Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 21:37, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".
А. Файоль (1841-1925) считал, что при правильной организации труда каждый менеджер может добиться успеха. В своем учении Файоль (как и Тейлор) хотел найти правила рациональной деятельности, только рассматривая организацию как единый организм, он считал, что для любого предприятия характерно наличие определенных видов деятельности:
1) техническая (производство); 2) коммерческая (закупка, сбыт и обмен); 3) финансовая (поиск и оптимальное использование капитала); 4) безопасности (защита собственности людей); 5) анализ и учет (эккаунтинг); 6) управление. Файоль первым выделил управление как особый вид деятельности, которая включает в себя планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль.
При этом Файоль разработал 14 принципов управления, от которых зависит успех управления:
1) разделение труда; 2) власть; 3) дисциплина; 4) единство распорядительства; 5) единство руководства; 6) подчинение индивидуальных интересов общим; 7) вознаграждение персонала; 8) централизация; 9) цепи взаимодействия; 10) порядок; 11) равенство; 12) стабильность персонала; 13) инициатива; 14) корпоративный дух.
Эффективность менеджмента — это управление деятельностью предприятия с минимальными издержками и максимальными результатами. В менеджменте выделяют экономическую и социальную эффективность.
Результатом экономической эффективности является экономический эффект, отражающийся на росте прибыли, снижении издержек, повышении качества и т. д. Результатом социальной эффективности является социальный эффект. Он заключается в повышении удовлетворенности работников от выполняемой работы, улучшении условий труда, повышении благосостояния работников. Взаимосвязь между экономической и социальной эффективностью очень тесная, так как зачастую при улучшении экономической обстановки улучшается и социальная удовлетворенность, и наоборот, при повышении социальной удовлетворенности повышается экономическая эффективность. Повышение прибыльности предприятия приводит к увеличению заработной платы (осуществлению материального стимулирования) и, как следствие, к удовлетворенности работников. Повышение социальной удовлетворенности в свою очередь способствует повышению производительности и улучшению качества и, как следствие, увеличивает прибыльность и т. д. Но следует отметить, что мероприятия социальной направленности могут принести свои плоды лишь в отдаленном будущем, поэтому подобные действия следует дополнительно сопоставлять со стратегическими и тактическими планами.
Факторы, повышающие эффективность менеджмента:
1) взаимодействие в системе управления;
2) оптимальное использование времени.
Взаимодействие в системе управления предполагает влияние всех подразделений предприятия друг на друга. Значение взаимодействия возрастает по мере расширение специализации организации. Взаимодействие подразделений позволяет работать фирме как единому механизму и исключить лишние звенья. Такое взаимодействие усиливает результативность деятельности на всех уровнях ее выполнения, в том числе и управленческом, так как на него снижаются расходы.
Пути повышения эффективности управления:
1)разработка проблем
управления и способов их
2) постоянное улучшение
технологического и
Последовательность выполнения заданий:
1) дела срочные и важные;2) срочные;3) важные, но не срочные;4) все остальные.
Методологические основы оценки менеджмента.
Обособление менеджмента из общих функций работы организации приводит к возникновению управленческой услуги, концентрирующей свое внимание на решении конкретной управленческой проблемы с полным технико-экономическим обоснованием.
Разделение труда, высокая скорость увеличения знаний приводит к большим затратам на совершенствование и перестройку систем управления экономикой. При этом следует учитывать большую скорость морального износа как оборудования, так и методов работы.
В данных условиях возникает вопрос о наиболее эффективной сфере инвестирования: производственной или управленческой. Он приобретает особое значение при разработке стратегических планов фирмы.
Существенной проблемой современной системы управления является нехватка квалифицированных менеджеров, так как, помимо хозяйственных навыков, необходимо принимать решения в условиях неопределенности, сопровождающихся значительными рисками и ответственностью. Оценка деятельности менеджера осуществляется с помощью критериев результативности и эффективности.
По мнению Питера Друккера, результативность — это создание правильных вещей, тогда как эффективность — это правильное создание этих вещей.
Данные показатели необходимы для предварительной оценки существующих положений о менеджменте на базе трактовки понятия управление как трудовой деятельности и системы отношений, воплощаемой в процессе этой деятельности.
Менеджмент рассматривается как управленческое воздействие и взаимодействие, объектом которых являются человек и его трудовая деятельность, в результате которой происходят изменение ее характеристик и создание конечного результата. Управляющее воздействие постепенно переходит в управляющее взаимодействие.
Управляющее воздействие воплощается в управленческом решении и является завершающей частью процесса управления. На этапе воплощения управленческого решения процесс управления переходит в производственно-хозяйственную деятельность.
Управленческая деятельность требует определенных затрат, осуществляющихся в продукте труда и входящих в себестоимость (затраты на управление).
