Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 21:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

Теория и практика менеджмента - на печать.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

4) согласительные полномочия заключаются в необходимости субъектов управления высказать свое мнение относительно принимаемых решений.

Они подразделяются на:

- предостерегающие: выявляют ошибки в выполненной работе и разрабатывают рекомендации по их исправлению. При неисполнении поправок ответственность за работу возлагается на отдел утвердивший такой план;

- блокирующие: заключаются в том, что если определенное решение не заверено уполномоченным лицом, то оно является недействительным. На предприятии такими полномочиями обладает главный бухгалтер, который заверяет все доходы и расходы.

 

  1. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ

Делегирование полномочий — это передача подчиненным права принимать руководящие решения и осуществлять определенные действия. Данная функция позволяет менеджеру более эффективно использовать свое время. Работу, которую следует поручать подчиненным, можно разделить на три группы:

1) подготовительная (сбор  сведений);

2) рутинная, которая не требует особых навыков, но отнимает много времени. При этом исполнитель не принимает серьезных решений (составление базы данных);

3) специализированная, которая предполагает наличие особых навыков. Полномочие, связанные с выполнением данной работы, делегируются, так как один человек во в состоянии качественно выполнить множество видов такой деятельности (правовое обеспечение работы предприятие, маркетинговые исследование и бухгалтерский учет. Полномочия ограничиваются правилами, процедурами, законом и распоряжениями руководства.

Если полномочия концентрируются на верхнем уровне управление, то система управление централизованная, если на нижнем — децентрализованная. В чистом виде они встречаются крайне редко. Полной централизации препятствуют ограниченность ресурсов (трудовых, сырьевых и времени) и высокая скорость накопления информации в различных областях знаний, а абсолютная децентрализация управления может привести к полному распаду предприятия. В связи с этим распределение властных полномочий требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае.

Степень централизации  власти определяется следующими факторами:

1) ограниченность ресурсов требует строгого контроля за их использованием (чем она больше, тем сильнее централизации власти);

2) степенью риска (чем он выше, тем на более высоких уровнях принимаются решения);

3) единообразием при развитии тактики и стратегии (недостижимо при значительной децентрализации);

4) размерами организации (чем она больше, тем менее она централизована);

5) динамичным развитием ситуации (затрудняет возможность обмена информацией, таким образом, возрастает ответственность за принятия решений. Данная обязанность возлагается на руководителя);

6) историческими традициями организации;

7) квалификацией кадров и руководителя: чем ниже квалификация руководителя по отношению к подчиненным, тем больше функций они выполняют самостоятельно.

Расширение степени централизации предполагает увеличение количества функций, а углубление — их детализацию. Централизация власти дает возможность минимизировать аппарат управления, так как один сотрудник выполняет одновременно несколько функций, сконцентрировать усилия на основных направлениях работы фирмы, облегчить контроль за выполнением работы. Однако чрезмерная централизация ведет к уменьшению роли непосредственных исполнителей, что приводит к субъективизму и, как результат, неверным действиям.

Децентрализованный вид управления позволяет более качественно, детально и объективно разрабатывать решения, а также снимает с руководства занятость второстепенными задачами и снижает степень бюрократизма.

 

 

 

