Социальные и социально-психологические предпосылки эффективной коллективной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

В первом разделе данной курсовой работы был рассмотрен трудовой коллектив и его роль в современных условиях, откуда стало ясно, что трудовой коллектив - это не простая совокупность людей, а сложное структурное образование со многими внешними и внутренними связями, оформленными и неоформленными отношениями, которые определяют идеологию и психологию. Были определены принципы и методы построения стабильного трудового коллектива и место руководителя в трудовом коллективе. Выяснилось, что руководитель, обладающий всеми качествами лидера – это идеальный глава организации, способный обеспечить наивысшие достижения.
Во втором разделе курсовой работы была определена сущность конфликта в трудовом коллективе и его виды.
В третьем разделе был проведен анализ управления трудовым коллективом в ООО "АРТА". На предприятии работает метод косвенного воздействия на работников. Начальник создает условия для осуществления целей, а служащие добиваются результатов.

Содержание работы

Введение
1 Трудовой коллектив
1.1 Трудовой коллектив: понятие, виды, цели, структура, этапы развития
1.2 Трудовой коллектив и его особенности
1.3 Этапы развития трудового коллектива: управленческий аспект
1.4 Структура социально-психологического климата в коллективе
2 Эффективная команда
2.1 Формирование команд
2.2 Управленческие команды и их формирование
2.3 Эффективность команд
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

к-р 2.docx

— 232.67 Кб (Скачать файл)

Отличительные черты  трудового коллектива. Отличительные, специфические черты трудового  коллектива как социальной общности связаны не только с тем, что он возникает на базе совместной трудовой деятельности, но главным образом  с теми чертами, которые позволяют  характеризовать ту или иную социальную общность как коллектив. Выявлением и анализом таких признаков применительно  к трудовым общностям занимается социально-психологическая теория трудового коллектива. Согласно этой теории далеко не всякая целевая социальная общность, даже обладающая определенной организацией, имеет свойства, позволяющие  считать ее коллективом. Свойства, отличающие коллектив от других социальных общностей, приобретаются. [2,236]

Сплоченность. По мере роста сплоченности члены группы в большей степени идентифицируют себя с ней, испытывают больше удовлетворенности  от своей принадлежности к данной группе.

Близость установок, мнений, ценностей и норм поведения  членов группы обеспечивает большую  ее сплоченность и уменьшает вероятность  возникновения разногласий и  конфликтов, которые могут разделить  группу или привести ее к распаду.

Группы, в которых  существуют противоречия и конфликты, отсутствует дух взаимопомощи и  товарищества, менее эффективны, чем  группы, отношения в которых характеризуются  взаимопониманием, взаимной симпатией  и сотрудничеством.

Говоря о развитии группы, менеджеры склонны рассматривать  сплоченность как положительное, желательное  качество. Поэтому в перечне первоочередных задач руководителя стоит формирование сплоченной команды.

Однако связь  между сплоченностью и эффективностью групповой деятельности не столь  однозначна. Исследования показали, что  сплоченность способствует эффективной  деятельности группы, если сочетается с другой важной ее составляющей - позитивной направленностью.

Направленность  характеризует устремления членов группы, то, что они считают полезным и важным для себя. О позитивной направленности можно говорить, если цели группы совпадают с целью  деятельности организации. Если же ее устремления направлены на удовлетворение эгоистических целей и противоречат интересам организации, то такая  направленность является негативной.

Сплоченность —  один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве конкретных показателей Сплоченности, как правило, рассматриваются: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях — чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; 2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов —  чем больше число тех людей, кто  удовлетворен своим пребыванием  в группе, т.е. тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря  группе преимуществ превосходит  значимость затрачиваемых усилий, тем  выше сила ее притяжения, а, следовательно, и сплоченность.

Повышению сплоченности группы способствуют следующие факторы:

- согласие относительно  целей;

- частота взаимодействия;

- личная привлекательность;

- межгрупповая  конкуренция;

- благоприятные  оценки.

К факторам же, уменьшающим  сплоченность в группе, относятся:

- отсутствие согласия  относительно целей;

- большая численность  группы;

- неприятный опыт  общения;

- внутригрупповая  конкуренция;

- доминирование  одного или нескольких членов.

