Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:30, дипломная работа
Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной защиты инвалидов…………………………………………………..6
1.1 Социальные и медицинские характеристики современной инвалидности……………………………………………………………………...6
1.2 Социальная защита инвалидов: сущность, основные направления, методы……………………………………………………………………………10
1.3 Управленческие аспекты социальной защиты инвалидов………….21
Глава 2 Анализ проблемы социальной защиты инвалидов на современном этапе………………………………………………………………25
2.1 Основные направления социальной политики в РБ в отношении инвалидов………………………………………………………………………...25
Реабилитация инвалидов…………………………………………..42
2.3 Анализ уровня социальной защиты инвалидов по г. Стерлитамаку…………………………………………………………………….50
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию системы социальной защиты инвалидов……………………………………………………………….62
3.1 Проблема совершенствования методов социальной защиты инвалидов………………………………………………………………………...62
3.2 Рекомендации по совершенствованию методов социальной защиты инвалидов в г. Стерлитамаке……………………………………………………67
Заключение………………………………………………………………...82
Список использованной литературы…………………………………….85
Приложения………………………………………………………………..89
Специальными устройствами, облегчающими жизнь инвалидам, должны быть оборудованы также аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, тротуары и дорожные переходы. Должны быть отдельные стоянки и номера для автотранспорта инвалидов, специальные туалеты, что уже стало обычным во многих странах мира.
Таким образом, на сегодняшний день основы формирования среды жизнедеятельности инвалидов, в которой не было бы барьеров, только начинают разрабатываться, хотя Указ Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» был принят довольно давно. Те, от кого зависит создание такой среды, среди препятствий к внедрению разработанных градостроительных и жилищных нормативов чаще всего называют финансовые проблемы. Однако это скорее проблема расстановки приоритетов и недостатка контроля над реализацией законодательных норм.
В соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов в РБ им предоставляется значительное количество прав, льгот и компенсаций. Все они подразделяются на группы в зависимости от формы и периодичности предоставления, категории предоставляемых льгот.30
По форме предоставления:
По периодичности
По категориям льгот:
Реалии же таковы, что значительное количество инвалидов в настоящее время не получают необходимой помощи для возвращения к нормальной трудовой, семейной и общественной жизни, в которой они нуждаются.
В России права людей с ограниченными возможностями на участие в жизни общества и защита их интересов закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Однако большинство инвалидов из-за того, что нет условий для передвижения в общественном транспорте, въезда и выезда в жилые и учебные строения инвалидных колясок, а также потому, что нет специальных программ обучения, учебные места не оборудованы (хотя право на образование гарантировано Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образовании»), не могут обучаться на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования. По этим и многим другим причинам не в полной мере реализованы и иные права и возможности инвалидов.31
Одной из важнейших льгот по предоставлению технических средств реабилитации, вопросы реализации которой не решаются годами, является обеспечение инвалидов спецавтотранспортом и его ремонт.
Таблица 1 - Удельный показатель стоимости отдельных льгот, предоставляемых инвалидам, в РБ (тыс. руб.)
Наименование льгот
|
Удельный показатель
стоимости предоставляемой | |
1 |
Капитальный ремонт принадлежащих жилых помещений |
252,5 |
2 |
Внеочередная бесплатная установка квартирного телефона |
113,0 |
3 |
50- процентная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах социальной нормы) |
11,6 |
4 |
50-процентная скидка
в оплате коммунальных услуг
(в пределах нормативов |
38,3 |
5 |
50-процентная скидка
в оплате вневедомственной |
18,1 |
6 |
Бесплатное пользование при выходе на пенсию поликлиниками |
33,4 |
7 |
Бесплатное обеспечение лекарствами по рецепту врача |
31,6 |
8 |
50-процентная стоимость лекарств по рецепту врача |
15,8 |
9 |
Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов и других протезно-ортопедических изделий |
43,1 |
10 |
Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов |
35,6 |
11 |
Бесплатное обеспечение санаторно-курортными путевками |
275,5 |
12 |
Бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта |
40,6 |
13 |
Бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения |
54,0 |
14 |
50-процентная стоимость проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения |
27,0 |
15 |
Бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте |
81,8 |
16 |
Бесплатный проезд один раз в два года или 50-процентов стоимости проезда раз в год (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте |
40,9 |
17 |
50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой |
3,0 |
18 |
50-процентная скидка со стоимости проезда на железнодорожном, водном, воздушном и междугороднем автомобильном транспорте в осенне-зимний период (с 1 октября по 15 мая) |
10,0 |
Льгота по получению
средств технической
Официально провозглашаемая политика в области социальной защиты инвалидов и ее реализация весьма расходятся, между ними нет согласованности. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения. Размер пенсии не покрывает реальные расходы на лекарства и другие необходимые инвалиду и обещанные ему государством блага.