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ. БИЗНЕС-ПЛАН

Планирование — это  одна из основных функций менеджмента. В широком смысле планирование — это деятельность, направленная на определение целей и задач организации, а также распределение и перераспределение ресурсов для реализации поставленных задач. В узком смысле — это процесс составления специальных документов, цель которых состоит в сочетании и координации работы, организации и повышении ее эффективности. Виды планирования по срокам: 1) долгосрочное осуществляется на срок более пяти лет и заключается е разработке перспективных целевых программ (стратегическое планирование); 2) среднесрочное осуществляется на срок от года до пяти лет (различные программы); 3) краткосрочное осуществляется на срок менее года оперативные планы на день и др.).  Принципы планирования: 1) участие в планировании максимального числа сотрудников позволяет повысить эффективность выполнения работы, так как учитываются ил интересы, а, следовательно, повышается удовлетворенность сотрудников работой; 2) непрерывность: планы служат основой для дальнейшей работы; 3) гибкость: возможность корректировки планов в соответствии с изменяющимися условиями; 4) экономичность: затраты на планирование значительно меньше получаемых выгод; 5) обеспечение работы необходимыми материальными и организационными ресурсами. Методы планирования: 1) бюджетный – табличный способ представления материала, отражающий поступление и перераспределение ресурсов по подразделениям и сферам деятельности; 2) балансовый — согласование поступлений и расходов за определенный период. Баланс — это таблица, в которой зафиксированы все источники и размеры доходов и расходов предприятия. 3) Математический метод опирается на использование математических моделей. Его суть заключается в составлении уравнений с переменными. 4) Графический метод – это образное представление возможных вариантов развития ситуации (уровень прибыли, изменение доли рынка и т. п.).

Управление  проектом — это управленческая деятельность, основанная на скрупулезной разработке модели мероприятий для реализации конкретных задач и достижения цели. Данный вид управления может применяться по отношению к любому виду деятельности.

Исходным условием применения проектного управления является определение цели, которая должна содержать в себе определенную долю новизны. Цель разбивается на составные части, в соответствии с которыми определяются дальнейшие виды работ. Впоследствии данные виды работ на основе моделирования примеряются к сложившимся условиям, в результате чего рассчитываются риски и возможные варианты решений. Впоследствии данная модель (новация) воплощается на практике, при этом подвергаясь дальнейшим корректировкам, т. е. идет своеобразная обкатка разработанного проекта. После того как проект окончательно утвержден и реализован, проводится контроль соответствия запланированных показателей реальным.

Выделяют следующих участников проекта: 1. Инициатор проекта — это носитель основной идеи и инициативы ее реализации. Зачастую им является заказчик, но может быть и любой участник проекта. 2. Заказчик — это физическое или юридическое лицо, заинтересованное в достижении цели проекта, его результатах. Заказчик определяет требования, выделяет средства на разработку проекта, заключает договор с его участниками и отвечает за результаты проекта. 3. Руководитель проекта — это человек, управляющий разработкой проекта и несущий ответственность за его выполнение перед заказчиком. В некоторых случаях руководством проекта может заниматься проектная организация, но ответственность несет только один человек. 4. Команда проекта — это группа участников, работающих под началом руководителя проекта и занимающаяся исполнением заказа. Члены команды проекта должны иметь профессиональный уровень, соответствующий решаемым задачам.

Каждый проект, как  и любой товар, имеет свой жизненный  цикл, который состоит из двух этапов: разработки и реализации проекта.

Фаза разработки заключается  в осознании и разработке целей  проекта, а также в определении  полномочий и другой подготовительной работе.

Фаза реализации заключается  в воплощении в реальность намеченных планов.

Бизнес-план рассматривается  с двух точек зрения.

1. Это план развития  предприятия, определение его  дальнейшего пути работы. Бизнес-план создается как для вновь открывающейся организации, так и для давно существующей, когда необходима модернизация ее хозяйственной деятельности в связи с изменениями в экономике.

Основные цели бизнес-плана включают в себя:

1) установление и разработку  основного направления работы предприятия в соответствии с потребностями рынка на основе экономического обоснования;

2) определение видов  деятельности и источников ресурсов;

3) прогнозирование возможных рисков их последствий и способов их избежание.

2. Это документ, который предназначен как для собственного пользования, так и для внешнего. Внешними пользователями являются кредиторы и банки, которые предоставляют кредиты или делают финансовые вложения в развитие предприятия.

Структура бизнес-плана раскрывает почти все возможные вопросы, связанные с будущей деятельностью, и включает а себя несколько обязательных разделов.