Из вышесказанного следует, что для поощрения сплоченности необходимо:

- уменьшить состав  группы (5 - 7 человек);

- поощрять согласие  членов группы с ее целями;

- стимулировать  соревнование с другими группами;

- вознаграждать  всех членов группы;

- изолировать группу, дав ей совместную территорию  и время для общения.

Если же целью  руководителя является ослабление сплоченности группы, направленной на достижение узкогрупповых, эгоистичных интересов, препятствующих эффективности деятельности организации, то руководитель должен принять противоположные  меры:

- увеличить состав  группы;

- поощрять несогласие  членов группы с ее целями;

- исключить соревнование  с другими группами;

- вознаграждать  каждого работника индивидуально;

- разобщить группу  территориально, уменьшить время  для общения. [6,128]

Социальная структура  трудового коллектива. Социальная структура - совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающая ее сущностные характеристики.

Социальная структура - внутреннее устройство общества или  социальной группы; упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих  социальных групп, социальных институтов и отношений между ними.

Социальная структура  трудового коллектива - характеристика трудового коллектива по полу, возрасту, профессиям, национальностям и другим социальным показателям.

Трудовой коллектив  как социальный организм имеет определенную социальную структуру как совокупность принципов взаиморасположения, взаимосвязей и взаимоотношений составных  элементов, составляющих целостную  систему.

Существуют производственно-функциональная, целевая, профессионально-квалификационная, социально-демографическая, общественно-организационная, социально-психологическая и национальная социальные структуры.

Производственно-функциональная включает в себя производственные подразделения, осуществляющие выпуск продукции, ее реализацию, управление, планирование, стимулирование и др. В этой социальной структуре  различают три уровня коллективов: высший (основной), средний (вторичные) и низший (первичные).

Высшим (основным) считается производственный коллектив, представляющий собой самостоятельную  социально-экономическую единицу  со сложившимися нормами производственной и общественной жизни, трудовыми  традициями и правилами и состоящий  из вторичных коллективов: цехов, участков, служб, – которые в своей структуре  имеют множество первичных коллективов: бригад, смен, групп и т.д.

Весь трудовой коллектив  организаций в зависимости от выполняемых функций делится  на две группы: промышленно-производственный персонал (ППП) и непромышленный персонал (НП). В состав ППП входят все работники  основной деятельности: руководители, специалисты, технические исполнители, основные и вспомогательные рабочие, ученики, работники военизированной и сторожевой охраны, пожарной охраны, работники научно-исследовательских и конструкторско-технологических подразделений. В состав НП включают работников жилищно-коммунального хозяйства, культурно-бытового и медико-санитарного обслуживания, подсобных сельскохозяйственных предприятий, спортивных сооружений, педагогический и обслуживающий персонал дошкольных учреждений и др.

Целевая социальная структура рассматривается как  совокупность всех уровней социальной структуры (высшего, среднего, низшего), связанных между собой общей  целью и задачами как производственного, так и социально-психологического характера, выражающих одинаковые интересы, общие ценностные ориентации.

Профессионально-квалификационная социальная структура – это социальная форма профессионального разделения труда. Она предполагает деление  групп по уровню образования, профессиям, а внутри профессий – по квалификации, общему производственному стажу, стажу  работы в данной профессии, в данной организации.

Социально-демографическая  социальная структура характеризует  трудовой коллектив, распределяя его  на группы по полу, возрасту семейному  положению, уровню доходов и т.п. В каждой группе важно изучать  специфические потребности, интересы ее членов, характер воспроизводства, перспективы развития и другие характеристики.

Общественно-организационная  социальная структура выражает систему  отношений в трудовом коллективе, в котором всегда образуются формальные и неформальные объединения. Несовпадение интересов формальных и неформальных групп часто приводит к конфликтным  ситуациям.

Социально-психологическая  структура определяется системой взаимосвязи  позиций и ролей отдельных  работников и малых групп. Развиваясь, она воздействует на социально-психологический  климат в коллективе, трудовую мотивацию, адаптацию новых членов коллектива, разрешение конфликтов и в итоге  – на эффективность деятельности.

Национальная социальная структура – это национальный состав трудового коллектива (группы).

Все виды социальных структур в совокупности определяют содержание внутриколлективных социальных отношений. Изучение особенностей этих отношений применительно к различным  группам имеет важное значение для  совершенствования управления трудовым коллективом, укрепления его социального  статуса, привлечения в коллектив  молодых, высококвалифицированных  специалистов.

