Совершенстование социальной защиты инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:30, дипломная работа

Описание работы

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной защиты инвалидов…………………………………………………..6
1.1 Социальные и медицинские характеристики современной инвалидности……………………………………………………………………...6
1.2 Социальная защита инвалидов: сущность, основные направления, методы……………………………………………………………………………10
1.3 Управленческие аспекты социальной защиты инвалидов………….21
Глава 2 Анализ проблемы социальной защиты инвалидов на современном этапе………………………………………………………………25
2.1 Основные направления социальной политики в РБ в отношении инвалидов………………………………………………………………………...25
Реабилитация инвалидов…………………………………………..42
2.3 Анализ уровня социальной защиты инвалидов по г. Стерлитамаку…………………………………………………………………….50
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию системы социальной защиты инвалидов……………………………………………………………….62
3.1 Проблема совершенствования методов социальной защиты инвалидов………………………………………………………………………...62
3.2 Рекомендации по совершенствованию методов социальной защиты инвалидов в г. Стерлитамаке……………………………………………………67
Заключение………………………………………………………………...82
Список использованной литературы…………………………………….85
Приложения………………………………………………………………..89

Файлы: 1 файл

Совершенстование социальной защиты инвалидов.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

Для успешного функционирования системы реабилитации инвалидов необходима дальнейшая разработка теоретических, организационных, медико-социальных, психологических, экономических и правовых аспектов реабилитации инвалидов; разработка базовых программ реабилитации; разработка моделей центров реабилитации общего профиля и многопрофильных (для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, патологией органа зрения и т.д.); научная разработка психофизиологических критериев оценки профессиональных возможностей инвалидов и их потребностей в различных формах обучения, методика адаптации базовых программ профессионального обучения применительно к инвалидам.

 

 

2.3 Анализ уровня  социальной защиты инвалидов  по г. Стерлитамаку

 

Систему органов социальной защиты населения  г. Стерлитамака представляет Управление труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РБ по г. Стерлитамаку, обеспечивающее в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики социальной защиты населения и социально-трудовых отношений на территории города.

В своей деятельности Управление труда и социальной защиты населения руководствуется Конституцией РБ, Федеральными законами, Указами Президента РБ, Постановлениями и Распоряжениями Правительства РБ, приказами Министерства здравоохранения и социального развития РБ и др.

Основными задачами Управления труда и социальной защиты населения являются:

- проведение в жизнь государственной политики социальной защиты нетрудоспособного населения, материнства, отцовства и детства, организация их социального обслуживания, реализация их социальных гарантий;

- разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики по комплексному решению проблем социального развития, народонаселения, трудовых ресурсов, повышения уровня жизни и доходов населения, совершенствования системы оплаты труда, социального партнерства и трудовых отношений, развитию кадрового потенциала, улучшению условий и охраны труда.

Основная деятельность Управления труда и социальной защиты населения направлена на  социальную защиту различных категорий граждан:

- многодетных семей;

- пожилых людей, ветеранов и инвалидов;

- граждан, пострадавших  от политических репрессий;

- участников и инвалидов, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, «Маяк», Семипалатинском ядерном полигоне и др.

В рамках своей компетенции Управление труда и социальной защиты населения решает такие задачи, как:

- осуществляет контроль  за реализацией социальных гарантий, установленных для пожилых граждан  и ветеранов и других льготных  категорий граждан действующим  законодательством;

- оформляет документы  для обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами;

- направляет на медико-социальную  экспертизу граждан для подтверждения  либо опровержения причин инвалидности.

В настоящее время  действует Постановление Минтруда РФ от 15 апреля 2003 г. № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности»51, на основании которого проводится МСЭ причин инвалидности в г. Стерлитамаке.

Согласно Постановления  Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение либо органом социальной защиты населения.52

Организация, оказывающая  лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту  жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.53

В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в  случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.

Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться  в бюро (главное бюро, Федеральное  бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

Решение о признании  гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.54

Решение объявляется  гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения;

-  координирует работу  общественных организаций в вопросах  улучшения социального положения ветеранов войны, воинов-интернационалистов, ветеранов труда, граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей и других категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

- осуществляет обеспечение   санаторно-курортными  путёвками  льготных категорий граждан и  контроль  за их использованием;

- производит компенсационные  выплаты льготным категориям  граждан, предусмотренные законодательством  Российской Федерации;

- обеспечивает совместно с органами исполнительной власти, негосударственными организациями и объединениями отдых и оздоровление детей в период школьных каникул;

- производит назначение  и выплату ежемесячных пособий  на детей;

-осуществляет обеспечение  граждан документами, дающими право пользоваться льготами, и др.

