Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:30, дипломная работа
Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной защиты инвалидов…………………………………………………..6
1.1 Социальные и медицинские характеристики современной инвалидности……………………………………………………………………...6
1.2 Социальная защита инвалидов: сущность, основные направления, методы……………………………………………………………………………10
1.3 Управленческие аспекты социальной защиты инвалидов………….21
Глава 2 Анализ проблемы социальной защиты инвалидов на современном этапе………………………………………………………………25
2.1 Основные направления социальной политики в РБ в отношении инвалидов………………………………………………………………………...25
Реабилитация инвалидов…………………………………………..42
2.3 Анализ уровня социальной защиты инвалидов по г. Стерлитамаку…………………………………………………………………….50
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию системы социальной защиты инвалидов……………………………………………………………….62
3.1 Проблема совершенствования методов социальной защиты инвалидов………………………………………………………………………...62
3.2 Рекомендации по совершенствованию методов социальной защиты инвалидов в г. Стерлитамаке……………………………………………………67
Заключение………………………………………………………………...82
Список использованной литературы…………………………………….85
Приложения………………………………………………………………..89
3. Адаптивная двигательная рекреация.
Цель: поддержание здоровья, повышение уверенности в своих силах, своих умениях, развитие коммуникативных навыков, социальная адаптация, социализация и интеграция в общество.
4. Двигательная активность.
Цель: развитие мануальных способностей, стимуляция и развитие двигательных способностей в результате корректирующих занятий и упражнений.
Физкультурно-оздоровительную направленность имеет также и туротерапия - реабилитационная технология социально-культурной деятельности: путешествия, экскурсии, походы, выезды (групповые и индивидуальные).74 Туротерапия применима практически для всех возрастных групп с любыми болезнями и патологиями развития, кроме глубоких психических нарушений.
Туризм всесезонен, его можно совершать как пешком, так и на любом виде транспорта. Он может быть оздоровительным, познавательным, спортивным. Все три направления подходят для инвалидов. Инвалиды могут совершать пешие прогулки, проводить автопробеги, покорять вершины гор. Если исходить из философии независимой жизни, для инвалидов нет ничего невозможного. Туризм создает сферу полноценного общения, возможность установления социальных контактов, апробации социальных ролей, получения поддержки, интеграции в общество.
Семьи с детьми-инвалидами могут принимать участие в многодневных туристических поездках, которые оказывают огромное реабилитирующее воздействие на всех членов семьи. Наиболее эффективно эти поездки влияют на развитие эмоциональной сферы детей-инвалидов, помогают их социализации, в том числе и детей с отставанием в интеллекте. Если раньше уделом многих из них было замкнутое пространство квартиры и познание мира проходило с помощью телевизора и книги, то в поездках они получают возможность знакомиться с архитектурой и историей городов, посещать музеи, выставки, видеть красоту и величие просторов нашей страны, что способствует также воспитанию патриотизма и любви к Родине.
В поездках, путешествиях участники могут вести дневник, снимать все на видеопленку. Ведение записей приучает к наблюдательности, аккуратности, развивает умение выражать свои мысли, шлифует стиль письма. Отснятые фильмы монтируются, и все участники могут собраться на просмотр и обсуждение. Видеофильм возвращает участников в замечательные дни путешествия, заставляет заново переживать те или иные ситуации, формирует позитивный эмоциональный фон. Здесь может применяться уже упоминавшаяся технология воспоминаний, переживание позитивных чувств, эмоций, что имеет огромную терапевтическую силу.
Съемку фильмов можно рассматривать как технологию кинотерапии. Подростки с большим удовольствием будут заниматься кинотворчеством: продумывать сценарии, сортировать отснятый материал, подбирать музыкальное сопровождение, составлять сопроводительный текст.
Дневники впоследствии можно переработать, отпечатать на компьютере, переплести либо издать в виде книги типографским способом (деньги на печатание можно найти у спонсора). Каждому участнику поездки захочется иметь такую книгу в своей библиотеке, так как в ней они писали о себе. Поскольку ведение дневников есть не что иное, как совместное написание биографии, мы можем говорить о биографическом методе.
