Система менеджмента качества на предприятии: методология и реализация на примере ТОО «Derbes»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Проблема качества продукции носит в Республике Казахстан универсальный характер. Она не относилась к разряду простых во все времена и особенно остро стоит сейчас, во время мирового финансового кризиса. Казахстанские предприятия сталкиваются с большими трудностями: сокращение производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты менеджмента качества на предприятии
1.1 Сущность и значение менеджмента качества в условиях рыночных отношений
1.2 Качество, как определяющий фактор конкурентоспособности товара
1.3 Международные стандарты СМК на предприятии (ISO 9000:2000)
2. Анализ деятельности и СМК ТОО "Derbes"
2.1 Аналитическая оценка деятельности ТОО "DERBES"
2.2 Организация системы менеджмента качества в деятельности "DERBES"
2.3 Оценка конкурентоспособности продукции ТОО "DERBES"
3. Пути совершенствования системы менеджмента качества на ТОО "DERBES"
3.1 Рекомендации по совершенствованию качества и повышению конкурентоспособности продукции ТОО "DERBES"
3.2 Совершенствование системы менеджмента качества на ТОО "DERBES"
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Алматы.doc

— 572.50 Кб (Скачать файл)

- схему взаимодействия  процессов.

Деятельность любого подразделения ТОО «DERBES», посредством используемых ресурсов, преобразует входы в выходы, т. е. представляет собой процесс.

Вся деятельность предприятия ТОО «DERBES» представляет собой взаимосвязанную цепочку этих процессов.

Действующая на ТОО «DERBES» система менеджмента качества периодически должна анализироваться и оцениваться высшим руководством предприятия для того, чтобы убедиться, что система удовлетворяет требованиям и эффективна. Одним из главных элементов анализа является подготовка отчета для анализа системы менеджмента качества. Руководство предприятия должно проводить анализ и оценку системы менеджмента качества на основании данных, представленных в виде справки по оценке системы менеджмента качества с выводами и предложениями по совершенствованию системы менеджмента качества.

Входные данные для анализа формируются на основе анализа следующих данных:

- результатов внешних  и внутренних аудитов;

- проверок выполнения корректирующих и предупреждающих действий;

- отчетов о затратах  на качество; функционирование процессов;

- соответствие продукции;

- последующие действия, вытекающие  из предыдущего анализа со  стороны руководства;

- рекомендаций по улучшению  системы менеджмента качества;

- анализа претензий;

- обратной связи с потребителем.

Данные для анализа системы менеджмента качества должны представляться ответственными лицами 2 раза в год текущего года президенту компании.

В результате проведенного анализа высшее руководство дает оценку эффективности функционирования в ТОО «DERBES» системы менеджмента качества, принимает управленческие решения и разрабатывает рекомендации по:

- внесению изменений в политику в области качества;

- совершенствованию организационной  структуры управления предприятием;

- расширению области действия  системы менеджмента качества;

- внесению изменений в  руководство по качеству;

- перераспределению ответственности  по принципам системы менеджмента качества;

- повышению результативности  системы менеджмента качества  и ее процессов;

- улучшению сервиса согласно  требований потребителей;

- перераспределению ресурсов  обеспечения менеджмента качества.

Данные рекомендации являются выходными данными анализа системы менеджмента качества.

Документы, рекомендуемые для поддержания системы менеджмента качества ТОО «DERBES»в рабочем состоянии представлены в таблице 14.

Таблица 14 Рекомендуемая схема ответственности за документацию системы менеджмента качества на ТОО «DERBES»

 

Наименование документа

Ответственный за действие с документацией

 

Документы СМК:

Политика предприятия в области качества;

Руководство по качеству;

Методики обеспечения качества;

Реестр форм документов

Отдел систем менеджмента и внутреннего аудита

 

Документы внешнего происхождения:

Законодательные (законы РК и т. д.);

Нормативные (ГОСТы, ТУ)

Департамент по администрированию и качеству

 

Ценные (Устав, учредительные документы и др.)

Президент компании

 

Документы по технике безопасности

Менеджер отдела технического контроля

 

Документы по противопожарной безопасности

Менеджер отдела технического контроля

 

Технологические документы:

технологические инструкции;

технологические схемы;

правила организации и ведения технологического процесса

Менеджер отдела промышленной безопасности

 

Организационно-распорядительная документация:

должностная инструкция;

Приказы, распоряжения, служебные записки; внешняя и внутренняя переписка

Президент компании

 

Финансовые документы

Главный бухгалтер

 
     

Политика должна поддерживаться на всех уровнях руководства ТОО «DERBES» путем:

- поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества;

- подбором, расстановкой  и обучением квалифицированного персонала;

- выделения необходимых  ресурсов.

Доведение Политики до всех работающих осуществляется:

- в ходе производственных совещаний;

- в ходе профессиональной  подготовки персонала;

- при приеме на работу;

- методом наглядной агитации.

