Совершенстование социальной защиты инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:30, дипломная работа

Описание работы

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной защиты инвалидов…………………………………………………..6
1.1 Социальные и медицинские характеристики современной инвалидности……………………………………………………………………...6
1.2 Социальная защита инвалидов: сущность, основные направления, методы……………………………………………………………………………10
1.3 Управленческие аспекты социальной защиты инвалидов………….21
Глава 2 Анализ проблемы социальной защиты инвалидов на современном этапе………………………………………………………………25
2.1 Основные направления социальной политики в РБ в отношении инвалидов………………………………………………………………………...25
Реабилитация инвалидов…………………………………………..42
2.3 Анализ уровня социальной защиты инвалидов по г. Стерлитамаку…………………………………………………………………….50
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию системы социальной защиты инвалидов……………………………………………………………….62
3.1 Проблема совершенствования методов социальной защиты инвалидов………………………………………………………………………...62
3.2 Рекомендации по совершенствованию методов социальной защиты инвалидов в г. Стерлитамаке……………………………………………………67
Заключение………………………………………………………………...82
Список использованной литературы…………………………………….85
Приложения………………………………………………………………..89

Файлы: 1 файл

Совершенстование социальной защиты инвалидов.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

Однако любых  усилий государства будет недостаточно, если не проводить целенаправленную социальную работу с самими инвалидами и их семьями, имея в виду возможную активизацию их жизнедеятельности и обеспечение посильной интеграции в общество.

Инвалиды как социальная категория  людей находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно- полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного  профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.

Речь идёт не о новой, а о совершенствующейся деятельности, поскольку меры радикального характера встречают более сильное сопротивление и с учётом менталитета населения результат может быть получен прямо противоположный. В данной ситуации  более целесообразным будет говорить о модифицирующих нововведениях, представляющих собой введение улучшений, дополнений к успешно работающим базовым формам.

Эти положения нашли  свое отражение в целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы».

В целом реализация планируемых  в рамках Программы направлений  обеспечит комплексное решение  проблем инвалидности и позволит достичь основной ожидаемый социальный эффект, имеющий равную значимость как для целевой группы, на которую направлено действие Программы, так и для государства, - возврат к профессиональной и общественной деятельности, а также к бытовому самообслуживанию, около 800 тысяч инвалидов.

Внедрение новых эффективных  методов социальной работы с инвалидами на уровне города позволит сделать социальное обслуживание более доступным для каждого нуждающегося.

Существует множество  возможностей для более эффективного применения методов социальной защиты инвалидов. Для совершенствования    в нашем городе как социально-экономических, так и организационных и психологических методов защиты инвалидов можно порекомендовать следующее:

- использование информационных  технологий, позволяющих формировать  статистику по проблеме инвалидности;

- использование гуманистической и эмотивно-рациональной терапии;

- применение эффективных методов мотивирования жизненной активности: биографический метод, арттерапия, кинотерапия, музыкальная психотерапия;

- организация реабилитации  инвалидов посредством физической  культуры и спорта;

- применение социокультурных реабилитационных технологий: библиотерапии, сказкотерапии, изотерапии;

- создание клубов инвалидов и инновационных моделей «Центр независимой жизни» и «Персональный ассистент».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 25 декабря 1993.
  2. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями от 23 июля 2008 г.) // Российская газета. - 2 декабря 1995.
  3. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ  «О социальном обслуживании граждан пожилого  возраста и инвалидов» (с изменениями от 22 августа 2004 г.) // Российская газета. - 4 августа 1995.
  4. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ  «О государственной социальной помощи» (с изменениями от  14 июля 2008 г.) // Российская газета. - 23 июля 1999.
  5. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года (с изм. от 21.12.2006 N 239-ФЗ).
  6. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам  государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» (с изменениями от 17 апреля 2002 г.) // Российская газета. - 6 декабря 1995.
  7. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (с изменениями от 7 апреля 2008 г.) // Российская газета. - 28 февраля 2006.
  8. Информационный бюллетень Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РБ по г. Стерлитамаку. – Сентябрь 2008 г.

Информационный бюллетень  Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РБ по г. Стерлитамаку. – Февраль 2009 г.