Таким образом, происходит не только реабилитационное воздействие, но и личностное становление инвалида как члена общества, как гражданина. Для эффективного использования технологий туризма в социально-культурной реабилитации инвалидов необходимо соблюдать следующие правила:
- выбор вида туризма в зависимости от физических нарушений и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, учитывающей персональный интерес, мнение, финансовые возможности, место проживания, ожидаемые реабилитационные результаты;
- обеспечение безопасности для туристов и окружения;
- включение в программу осмотра достопримечательностей;
- предварительная физическая подготовка, психологическая переносимость трудностей;
- адекватность планируемых нагрузок состоянию здоровья.
У инвалидов, в том числе и детей-инвалидов, существуют свои психологические проблемы, в первую очередь, дефицит общения. Они не умеют устанавливать контакт с окружающими, испытывают скованность и беспомощность перед незнакомыми людьми и поэтому не стремятся к общению.
Однако, не получая внимания людей, они испытывают дискомфорт, который может привести к депрессии, неверию в свои силы, отчужденности. Кроме того, дефицит общения ведет к тому, что инвалиды часто не понимают эмоционального состояния окружающих, не умеют соответственно на них реагировать и адекватно проявлять соответствующие эмоции. Это обусловлено в первую очередь отсутствием постоянных совместных сопереживаний, возможностей делиться своими чувствами с другими, а также тем, что они чаще переживают негативные чувства, связанные со своими дефектами, - стыд, досаду, печаль, унижение, болезненность и т.д. У них также значительно меньше опыт положительных переживаний: восторга, теплоты, влюбленности, понимания, сочувствия, бодрости духа и др. Опыт радостного общения мал, в основном он касается только узкого круга людей в семье.
Прекрасным средством ухода от одиночества, развития эмоциональной сферы служат занятия творческой деятельностью. В последние годы значительно возрос интерес к реабилитации инвалидов средствами культуры, искусства, спорта. В странах Западной Европы и США люди с инвалидностью работают и отдыхают: играют в театрах, танцуют, поют, занимаются спортом, т.е. живут полноценной жизнью. Культура и спорт помогают социализации инвалидов.
Испытав радость творчества,
инвалид может изменить свою жизненную
позицию, отношение к себе, своей
жизни, дефекту, более оптимистично
смотреть на жизнь, окружение. Для детей
и подростков с инвалидностью
занятия творчеством
Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на человека с ограниченными возможностями с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Реабилитирующее воздействие осуществляется через художественное чтение, инсценировку произведения, дискуссии, литературные вечера, встречи с авторами произведений, литературные и поэтические вечера, викторины и т.д.
Сказкотерапия - процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, перенос сказочных смыслов в реальность. Данная технология позволяет человеку в сказочном сюжете узнать себя, свою проблему, лучше в ней разобраться и найти выход из создавшейся ситуации. Существуют специальные сказки для взрослых, моделирующие определенное состояние (тревогу за больного ребенка, поиск смысла жизни и т.д.). Возможные формы данного направления: осмысление содержания известной сказки, инсценировка, придумывание своей сказки.
Изотерапия - терапия художественным творчеством. Многие взрослые и дети с удовольствием рисуют, это увлечение используется в технологии терапии рисунком. Рисование позволяет человеку выразить свое внутреннее состояние, ощущения, эмоциональные переживания. Занятия художественным творчеством помогают решить психологические, личностные проблемы: снимаются страхи, уходят тревога, неуверенность, чувство вины, преодолеваются негативные переживания и т.п. Изотерапия помогает человеку выйти из сильнейших стрессовых ситуаций и заново начать жить.
В дополнение к названным методам необходимо добавить следующее. Отличные результаты в контексте социальной защиты инвалидов дают клубы инвалидов.76 В России такие клубы функционируют во многих городах. В Стерлитамаке неплохо было бы создать нечто подобное. Такой клуб строит свою работу с людьми, имеющими инвалидность, по программам, в основе которых лежит социально- политическая модель инвалидности, суть которой сводится к следующему: человек, имеющий инвалидность, имеет равные права на участие во всех аспектах жизни общества; равные права должны быть обеспечены системой социальных служб, выравнивающих ограниченные в результате травмы или заболевания возможности. Инвалидность не есть медицинская проблема. Инвалидность - это проблема неравных возможностей.