Титульный лист и оглавление состоят из заголовка плана, даты его создания, указания лица, подготовившего бизнес-план, полного названия и адреса фирмы и того, для кого он был подготовлен, Оглавление должно быть четким и ясно раскрывать основную его структуру и самые существенные моменты. Резюме является одной из самых главных частей плана. Оно пишется после его окончательной разработки, но размещается в начале.

Резюме включает в  себя три части: 1) введение, в котором отражаются основная суть и цель проекта; 2) краткое описание наиболее важных частей проекта; 3) заключение, которое раскрывает основные действия предприятия для достижения намеченных целей и факторы, этому способствующие.

Описание продуктов (услуг), которые предприятие собирается производить, является очень важным, так как сразу можно определить степень новизны на данном рынке  и предположительные возможности  его продвижения. данный раздел содержит как само описание товара (услуги), так и увязку его с потребностями покупателей.

Описание положения  в отрасли, конкурентов и конкурентной стратегии заключается в раскрытии  степени развития рынка данного  товара, активности конкурентов и  методов привлечения покупателей на свою сторону.

Производственный план включает в себя описание технологий производственного процесса, используемого сырья и оборудования.

План маркетинга включает в себя сведения о маркетинговой  стратегии, целевой аудитории, на которую  ориентируется фирма, ценовой политике, системе дистрибуции и предполагаемых интегрированных маркетинговых коммуникациях (рекламе, пропаганде, личных продажах и стимулировании сбыта). 

Финансовый план включаете себя баланс предприятия, расчет будущих прибылей и убытков, а также срока окупаемости, рентабельности и предела безубыточности.

Этот список разделов бизнес-плана является основным, но может быть и дополнен.

 

 

 

  1. СИСТЕМНЫЙ И СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ

 

Системный подход представляет собой много- плановое явление, которое связано с внешней и внутренней средой организации. Поэтому все учения об управлении характеризуются следующим: 1) на деятельность предприятия воздействует множество факторов внешней и внутренней среды, которые имеют как прямое, так и косвенное воздействие; 2) большинство учений содержит системный эффект.

П. Дракер является основоположником системного подхода к управлению. Он выдвинул много идей в сфере  менеджмента, но основной является теория управления по целям, те. управление должно начинаться с определения целей, а затем формировать функции деятельности. Главная задача менеджмента — организовать производительность людей. Дракер считал, что менеджер должен быть высококвалифицированным и играть основную роль в организации, а его деятельность должна быть направлена на достижение экономических целей организации. Менеджер также должен заботиться о клиентах. При этом отношения между персоналом должны строиться на взаимном уважении.

Ситуационный  подход заключается в том, что применение одинаковых управленческих мер в разных ситуациях приводит к различным результатам, поэтому менеджеры должны сначала оценить ситуацию, а потом уже принимать решения.

Для эффективного управления в организации, в соответствии с  ситуационными теориями, менеджеры  обязательно должны выполнить следующее: 1) проанализировать ситуацию; 2) выбрать соответствующий подход к управлению; 3) выбрать гибкое управление; 4) с помощью управления подстроиться к ситуации. Управление — это искусство менеджеров подойти к ситуации. Ситуационные теории отрицают универсальные подходы к управлению.

Одной из характерных  для ситуационного подхода теорий является теория  «7-S» — все основные составляющие организации начинаются на «S» (Т. Питерс, Р. Уотерман, Р. Паскаль, Э. Атос). Смысл теории заключается в том, что любая эффективно действующая организация основана на семи составляющих: стратегия — планы и направления действий; структура организации; система — внутриорганизационные процессы; штат (персонал); стиль руководства; квалификация персонала; раз деленные ценности — направления деятельности организации. Причем изменение одной составляющей ведет к изменению остальных. Таким образом, если менеджеры гармонично сочетают все семь составляющих, то эффективная деятельность предприятия гарантирована.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"