Совершенстование социальной защиты инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:30, дипломная работа

Описание работы

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной защиты инвалидов…………………………………………………..6
1.1 Социальные и медицинские характеристики современной инвалидности……………………………………………………………………...6
1.2 Социальная защита инвалидов: сущность, основные направления, методы……………………………………………………………………………10
1.3 Управленческие аспекты социальной защиты инвалидов………….21
Глава 2 Анализ проблемы социальной защиты инвалидов на современном этапе………………………………………………………………25
2.1 Основные направления социальной политики в РБ в отношении инвалидов………………………………………………………………………...25
Реабилитация инвалидов…………………………………………..42
2.3 Анализ уровня социальной защиты инвалидов по г. Стерлитамаку…………………………………………………………………….50
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию системы социальной защиты инвалидов……………………………………………………………….62
3.1 Проблема совершенствования методов социальной защиты инвалидов………………………………………………………………………...62
3.2 Рекомендации по совершенствованию методов социальной защиты инвалидов в г. Стерлитамаке……………………………………………………67
Заключение………………………………………………………………...82
Список использованной литературы…………………………………….85
Приложения………………………………………………………………..89

Файлы: 1 файл

Совершенстование социальной защиты инвалидов.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3 - Финансирование политики социальной защиты инвалидов из средств Государственного фонда занятости населения в 2008г., млрд. рублей

 

Статьи расходов

 

Израсходовано средств фонда занятости  на финансирование мероприятий по содействию занятости инвалидов всего:

в том числе:

 

17,59

на поддержание доходов

в том числе:

на выплату пособий

на выплату материальной помощи и иной

помощи

 

 

5,57

 

0,77

на проф. подготовку, переподготовку и профориентацию

из них на выплату стипендий

0,41

0,17

на финансовую поддержку

в том числе:

на сохранение рабочих мест

на создание дополнительных рабочих  мест

на субсидии для организации  собственного дела

 

 

1,8

2,53

0,03

на социальную адаптацию

0,7

на финансирование общественных работ

0,05

на содержание и оснащение проф. реабилитационных структур для инвалидов

 

1,5


 

В настоящее время  удельный вес работающих инвалидов в РБ в общей их численности не превышает 11%. Особенно тяжелое положение складывается с занятостью инвалидов I и II групп, среди которых удельный вес работающих - менее 8 %.38

Одно из основных направлении поддержки инвалидов - профессиональная реабилитация, важнейшая составная часть государственной политики в области социальной защиты людей с ограниченными возможностями. Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна государству, поскольку средства, вложенные в нее, будут возвращаться в виде налоговых поступлений как следствия трудоустройства инвалидов.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование  инвалидов - важнейшие аспекты их профессиональной реабилитации. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них выпускают специалистов, которые заведомо оказываются невостребованными. В значительной мере это обусловлено следующими причинами:

  • специалисты медико-социальной экспертизы, которые сегодня осуществляют   профессиональную   ориентацию   инвалидов,   не владеют  информацией  о  показаниях  и  противопоказаниях  к приему в высшие и другие образовательные учреждения, ориентируясь на пожелания самих инвалидов;
  • инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и противопоказаниях к приему в образовательные учреждения, мало, что знают о выбранной профессии и условиях труда в данной профессиональной сфере;
  • специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населения не престижны и не дают перспектив для последующего трудоустройства на хорошо оплачиваемые должности;
  • образовательные учреждения не приспособлены под инвалидов, чьи психосоматические возможности требуют особой инфраструктуры помещений, специального оборудования учебных мест и особой методики обучения. Соответственно круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается, и субъективно формируются противопоказания для приема в образовательные учреждения.

В процесс профессиональной реабилитации инвалидов вовлечены не только органы социальной защиты, службы занятости населения, учебные заведения, но и, естественно, работодатели.

В соответствии с установленной  квотой для приема на работу работодатели обязаны:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

В свою очередь, некоторым категориям работодателей гарантируется государственная поддержка (предоставление налоговых и иных льгот). Предприятия, на которых занято не менее 30% инвалидов, обладают правом на льготное налогообложение, финансовое и материально-техническое обеспечение, а при числе работающих инвалидов более 50% — освобождаются от уплаты местных налогов, НДС, налога на имущество и платежей в Пенсионный фонд, Фонд занятости и Фонд медицинского страхования.

Самым слабым местом социальной политики в отношении инвалидов остается отсутствие ее единой стратегии.39 Фактически мы имеем дело с отдельными социальными мерами, а не с комплексной системной концепцией. Законы, обеспечивающие льготы, противоречат основному финансовому закону страны - Закону о федеральном бюджете РФ: они исходят из непреложного выполнения обязательств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации перед получателем, однако российское законодательство о федеральном бюджете устанавливает приоритеты выполнения различных бюджетных статей и предусматривает возможность недофинансирования по отдельным статьям.