Регулирование социальных процессов  в трудовых коллективах

Основу регулирования  социальных процессов составляет трудовое поведение людей в коллективе, которое определяется внутренними  и внешними побудительными силами.

Внутренние побудительные  силы – это потребности, интересы, ценности, мотивы, которые в совокупности представляют собой структуру сложного процесса мотивации – побуждения себя и других членов организации  к деятельности для достижения личных целей и целей трудового коллектива.

Внешние побудительные  силы – это стимулы, санкции, используемые с целью склонить человека к определенному  трудовому поведению. Важно четко  представлять, на какое место в организации претендует человек, какие роли он может и готов выполнять, и какую роль ему собирается предложить организация. Часто именно несоответствие этой роли возможностям человека является основой конфликта между ним и организационным окружением.

Регулирование соответствия роли и места человека в организации  происходит при его вхождении  в организацию, в процессе обучения и в процессе взаимодействия с  ним в ходе трудовой деятельности (рис. 1). В процессе вхождения работника  в организационное окружение  организация должна решать три задачи: разрубить старые поведенческие  стереотипы; заинтересовать его работой  организации; привить работнику  новые нормы поведения в конкретных организационных условиях.

Рис. 1. Регулирование  соответствия роли и места человека в организации

 

Взаимодействие  человека и организации предполагает ролевой аспект. С одной стороны, это роль человека в коллективе, т.е. связь его деятельности с  целями и задачами организации, содержание его работы и способы ее выполнения, с другой стороны, это готовность человека осознанно выполнять свою роль, что приведет к получению  положительного результата не обязательно  материального характера и принесет ему удовлетворение.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликт - противоречие во взглядах и в отношениях, столкновение расходящихся, противоположных интересов, острый спор.

Конфликтные ситуации, которые порождаются организационными и эмоциональными факторами, можно  устранить, используя корректировку  роли работника (изменение формы  работы); повышение квалификации, умение распознавать и предупреждать возникающие  проблемы, перестановку работников с  одной роли на другую в зависимости  от их способностей справляться с  конфликтными ситуациями и др.

Для разрешения большинства  конфликтов достаточно устранить их материальную основу: улучшить организацию  труда, наладить бесперебойное снабжение  сырьем и материалами, изменить порядок  материального стимулирования или  произвести структурные изменения  в коллективе. Разрешению конфликта  способствует его открытое обсуждение.

Важную роль в  регулировании социальных отношений  и процессов в организации  выполняют групповые нормы, которые  направлены на достижение цели и задач  организации, поощрение поведения  работников, достижение целей организации, и санкции, побуждающие членов группы соблюдать групповые нормы.

Роли и отношения  в трудовом коллективе. Роли в коллективе подразделяются на «производственные» (функциональные и социальные) и  «межличностные». Производственных ролей  специалисты выделяют восемь.

Координатор обладает наибольшими организаторскими способностями  и становится обычно в силу этого  руководителем коллектива независимо от своих знаний и опыта. Его главная  обязанность — уметь работать с теми, кто такими знаниями и  опытом обладает, и направлять их активность на достижение поставленных целей.

Генератор идей, как  правило, самый способный и талантливый  член коллектива. Разрабатывает варианты решения любых стоящих перед  ним проблем, но в силу своей пассивности, несобранности и т.п. не способен реализовать их на практике.

Контролер сам творчески  мыслить не способен, но вследствие глубоких знаний, опыта, эрудиции может  должным образом оценить любую  идею, выявить ее сильные и слабые стороны, подтолкнуть других к работе по ее дальнейшему совершенствованию.

Шлифовальщик, обладает широким взглядом на проблему и поэтому  при необходимости умеет «увязать»  ее решение с другими задачами коллектива.

Энтузиаст — самый  активный член коллектива; он увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели.

Искатель выгод  — посредник во внутренних и внешних  отношениях, придающий определенное единство действиям членов коллектива.

Исполнитель добросовестно  реализует чужие идеи, но нуждается  при этом в постоянном руководстве  и подбадривании.

Помощник — человек, который лично ни к чему не стремится, довольствуется вторыми ролями, но готов всегда оказать содействие другим в работе и в жизни.

Информация о работе Социальные и социально-психологические предпосылки эффективной коллективной деятельности