Логичным в этом смысле является использование термина «человек с ограниченными возможностями» вместо слова «инвалид». Это не просто отказ от устаревшего слова, означающего «больной, нетрудоспособный, бесполезный». Это отказ от медикализации проблемы инвалидности, ибо инвалид – «больной, нетрудоспособный, бесполезный» нуждается в постоянной опеке и лечении, он находится в зависимости от других. Если же мы посмотрим на инвалидность с точки зрения ограничений в физических, зрительных, слуховых, речевых и умственных возможностях, то мы увидим, что их можно компенсировать при помощи нескольких служб, таких как «Центр независимой жизни», службы «Персональный ассистент» и др.
Для реализации в рамках нашего города можно предложить инновационные модели «Центр независимой жизни» и «Персональный ассистент».
«Центр независимой жизни» - это комплексная инновационная модель системы социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной архитектурной среды и консервативного в отношении людей, имеющих инвалидность, общественного сознания, создают режим равных возможностей для людей с особыми проблемами, в основном, с проблемами детской инвалидности.
Основной задачей в реализации модели «Центра независимой жизни» является обучение умениям и навыкам независимой жизни. Ключевую роль в модели играет служба «От родителя к родителю». От родителя к родителю передается знания о социальных проблемах, затрагивающих интересы детей, от родителя к родителю передаются желание изменить положение детей к лучшему через активное участие самих родителей в социальных процессах. Формы работы: беседы, семинары, мероприятия, творческие кружки, исследования, создание служб.
Цель: изменение среды, окружающей человека с ограниченными возможностями, таким образом, чтобы стало возможным включение его во все аспекты жизни общества; изменение самосознания человека, имеющего инвалидность.
Задачи:
1. Создание моделей
социальных служб, помогающих
адаптировать условия
2. Создание экспертной службы для родителей, осуществляющей мероприятия по обучению родителей основам независимой жизни и представительство их интересов.
3. Создание системы
волонтерской помощи родителям,
Инновационная модель службы «Персональный ассистент» подразумевает помощь человеку, имеющему инвалидность, в преодолении препятствий, мешающих ему на равных принимать участие в жизни общества. «Персональный»- значит знающий особенности каждого отдельного человека, имеющего инвалидность. Критерий «потребителя», введенный в данную социальную службу, позволяет поручить найм и обучение персональных ассистентов самим людям, которые в этих услугах нуждаются. При помощи персонального ассистента человек, имеющий инвалидность, может учиться в открытом учебном заведении и работать на обычном предприятии. Экономическая выгода государства при организации такой социальной службы заключается в том, что:
- потенциальные способности людей, имеющих инвалидность, будут использованы в полной мере (специализированные заведения создаются под ограниченные возможности людей, имеющих инвалидность, и вместе с надомным и детским трудом при интернатах, усиливают сегрегирующий характер экономической политики государства по отношению к ним);
- создается рынок труда, так как персональным ассистентом может работать практически любой человек.
Политическая выгода очевидна, так как данная социальная служба обеспечивает каждого члена общества равными правами на образование, труд и отдых.
Таким образом, проблема
совершенствования методов соци
- использование информационных
технологий, позволяющих формировать
статистику по проблеме
- использование гуманистической и эмотивно-рациональной терапии;
- применение эффективных методов мотивирования жизненной активности: биографический метод, арттерапия, кинотерапия, музыкальная психотерапия;
- организация реабилитации инвалидов посредством физической культуры и спорта;
- применение социокультурных реабилитационных технологий: библиотерапии, сказкотерапии, изотерапии;
- создание клубов инвалидов и инновационных моделей «Центр независимой жизни» и «Персональный ассистент».
Заключение
Завершая работу, следует сделать некоторые выводы.
В Российской Федерации в начале ХХI века, как и во всём мире, наблюдался рост числа инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, что сказывается на детской инвалидности, рост травматизма, отсутствие нормальных условий труда и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости.
Социальная поддержка и реабилитация инвалидов, - процесс сложный, противоречивый. Он включает взаимодействие общества, семьи, личности родителей и ребенка-инвалида. Ряд исследователей, анализируя политическую, экономическую, социальную ситуацию, сложившуюся в обществе, рассматривают ее влияние на современное состояние инвалида и их семьи. Трансформация общества в той или иной мере затронула все слои населения. Инвалид и его семья, нуждается в постоянном повышенном внимании и защите со стороны общества.
В результате исследования выявлена правовая база и технологии социальной защиты инвалидов - системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Информация о работе Совершенстование социальной защиты инвалидов