При анализе производственно-
Объектом управления
становится взаимодействие между управляющей
и управляемой частями
Управляющее воздействие и взаимодействие преобразуют производственную трудовую деятельность и влекут за собой результаты, адекватные качеству и эффективности управления. Уровень качества и эффективности зависит от механизмов и форм реализации управляющего воздействия и взаимодействия.
Понятие полномочий и ответственности.
Для выполнение своих обязанностей
в организации любой
Скорость увеличение объема информации в мире огромна, поэтому руководитель предприятие не в состоянии самостоятельно выполнять все функции.
Для этого ему необходимо распределять свои полномочие между подчиненными и наделять их определенной ответственностью за выполняемую работу. Благодаря этому менеджер освобождает свое время от выполнения рутинных и второстепенных дел для более важной и ответственной работы.
Полномочия ограничиваются уставом предприятия, должностными инструкциями и распоряжениями вышестоящего руководства — как устными, так и письменными.
Ответственность, которой наделяется должность, помогает предотвращать произвол на рабочих местах.
Существует два вида ответственности:
1) общая, заключается в создании условий для выполнения работы и является уделом руководителя;2) функциональная, связана с выполнением поставленных задач.
Полномочия и ответственность, которыми наделяется должность, должны соответствовать задачам, выполняем данным руководителем. Если же ответственность за принимаемые решения слишком высока, то подавляется инициатива работника. Полномочиями наделается должность, а не лицо, ее занимающее. Вследствие этого если человек освобождает занимаемую им должность, то он теряет и свои полномочия.
Вышестоящий руководитель (начальник подразделения) может передавать (делегировать) часть своих полномочий нижестоящим сотрудникам, но ответственность за выполнение данной работы не перераспределяется. Руководитель является ответственным за работу своих подчиненных и за совершенные ими ошибки перед вышестоящим руководством отвечает лично.
Существует два пути распределения управленческих полномочий.
1. На основе единоначалия. Предполагает, что распределение полномочий может осуществляться от руководителя к своим непосредственным подчиненным. После злого он уже вмешивается е работу сотрудников, которым отдал распоряжения, только в крайнем случае и лишь контролирует их деятельность.
Единоначалие является принципом управления, который не допускает руководства через голову и подчинения одновременно нескольким руководителям, т. е. полномочия различных сотрудников не должны пересекаться, так как это вносит сумятицу и неразбериху в работу организации и, как следствие, снижает ее эффективность.
2. На основе множественного подчинения и поглощения полномочий. Заключается в том, что руководитель, передавший полномочия своим подчиненным, полностью сохраняет их за собой. Это позволяет ему вмешиваться в ход их работы в любой момент.
При распределении полномочий образуется своего рода лестница, ступенями которой являются уровни управления. Она отражает иерархию структуры организации, где указывается ранг каждого руководителя (соподчиненность).
Характеристика полномочий-Объем полномочий, которым наделяется руководитель на определенном уровне управления, определяется в соответствии со следующими принципами:
1) характером решаемых проблем. Чем больше их важность и разнообразие, тем значительнее полномочия у данного руководителя;
2) развитостью системы коммуникаций. Предполагает, что чем легче установить связь с руководителем, тем меньше подчиненным требуется полномочий;
3) личными особенностями исполнителей. Данный принцип заключается я том, что чем выше образование, опыт, ответственность, тем больше сотруднику может быть предоставлено полномочий;
4) морально-психологическим климатом организации. В соответствии с данным принципом объем полномочий тем больше, чем благоприятнее морально-психологический климат, так как е атом случае меньше вероятность, что сотрудники будут ими злоупотреблять.
Распределение полномочий осуществляется исходе из:1) достаточности их для решения возникающих вопросов; 2) четкой определенности полномочий по взаимодействующим должностям; 3) обязанности исполнителя самостоятельно принимать соответствующие решения и нести за них ответственность в рамках своих полномочий.
Виды управленческих полномочий:
1) распорядительные полномочия являются обязательными для исполнение. Распорядительные полномочие в свою очередь делятся на:
- общие: присущи высшему руководству, определяющему цели и стратегию организации, а также действия в чрезвычайной ситуации;
- линейные; реализуются посредством прямой должностной связи, в рамках которой руководство указывает своим непосредственным подчиненным: что, когда и где делать или не делать, В рамки данных полномочий входит решение повседневных вопросов о поощрении, наказании сотрудников, организации работы персонала, поддержании морально-психологического климата и т п.;
- функциональные: определяют методы решении поставленных задач. Ими в основном наделяются функциональные руководители;
2) рекомендательные полномочия заключаются в разработке советов и рекомендаций о возможном варианте решения определенного вопроса и не являются обязательными для исполнения;
3) представительские полномочия могут реализовываться в двух направлениях:
- координационные. В круг их обязанностей входит согласование работ на нижних уровнях управления;
- контрольно-отчетные. Занимаются проверкой результатов работ нижестоящих субъектов и получают о; них необходимую информацию;