 Социальное  обслуживание  инвалидов в Стерлитамаке включает:

1) социальное     обслуживание      на      дому      (включая   социально  - медицинское обслуживание);

2) полустационарное  социальное  обслуживание   в   отделениях   дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное   социальное   обслуживание   в   стационарных   учреждениях   социального   обслуживания   (домах   -  интернатах,   пансионатах   и   других   учреждениях   социального   обслуживания   независимо от их наименования);

4) срочное социальное  обслуживание;

5) социально - консультативную  помощь.

Более чем в 48 раз по сравнению с 2000 годом выросло  количество инвалидов, получивших социальные, медико-социальные, социально-бытовые и психологические услуги в отделениях дневного пребывания.55

Интенсивно развивается  сеть отделений надомного социального  обслуживания одиноких пенсионеров, инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем  уходе.

Отделения социального обслуживания на дому позволяют на постоянной основе обслуживать 1759 инвалидов, нередко малоспособных к полному самообслуживанию.

Социальное   обслуживание   по   желанию  инвалидов    осуществляется  на  постоянной  или   временной основе.

Социальное  обслуживание на дому является одной из основных   форм  социального обслуживания,   направленной   на   максимально   возможное   продление   пребывания  граждан пожилого  возраста  и   инвалидов в привычной социальной  среде в целях поддержания их   социального статуса,  а также на  защиту  их  прав  и законных   интересов.

К   числу   надомных  социальных  услуг,  предусматриваемых   федеральным  перечнем  гарантированных   государством   социальных   услуг, относятся:

-   организация питания, включая доставку продуктов на дом;

- помощь  в  приобретении  медикаментов,  продовольственных  и   промышленных товаров первой  необходимости;

- содействие  в   получении  медицинской  помощи,  в том числе   сопровождение  в медицинские учреждения;

-  поддержание    условий    проживания   в   соответствии   с   гигиеническими требованиями;

-  содействие в организации  юридической помощи и иных  правовых   услуг;

-  содействие в организации  ритуальных услуг и в погребении  одиноких умерших;

-  организация различных социально-бытовых услуг в зависимости от условий проживания в городе или селе;

-  помощь в оформлении  документов, в том числе для  установления опеки и попечительства;

-  помещение в стационарные  учреждения социального обслуживания.

Кроме    надомных    социальных    услуг,   предусмотренных   федеральным   и   территориальными    перечнями    гарантированных   государством  социальных  услуг,  инвалидам могут быть  предоставлены дополнительные  услуги   на   условиях полной или частичной оплаты.

Социальные   услуги,   входящие   в   федеральный  перечень   гарантированных государством социальных услуг,  могут быть оказаны   гражданам  бесплатно,  а  также  на  условиях частичной или полной   оплаты в зависимости от разницы величины дохода, получаемого гражданином (или семьёй) и величиной прожиточного минимума, установленного для региона проживания.

Как показали исследования, из всех видов услуг наиболее важными  для инвалидов города являются:

- уход во время болезни – 83%;

- доставка продуктов – 80,9%;

- доставка лекарств – 72,9%;

- услуги прачечной – 56,4%.56

Социально - медицинское  обслуживание на дому осуществляется  в   отношении   нуждающихся  в  надомных  социальных  услугах  граждан   пожилого   возраста   и   инвалидов,    страдающих    психическими   расстройствами  (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением   активной   формы),   тяжелыми   заболеваниями   (в    том    числе   онкологическими).

Социально - медицинское  обслуживание  на  дому  осуществляется   специализированными   отделениями,  создаваемыми  при органах социальной защиты   населения.   В   штат  указанных  отделений  вводятся  медицинские   работники,  профессиональная  деятельность  которых   регулируется   законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.57

Полустационарное  социальное  обслуживание     включает   социально - бытовое, медицинское и  культурное обслуживание инвалидов,  организацию их питания,  отдыха,   обеспечение  их  участия  в  посильной  трудовой  деятельности   и   поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание    принимаются   нуждающиеся   в   нем   инвалиды,   сохранившие   способность   к   самообслуживанию    и    активному   передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное  обслуживание.

Стационарное социальное обслуживание  направлено  на  оказание   разносторонней   социально - бытовой  помощи   инвалидам,   частично   или   полностью   утратившим   способность к  самообслуживанию и нуждающимся  по состоянию здоровья   в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию   для инвалидов наиболее  адекватных  их   возрасту   и   состоянию   здоровья   условий   жизнедеятельности,   реабилитационные   мероприятия   медицинского,    социального    и   лечебно - трудового характера, обеспечение ухода и медицинской   помощи, организацию их отдыха и досуга.

Срочное  социальное  обслуживание  осуществляется  в  целях   оказания  неотложной  помощи разового характера инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

Срочное    социальное   обслуживание   включает   следующие   социальные услуги из числа предусматриваемых федеральным  перечнем   гарантированных государством социальных услуг:

1) разовое обеспечение  остро  нуждающихся  бесплатным  горячим   питанием или продуктовыми  наборами;

Информация о работе Совершенстование социальной защиты инвалидов