В соответствии с основами законодательства РБ об охране здоровья граждан люди с ограниченными возможностями, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности - на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения.
Государство предусматривает оказание инвалидам квалифицированной медицинской помощи бесплатно или на льготных условиях, а также бесплатное обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения. Восстановительное лечение и реконструктивная хирургия должны осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.
Одним из этапов процесса
медицинского обеспечения инвалидов
выступает санаторно-курортное
Различают социально-медицинскую и медико-социальную помощь инвалидам. Первая обеспечивает уход в случае болезни и неспособности удовлетворить свои основные жизненные потребности. Вторая направлена на лечение, уход, поддержание активного образа жизни. В первом случае за оказание помощи отвечают учреждения социальной защиты, во втором — государственные и муниципальные органы здравоохранения.
В области реализации инвалидами своего права на здоровье необходимо координировать усилия различных ведомств и секторов, добиваться их взаимодействия, причем первоочередная роль может принадлежать даже не официальным властным институтам, не министерским или региональным органам управления, а самым разным профессиональным и общественным объединениям, в частности врачебным ассоциациям и организациям инвалидов. Они призваны добиваться необходимых обществу решений, твердо отстаивая свое мнение в государственных институтах. Ведь в соответствии с международными конвенциями, нормами международного права, гражданским и профессиональным кодексами на врачей возложены не только лечение и организация профилактики болезней, но и обязанность побуждать власти к активным действиям.
Конституции Российской Федерации и Республики Башкортостан провозглашают в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище.33 Жилищная политика в отношении инвалидов - важнейший момент, затрагивающий вопросы доступной среды жизнедеятельности.
Малоимущие и иные категории граждан, определенные законом, подлежат обеспечению жильем бесплатно или за доступную плату.34 К таким гражданам, в частности, относятся инвалиды войны и лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний.
Обеспечение инвалидов жилой площадью предусмотрено статьей 17 закона «О социальной защите инвалидов РФ».35 В дополнение к закону было принято Постановление Правительства РФ «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», которое действует и на территории РБ.
Основные положения таковы:
Весьма болезненный вопрос в отстаивании имущественных прав детей-инвалидов, в частности оставшихся без попечения родителей, а также людей с ограниченными возможностями в возрасте старше 18 лет — защита их прав на жилье.
Проблема обеспечения инвалидов жильем в РБ продолжает оставаться очень острой и медленно решаемой из-за недостаточного финансирования. Сложная экономическая обстановка, трудности, возникающие с бюджетным финансированием жилищного строительства, приводят к массовым нарушениям жилищных прав инвалидов. Не разрешается проблема обеспечения инвалидов жильем и с помощью института безвозмездных субсидий на его строительство. Во многих случаях вмешательство правозащитных организаций приводит к разрешению проблемы и утверждению прав инвалидов. Специалисты по социальной работе в каждой конкретной ситуации должны помогать людям с инвалидностью отстаивать их права на жилье, приспособленное к их особым потребностям.
Несмотря на то, что инвалидность связана с ограниченной способностью к трудовой деятельности, неотъемлемое право инвалида — право на труд. Оно установлено Федеральным законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»36 и «О занятости населения в Российской Федерации», направленными на создание инвалидам реальных возможностей заниматься полезной, приносящей доход деятельностью и предусматривающими конкретные механизмы их реализации. Для осуществления этого права необходима активная государственная политика, направленная на содействие занятости инвалидов, поскольку положение людей с ограниченными возможностями на рынке труда остается несоответствующим их потенциальным возможностям, а их занятость — неоправданно низкой.
Одной из основных мер, направленных на решение проблемы занятости инвалидов в настоящее время, служит установление органами исполнительной власти РБ квот на трудоустройство данной категории граждан, которые даются организациям независимо от организационно-правовых форм. По информации Министерства труда и социального развития РБ, в 2008 году в рамках установленной квоты трудоустроено около 1200 инвалидов.37
Таблица 2 - Затраты Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на трудовую реабилитацию инвалидов, млн. руб.
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
План |
- |
6610 |
6,5 |
14,39 |
Факт |
2980,53 |
5188,26 |
Н/д |
Н/д |
Информация о работе Совершенстование социальной защиты инвалидов