Руководство по качеству должно быть составлено в двух вариантах:

- первый - постоянно обновляющийся для внутреннего пользования;

- второй - без внесения  изменений, для ознакомления потребителей  или заинтересованных партнеров, который выдается по разрешению  ответственного от руководства  по обеспечению качества.

Актуализация Руководства по качеству производится по указанию президента компании, а также по данным проверок, проводимых ответственным от руководства по обеспечению качества (главный менеджер департамента по администрированию и качеству) не реже 1 раза в год.

Изменения вносятся при:

- пересмотре структуры  системы менеджмента качества;

- пересмотре содержания  отдельных пунктов Руководства;

- процедур и принципов  системы менеджмента качества;

- пересмотре организационной  структуры предприятия, отдела обеспечения качества;

- изменения функций различных  служб или ответственных сотрудников;

- после внешних и внутренних  аудитов системы менеджмента  качества.

Структура документации предлагаемой системы менеджмента качества ТОО «DERBES» представлена на рисунке 16.

Рисунок 16 - Структура документации предлагаемой системы менеджмента качества ТОО «DERBES»

К документам внешнего происхождения отнесены: законодательная документация; нормативная документация.

Законодательные документы (законы, правовые документы, указы, постановления и т. д.) на предприятии могут отслеживаться путем:

- организации приобретения  и подписки;

- изучения официальных  изданий газет и журналов, соответствующих  разделов Интернета.

Нормативные документы делятся на контрольные и рабочие (копии). Контрольные экземпляры должны храниться в архиве предприятия.

К технологический документации относят: технологические инструкции; технологические схемы; правила организации и ведения технологического процесса.

Проверка данных видов документов должно проводиться не реже 1 раза в год.

К организационно-распорядительной документации относятся:

- организационная структура  предприятия;

- должностные инструкции, производственная инструкция;

- приказы распоряжения, служебные  записки; внешняя и внутренняя  переписка.

Изменения в организационную структуру вносятся путем пересмотра на основании решения или приказа президента компании.

Записи о качестве могут существовать в виде:

- данных для анализа  системы менеджмента качества  со стороны руководства;

- данных анализа соответствия требований к услугам;

- данных о соответствии  процессов критериям результативности  и эффективности;

- входных данных для  проекта;

- выходных данных для  проекта;

- данных анализа, верификации  и валидации проекта разработки  новых видов услуг;

- данных по внесению изменений в проект;

- результатов оценки поставщиков  и выбора поставщиков;

- данных о качестве  продукции поставщиков;

- результатов входного  контроля;

- результатов контроля  в процессе производства;

- результатов окончательного  контроля услуг;

- результатов поверки  и контроля;

- отчетов о затратах  на качество;

- данных по планированию, отчетов о проверках (внутренние  и внешние аудиты), рабочих записей;

- данных о несоответствиях  услуг и ремонтных работах;

- данных по изучению  причин услуг несоответствующего качества, процесса, системы менеджмента качества.

Данные о качестве могут использоваться при:

- оценке эффективности  системы менеджмента качества;

- аттестации персонала;

- оценке поставщиков;

- сертификации; подтверждении  результатов испытаний.

Формы документов, в которых зарегистрированы данные о количестве, могут представляться в виде:

- журналов;

- отчетов;

- протоколов;

- мероприятий;

- справок;

- отчетов;

- служебных записок и  др.

Данные на предприятии могут быть представлены как в бумажном, так и электронном виде.

Во время становления рыночных отношений возрастает роль и значение потребителя в оценке создаваемой продукции, а значит, возрастает приоритет качества изделий в производстве. Следовательно, разработка эффективного механизма управления качеством на ТОО «DERBES» требует более глубокого уяснения сути категории «качество», выработки современного рыночного подхода к определению понятия «качество продукции» (КП). Это становится возможным на основе исследования взаимосвязи категории КП и потребительской стоимости, потребности, стоимости и др., охватывающих соответствующие стороны экономических отношений по удовлетворению потребностей. Существует также, тончайшая связь между категорией качество и одной из важнейших категорий рыночной экономики - прибылью. Борьба предприятий за наибольшую прибыль является движущей силой совершенствования качества производимой ими продукции, ускорения НТП, снижения производственных затрат.

Целью МСК на предприятии ТОО «DERBES» является достижение уровня качества, соответствующего требованиям избранного рынка, с минимальными затратами. Данная цель предполагает последовательное решение двух задач:

- определение степени  соответствия качества исследуемого  объекта конкретной потребности (оценка качества);

- выявление путей достижения  требуемого потребителем уровня  качества с наименьшими производственными  затратами.

