Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:30, дипломная работа
Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной защиты инвалидов…………………………………………………..6
1.1 Социальные и медицинские характеристики современной инвалидности……………………………………………………………………...6
1.2 Социальная защита инвалидов: сущность, основные направления, методы……………………………………………………………………………10
1.3 Управленческие аспекты социальной защиты инвалидов………….21
Глава 2 Анализ проблемы социальной защиты инвалидов на современном этапе………………………………………………………………25
2.1 Основные направления социальной политики в РБ в отношении инвалидов………………………………………………………………………...25
Реабилитация инвалидов…………………………………………..42
2.3 Анализ уровня социальной защиты инвалидов по г. Стерлитамаку…………………………………………………………………….50
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию системы социальной защиты инвалидов……………………………………………………………….62
3.1 Проблема совершенствования методов социальной защиты инвалидов………………………………………………………………………...62
3.2 Рекомендации по совершенствованию методов социальной защиты инвалидов в г. Стерлитамаке……………………………………………………67
Заключение………………………………………………………………...82
Список использованной литературы…………………………………….85
Приложения………………………………………………………………..89
Таблица 3 - Финансирование политики социальной защиты инвалидов из средств Государственного фонда занятости населения в 2008г., млрд. рублей
Статьи расходов |
|
Израсходовано средств фонда занятости на финансирование мероприятий по содействию занятости инвалидов всего: в том числе: |
17,59 |
на поддержание доходов в том числе: на выплату пособий на выплату материальной помощи и иной помощи |
5,57
0,77 |
на проф. подготовку, переподготовку и профориентацию из них на выплату стипендий |
0,41 0,17 |
на финансовую поддержку в том числе: на сохранение рабочих мест на создание дополнительных рабочих мест на субсидии для организации собственного дела |
1,8 2,53 0,03 |
на социальную адаптацию |
0,7 |
на финансирование общественных работ |
0,05 |
на содержание и оснащение проф. реабилитационных структур для инвалидов |
1,5 |
В настоящее время удельный вес работающих инвалидов в РБ в общей их численности не превышает 11%. Особенно тяжелое положение складывается с занятостью инвалидов I и II групп, среди которых удельный вес работающих - менее 8 %.38
Одно из основных направлении поддержки инвалидов - профессиональная реабилитация, важнейшая составная часть государственной политики в области социальной защиты людей с ограниченными возможностями. Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна государству, поскольку средства, вложенные в нее, будут возвращаться в виде налоговых поступлений как следствия трудоустройства инвалидов.
Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов - важнейшие аспекты их профессиональной реабилитации. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них выпускают специалистов, которые заведомо оказываются невостребованными. В значительной мере это обусловлено следующими причинами:
В процесс профессиональной реабилитации инвалидов вовлечены не только органы социальной защиты, службы занятости населения, учебные заведения, но и, естественно, работодатели.
В соответствии с установленной квотой для приема на работу работодатели обязаны:
В свою очередь, некоторым категориям работодателей гарантируется государственная поддержка (предоставление налоговых и иных льгот). Предприятия, на которых занято не менее 30% инвалидов, обладают правом на льготное налогообложение, финансовое и материально-техническое обеспечение, а при числе работающих инвалидов более 50% — освобождаются от уплаты местных налогов, НДС, налога на имущество и платежей в Пенсионный фонд, Фонд занятости и Фонд медицинского страхования.
Самым слабым местом социальной политики в отношении инвалидов остается отсутствие ее единой стратегии.39 Фактически мы имеем дело с отдельными социальными мерами, а не с комплексной системной концепцией. Законы, обеспечивающие льготы, противоречат основному финансовому закону страны - Закону о федеральном бюджете РФ: они исходят из непреложного выполнения обязательств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации перед получателем, однако российское законодательство о федеральном бюджете устанавливает приоритеты выполнения различных бюджетных статей и предусматривает возможность недофинансирования по отдельным статьям.
