с дисциплинированностью и ответственностью за принимаемые решения на предприятиями стимулируется инициативность работников, и, как следствие, повышается эффективность организации. В результате предприятие получает дополнительную прибыль за счет снижение издержек, из которой выплачиваются премии участникам работ или всем сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.

4. Социально-экономические  методы являются более эффективными, чем административные и экономические, что может быть связано с тем, что материальное вознаграждение удовлетворяет основные потребности работника и у него возникают потребности более высокого порядка (по теории мотивации Маслоу). Кроме того, применение данной группы методов может не оказывать весомого влияния на творческих  личностей, занятых интеллектуальным трудом.

Они были сформулированы в 20-е гг. ХХ в.

5. Социально-психологические  методы подразделяются на два  вида воздействия:

1) создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и уважительных (доверительных) отношений между руководителем и подчиненными;

2) предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что в результате приведет к повышению удовлетворенности и, как следствие, эффективности работы сотрудников и предприятие в целом.

Все выше перечисленные методы не стоит противопоставлять, так как наибольшего результата организация может добиться только при их взаимодействии.

 

 

 

 

 

 

  1. МЕНЕДЖМЕНТ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. МЕНЕДЖМЕНТ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ

Менеджмент организации  направлен на формирование и изменение  внутренней среды, которое происходит под воздействием внешней среды. Роль управления во внутренней среде  организации заключается в координации деятельности.

Внутренняя среда организации  состоит из структуры организации; технологии; организационной культуры; персонала; процессов, происходящих внутри организации.

Структурой  организации являются различные подразделения и их взаимодействие. Для построения структуры необходимо сначала спроектировать работу, а затем сформировать структурные подразделения. Проектирование работы заключается в выборе формы работы (бригадная, конвейерная и т.д.) и зависит от многих факторов (квалификация персонала, производительность работника и т.д.). В формировании структурных подразделений важную роль играет менеджмент, который должен определить размеры, трава и обязанности подразделений, а также обеспечить их взаимодействие.

Технологии — это определенные технические средства, которые используются для получения конечного продукта организации. Менеджмент технологий должен быть направлен на повышение производительности и эффективности деятельности, учитывая при этом влияние технологий на атмосферу внутри предприятия.

Организационная культура – это определенные нормы и принципы, связанные с поведением внутри организации и складывающиеся под воздействием внешней среды. Культура играет огромную роль в деятельности организации, так как может как способствовать развитию организации, так и тормозить происходящие процессы. Поэтому основная задача менеджмента заключается в поддержании и развитии организационной культуры. Объектом управления являются внутриорганизационные процессы, которые можно подразделить на несколько функциональных групп: производственная, финансовая, маркетинг, кадровая работа, учет и анализ деятельности (эккаунтинг).

Персонал – это основа каждой организации, с помощью которой происходит формирование культуры, конечного продукта, атмосферы внутри организации. Менеджмент строит систему отношений между людьми, а также способствует развитию и обучению.

Процессы, происходящие внутри организации, состоят из следующих  подпроцессов: координации (создание норм и правил; распоряжения и приказы), принятия решений (с помощью делегирования или на верхнем уровне), коммуникаций (письменные, устные и т. д.).

 

Внешняя среда  предприятия — это множество сил и субъектов, которые оказывают влияние на функционирование фирмы и действуют за ее пределами. Внешняя среда характеризуется сложностью, подвижностью и неопределенностью, три этом все факторы внешней среды взаимосвязаны между собой. Взаимосвязанность показывает, с какой силой происходит изменение одних факторов под воздействием других, Сложность внешней среды .-. количество факторов, которые могут оказать влияние на деятельность организации и на которые организация обязана реагировать. Подвижность внешней среды показывает скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия. Неопределенность является функцией полноты информации, которой располагают предприятия по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. Одной из основных задач менеджмента является эффективное взаимодействие с окружающей средой при помощи воздействия на нее. Внешняя среда фирмы состоит из среды прямого воздействия (непосредственное деловое окружение (и среды косвенного воздействия (общее внешнее окружение). Среда прямого воздействия состоит из субъектов, которые непосредственно влияют на деятельность предприятия, при этом и само предприятие может влиять на них (покупатели, поставщики, различные деловые партнеры и т.д.). Среда косвенного воздействия не связана непосредственно с конкретным предприятием (т.е. отражает состояние общества) и формируется под влиянием экономических, политических, технологических, национальных и международных процессов.