Основные направления совершенствования управления качеством на ТОО «DERBES» следует рассматривать в следующих аспектах:

- во-первых, необходимо рассмотреть  вопросы расширения круга задач  по управлению качеством продукции, возникающих в результате проведения  глубоких экономических преобразований  и становления рыночных отношений;

- во-вторых, необходимо выбрать комплекс адекватных экономико-математических моделей, позволяющих достичь цели МСК на предприятии;

- в-третьих, рассмотреть  проблему эффективной реализации  функционирования автоматизированной  системы принятия проектных решений  по управлению качеством продукции.

Особую актуальность на ТОО «DERBES» приобретает проблема повышения научной обоснованности управленческих решений по обеспечению качества выпускаемой продукции. Совершенствование методов управления качеством продукции в условиях рынка базируется на хозяйственной самостоятельности предприятия, отказе от директивных методов руководства на всех уровнях управления, использовании научного подхода и мирового опыта к решению проблем управления КП.

Основным принципом системы качества на ТОО «DERBES» должно явится охват всех стадий жизненного цикла продукции; маркетинг, проектирование и разработка технических требований; разработка продукции; материально-техническое снабжение; подготовка и разработка производственных процессов; производство, контроль, проведение испытаний и обследований, реализация продукции; эксплуатационное, техническое обслуживание. Методологический подход к обеспечению качества на основе петли качества показывает, что деятельность по обеспечению качества начинается и заканчивается маркетингом. Сущность современного понимания маркетинга можно выразить формулой: «производить и продавать только то, что, безусловно, найдет сбыт, а не пытаться заставить потребителя брать то, что удалось произвести».

Большие возможности на ТОО «DERBES» появятся также при определении значимости дефектов, необходимых для инспекционного контроля, качества сырья и материалов, поставляемых предприятиями-поставщиками, получении оперативной информации по дефектам производства с использованием компьютерных технологий, установлении неисправностей изделий при испытаниях, удовлетворении претензий потребителя.

Основным направлением менеджмента в системе качества на предприятии ТОО «DERBES» должно являтся определение рыночного спроса и сфер реализации продукции - определение требований к качеству продукции, формированию политики предприятия в области качества, определение потенциальных потребностей потребителей в видах продукции и услугах, информирование руководителей и соответствующих специалистов предприятия о результатах маркетинговых исследований в области качества, завоевание доверия потребителей путем надлежащей рекламы и создание своего образа (фирменного стиля), представление интересов предприятия во взаимоотношениях с потребителями, изучение вопросов ценообразования.

Обратная информация о качестве дает возможность более точно определять характер и масштабы проблемы, связанной с пожеланиями потребителей.

Для обеспечения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, реализации Политики в области качества на предприятии ТОО «DERBES» должны выделяться необходимые ресурсы: человеческие; инфраструктура; производственная среда; финансовые.

Определение потребности в ресурсах необходимо определять на начало года в организационно-технических мероприятиях и дополнительно по результатам корректирующих, предупреждающих действий, анализе системы менеджмента качества.

Управление ресурсами должно осуществляться руководством предприятия для повышения максимального удовлетворения требований - потребителей путем выполнения, функционированием системы менеджмента качества, постоянного повышения результативности и эффективности.

Человеческие ресурсы. Для выполнения задач и функций, возложенных на структурные подразделения предприятия, подбираются работники с соответствующим образованием, квалификацией, личными качествами, годными по состоянию здоровья, которые используют свои знания и способности для реализации целей.

Требования к компетенции и осведомленности персонала определены в должностных инструкциях и должно подтверждаться результатами аттестации.

Подготовка персонала направлена на обучение всех категорий работающих приемам и методам, необходимым для качественной работы на конкретном рабочем месте.

Подготовка и повышение квалификации персонала, в том числе и новых работников, способствует пониманию Политики в области качества, а также освоению методов и средств, обеспечивающих полноценное участие персонала в функционировании системы менеджмента качества. Подготовка кадров должна осуществляться на основе определения потребностей в подготовке кадров по категориям работающих:

- руководящий (административно-управленческий) персонал;

- технический персонал;

- руководители производственных  подразделений;

- производственный персонал.

Обучение персонал в ТОО «DERBES» может осуществляться по пяти направлениям:

- подготовка новых рабочих;

- переподготовка;

- обучение вторым (смежным) профессиям;

- повышение квалификации  рабочих;

- повышение квалификации  руководителей и специалистов.

Ответственность за своевременное обучение своих работников несут руководители подразделений.

Критериями оценки результативности и эффективности подготовки кадров является обеспеченность структурных подразделений высококвалифицированными кадрами.

Инфраструктура. Для достижения соответствия установленных требований к услугам, на предприятии имеется и поддерживается в рабочем состоянии инфраструктура, которая обеспечена необходимыми ресурсами. Инфраструктура включает в себя:

Информация о работе Система менеджмента качества на предприятии: методология и реализация на примере ТОО «Derbes»