В рамках реформы пенсионной системы России в соответствии с  новыми Федеральными законами № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (от 17.12.2001г.) и  № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (от 15.12.2001г.) в РБ существует государственная и трудовая пенсия для инвалидов.40

Размер государственной  пенсии исчисляется как производная  от размера базовой части трудовой пенсии в зависимости от категории  пенсионера и составляет, например, для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности 3-й степени при наступлении инвалидности вследствие военной травмы, — 300% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

В соответствии со статьей 18 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере:

  • инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности 3-й и 2-й степени, инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности 3-й степени, детям-инвалидам -   100% размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;
  • инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности   1-й степени, - 85% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), но не менее 400 рублей в месяц.

Остальные граждане, имеющие  инвалидность, получают трудовую пенсию по инвалидности, размер которой исчисляется как сумма ее базовой, страховой и накопительной частей.

В настоящее время  пенсионное обеспечение инвалидов  в РБ не увязано с уровнем их доходов и занятостью (незанятостью), а также весьма слабо связано с реабилитацией инвалида.

Пенсии выполняют исключительно  функцию социальной поддержки инвалидов, будучи по своей природе социальным пособием тем лицам, которые не обладают достаточной конкурентоспособностью, чтобы прокормить себя.

Таблица 4 - Пенсионное обеспечение инвалидов

 

 

2006

2007

2008

2009

Численность пенсионеров, получающих пенсии по инвалидности, (тыс. чел.)

 

3,9

 

4,3

 

4,5

 

4,8

Средний размер назначенной пенсии с учетом компенсационных выплат (тыс. руб.)

 

10,45

 

21,8

 

29,96

 

33,32

Численность пенсионеров, получающих социальные пенсии, (тыс. чел.)

 

1,1

 

1,1

 

1,2

 

1,3

Средний размер назначенной пенсии с учетом компенсационных выплат (тыс. руб.)

 

7,74

 

16

 

24,57

 

27,13


 

 

 

Таблица 5 - Финансирование политики социальной защиты инвалидов из средств Государственного пенсионного фонда в 2008г., млрд. руб.

 

 

 

 

Статьи расходов

 

 

Общая сумма назначенных пенсий за год

 

Общая сумма назначенных компенса-ционных  выплат за год

 

Общая сумма назначенных пенсий и компенса-ционных выплат за год

Соотношение размера  компенса-ционных выплат и назначенных  пенсий

%

Инвалиды, получающие пенсии по старости

563,2

162

725,44

2,8

Матери инвалидов с детства, воспитывающие их до восьми лет, получающие пенсии на льготных основаниях

34,2

14,5

48,8

4,2

Пенсионеры по инвалидности

1260

629,1

1889,5

4,9

Пенсионеры по инвалидности из числа  военнослужащих

25,8

11,9

37,7

4,6

Пенсионеры, получающие социальные пенсии

в том числе:

222

191,2

413,4

8,6

Инвалиды с детства

191

132,8

323,8

6,9

Инвалиды вследствие общего заболевания

7,6

20

27,8

26,3


 

Несовершенство существующей системы финансового обеспечения политики в отношении инвалидов приводит к недофинансированию отдельных мероприятий, к задержкам по выплатам разных видов пособий и компенсаций.

Основное преимущество пенсии как социального вида помощи инвалиду - законодательно закрепленная обязательность предоставления и гарантированность выплат.

Все остальные виды помощи, мероприятия, затрагивающие людей с ограниченными возможностями, не гарантируют обязательности финансирования и, как показывает практика, не финансируются в полном объеме.

Согласно республиканскому законодательству, социальное обслуживание - это деятельность соответствующих служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся и трудной жизненной ситуации.41

В РБ социальными услугами могут воспользоваться бесплатно:

  • одинокие инвалиды, получающие пенсию (в том числе с учетом надбавок) в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;
  • инвалиды, имеющие родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить помощь и уход, при условии, что размер их пенсии ниже прожиточного минимума;
  • инвалиды, проживающие в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.

Социальное обслуживание инвалидов включает совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Такие услуги оказываются  только при условии добровольного  согласия инвалидов, за исключением случаев, когда это необходимо сделать, чтобы спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли).

Оказание социальных услуг может производиться на дому, при помещении в специальное учреждение (стационар), осуществляющее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в форме полустационарного обслуживания.

Комплекс мер, которые  связаны с социальным обслуживанием  населения, также предполагает соблюдение норм права, распространяющихся не только на инвалидов, но и на всех граждан. Так, инвалиды I и II группы должны обслуживаться вне очереди в предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи и жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, которые занимаются обслуживанием населения. Инвалиды пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций.

 

    1.  Реабилитация инвалидов

Основой политики в отношении  инвалидов является их реабилитация, позволяющая инвалидам достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности. Согласно правилам, под реабилитацией понимается процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.42 Реабилитация может включать меры по обеспечению и/или по восстановлению функций или компенсации утраты или отсутствия функций или функционального ограничения.

Информация о работе Совершенстование социальной защиты инвалидов