Еще одной задачей  менеджмента является преодоление  неопределенности внешней среды, для этого предприятие должно устанавливать широкие связи с окружающей средой и развивать адаптивность к внешней среде. В результате этого выделяют два принципа управления организацией: механистический и органический. Выбор типа управления зависит от характера окружающей среды и уровня неопределенности.

Механистический принцип  управления характеризуется негибкой структурой организации; задачи предприятия  четко определены; контроль — иерархический; тип коммуникаций — командный (сверху вниз), состоящий из распоряжений и инструкций.

Органический принцип  управления характеризуется гибкой структурой; задачи определены не жестко; постоянная готовность к изменениям; самоконтроль; тип коммуникаций —  многонаправленный (горизонтальные, вертикальные и т.д.), основанные на информации и советах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕЙЛОРА И ФАЙОЛЯ

Управление было признано самостоятельной областью знаний, подлежащей изучению и рассмотрению с разных точек зрения, только в ХХ в. Основополагающие школы управления.

1. Научная школа  управления (1885-1 920 гг.).

Школа связана с именем Фредерика Уинслоу Тейлора. Представители  этой школы обосновали необходимость  подбора конкретных работников для  выполнения определенной работы (расстановки  кадров), обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, рационализации труда и ее мотивации.

В рамках данной школы  были разработаны 12 основных принципов  управления, которые не потеряли своего значения до сих пор.

1) отчетливо поставленные  цели — это исходный пункт  управления;

2) здравый смысл, предполагающий  признание сделанных ошибок и  поиск ил причин;

3) компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций;

4) дисциплина, обеспеченная  четкой регламентацией деятельности  людей, контролем за ее исполнением,  своевременным поощрением;

5) справедливое отношение к персоналу;

6) быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;

7) диспетчирование;

8) нормы и расписания, способствующие  поиску и реализации резервов;

9) нормализация условий труда;

10) нормирование операций;

11) письменные стандартные инструкции;

12) вознаграждение за  производительность.

2. Классическая, или административная, Школа (1920-1950 гг.)

Это направление связано  с именем Анри Файоля (отца менеджмента). Специалисты этого направления исследовали эффективность работ всей организации. Представители данной школы свели всю работу предприятия к следующим основным видам деятельности: технической, коммерческой; финансовой; защитной; бухгалтерской; администрированию.

Итогом многих работ и проведенных исследований Файоля является создание принципов управления всей организацией:

1) первоначальная функция – разделение труда;

2) полномочия и ответственность. Полномочие — это право отдавать приказы, а ответственность – это ее составляющая противоположность;

3) дисциплина вас взаимное уважение достигнутым соглашением;

4) единоначалие;

5) единство направления. т.е. каждая группа действует в рамках определенных целей;

6) подчиненность личных интересов общим;

7) скалярная цепь это  ряд лиц, стоящих на управленческой  пирамиде;

8) порядок;

9) справедливость как  сочетание доброты и правосудия;

10) стабильность рабочего места.

3. Школа человеческих отношений (с начала 1950-х гг. до настоящего времени).

Основной целью этой школы было повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов. Представители этой школы провели множество исследований и экспериментов по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т. д. В результате были сделаны выводы, что система человеческих отношений влияет на результативность труда не меньше, чем рационализации труда.

 

Принципы управления Тейлора и Файоля

У. Тейлор (1856-1915) — основатель и разработчик идей научного управления. Учение Тейлора строится на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. В основу своего учения Тейлор положил задачу повышения производительности труда и видел ее решение в рационализации трудовой деятельности, которая базируется на научной организации труда. Тейлор утверждал, что рабочие не хотят просто так работать и очень ленивы. Поэтому рационализация будет принята рабочим только тогда, когда его доход будет расти так же, как и прибыль предприятия.

Основные принципы научного управления Тейлора заключаются  в следующем:

1. для осуществления  деятельности на основе научного  изучения должны разрабатываться  оптимальные методы работы (количество затраченного времени, усилий и т.д.). 2. Осуществляемая деятельность должна точно следовать разработанным стандартам. 3. Для получения максимальной пользы рабочие должны соответствовать своему рабочему месту (обучены и квалифицированны) и заданию. 4. Оплата труда должна производиться в соответствие с результатами. 5. В деятельности предприятия должны быть функциональные менеджеры, осуществляющие контроль по специализированным направлениям. 6. Меаду рабочими и менеджерами должны поддерживаться дружеские отношения.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"