В рамках реформы пенсионной системы России в соответствии с новыми Федеральными законами № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (от 17.12.2001г.) и № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (от 15.12.2001г.) в РБ существует государственная и трудовая пенсия для инвалидов.40
Размер государственной пенсии исчисляется как производная от размера базовой части трудовой пенсии в зависимости от категории пенсионера и составляет, например, для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности 3-й степени при наступлении инвалидности вследствие военной травмы, — 300% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии со статьей 18 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере:
Остальные граждане, имеющие инвалидность, получают трудовую пенсию по инвалидности, размер которой исчисляется как сумма ее базовой, страховой и накопительной частей.
В настоящее время пенсионное обеспечение инвалидов в РБ не увязано с уровнем их доходов и занятостью (незанятостью), а также весьма слабо связано с реабилитацией инвалида.
Пенсии выполняют
Таблица 4 - Пенсионное обеспечение инвалидов
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Численность пенсионеров, получающих пенсии по инвалидности, (тыс. чел.) |
3,9 |
4,3 |
4,5 |
4,8 |
Средний размер назначенной пенсии с учетом компенсационных выплат (тыс. руб.) |
10,45 |
21,8 |
29,96 |
33,32 |
Численность пенсионеров, получающих социальные пенсии, (тыс. чел.) |
1,1 |
1,1 |
1,2 |
1,3 |
Средний размер назначенной пенсии с учетом компенсационных выплат (тыс. руб.) |
7,74 |
16 |
24,57 |
27,13 |
Таблица 5 - Финансирование политики социальной защиты инвалидов из средств Государственного пенсионного фонда в 2008г., млрд. руб.
Статьи расходов |
Общая сумма назначенных пенсий за год |
Общая сумма назначенных компенса- |
Общая сумма назначенных пенсий и компенса-ционных выплат за год |
Соотношение размера компенса-ционных выплат и назначенных пенсий % |
Инвалиды, получающие пенсии по старости |
563,2 |
162 |
725,44 |
2,8 |
Матери инвалидов с детства, воспитывающие их до восьми лет, получающие пенсии на льготных основаниях |
34,2 |
14,5 |
48,8 |
4,2 |
Пенсионеры по инвалидности |
1260 |
629,1 |
1889,5 |
4,9 |
Пенсионеры по инвалидности из числа военнослужащих |
25,8 |
11,9 |
37,7 |
4,6 |
Пенсионеры, получающие социальные пенсии в том числе: |
222 |
191,2 |
413,4 |
8,6 |
Инвалиды с детства |
191 |
132,8 |
323,8 |
6,9 |
Инвалиды вследствие общего заболевания |
7,6 |
20 |
27,8 |
26,3 |
Несовершенство существующей
системы финансового
Основное преимущество пенсии как социального вида помощи инвалиду - законодательно закрепленная обязательность предоставления и гарантированность выплат.
Все остальные виды помощи, мероприятия, затрагивающие людей с ограниченными возможностями, не гарантируют обязательности финансирования и, как показывает практика, не финансируются в полном объеме.
Согласно республиканскому законодательству, социальное обслуживание - это деятельность соответствующих служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся и трудной жизненной ситуации.41
В РБ социальными услугами могут воспользоваться бесплатно:
Социальное обслуживание инвалидов включает совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.
Такие услуги оказываются только при условии добровольного согласия инвалидов, за исключением случаев, когда это необходимо сделать, чтобы спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли).
Оказание социальных услуг может производиться на дому, при помещении в специальное учреждение (стационар), осуществляющее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в форме полустационарного обслуживания.
Комплекс мер, которые связаны с социальным обслуживанием населения, также предполагает соблюдение норм права, распространяющихся не только на инвалидов, но и на всех граждан. Так, инвалиды I и II группы должны обслуживаться вне очереди в предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи и жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, которые занимаются обслуживанием населения. Инвалиды пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций.
Основой политики в отношении инвалидов является их реабилитация, позволяющая инвалидам достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности. Согласно правилам, под реабилитацией понимается процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.42 Реабилитация может включать меры по обеспечению и/или по восстановлению функций или компенсации утраты или отсутствия функций или функционального ограничения.
Информация о работе Совершенстование социальной защиты инвалидов