  1. Информационный бюллетень Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения РБ по г. Стерлитамаку. – Июнь 2009 г.
  2. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. — М., Инфра-М, 2001. – 396с.
  3. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П. Социальная педагогика. - М., 2001. – 342с.
  4. Горкин А.П. и др. Социальная энциклопедия. – М., 2002. – 452с.
  5. Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: Учебник. – М.: «Академия», 2007. – 160с.
  6. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебное пособие. –М.: ИНФРА-М, 2009. – 349с.
  7. Давлетбаева З.К., Нуртдинова З.Н. Технологии социальной реабилитации: методические рекомендации. / Под ред. М.М. Исхакова. - Уфа, 2002. – 218с.
  8. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное обеспечение). - М: ИНФРА-М, 2007. – 283с.
  9. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. - М., 2006. – 284с.
  10. Медведева Г. П. Этика социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Спутник+, 2005. – 208с.
  11. Менеджмент социальной работы: Учебн. пособие / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 288с.
  12. Никонов Д.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. – М.: Закон и право, 2007. – 368с.
  13. Основы социальной работы: Учебник. / Отв.ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 395с.
  14. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2005. – 367с.
  15. Педагогические аспекты в социальной работе: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2004. – 60с.
  16. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник. - М: ИНФРА-М, 2003. – 302с.
  17. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы.  / Под ред. В.С. Кукушина. - М., 2004. – 327с.
  18. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2003. – 328с.
  19. Социальная психология в современном мире. / Под ред. Алавидзе Л.А., Андреева Г.М. – М., 2002. – 328с.
  20. Социальная работа / Под общей редакцией В.И. Курбатова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 371с.
  21. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Под ред. А.А. Козлова. – М.: КНОРУС, 2005. – 368с.
  22. Социальное обеспечение в Российской Федерации. / Под ред. В. М. Кудряшова. - М., 2008. – 174с.
  23. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 206с.
  24. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. – М., 2001. – 385с.
  25. Технология социальной работы: Учебное пособие / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 240с.
  26. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 432с.
  27. Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 289с.
  28. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. - СПб., 2004. – 281с.
  29. Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов. // Социальное обеспечение. – 2005. - №18. – С. 34-36.
  30. Галаганов В.П. Организация работы органов социальной обеспечения. // Право и политика. – 2007. - № 2. – С. 81-87.
  31. Дудкин А. Нужны новые модели социальной работы. // Социальное обеспечение. - 2006. - № 2. – С. 45-47.
  32. Карелова. Г. Социальная защита: вчера, сегодня и завтра. // Человек и труд. - 2002. - № 6. - С. 24-28.
  33. Кобзева С.И. К вопросу об источниках права социального обеспечения. // Lex Russica: Научные труды МГЮА. - М.; Изд-во МГЮА, 2006. - № 3. - С.504-516.
  34. Кулагина Е.В. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами. //  СОЦИС. – 2004. - № 5. – С. 18-22.
  35. Осадчая Г.И. Социальное государство и социальная политика. // Социальная политика и социология. – 2006. - № 4. - С. 24-29.
  36. Светкина Г.Д., Гриценко Е.А. Социальная помощь: на пути к адресности. // Социальная работа. – 2004. - № 2. - С. 5-7.
  37. Скок Н.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции. // СОЦИС. – 2005. - № 4. – С. 44-47.
  38. Ткачева Н.А. Конституционное право граждан на социальное обеспечение: российский и зарубежный опыт. // Закон и право: история и современность: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Ставропольского государственного университета и 10-летию юридического факультета (16 декабря 2005 года). – Ставрополь, Сервисшкола, 2005. - С. 212-217.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Основные принципы формирования политики в отношении  инвалидов, выработанные мировым сообществом

 

- государство отвечает  за устранение условий, ведущих  к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности;

- государство обеспечивает  инвалидам возможность достигнуть  одинакового со своими согражданами  уровня жизни, в том числе  в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни;

- инвалиды имеют право  жить в социуме, общество порицает  изоляцию инвалидов. Для этого  общество стремится сформировать  условия независимой жизни инвалидов;

- за инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества;

- государство стремится  к равнодоступности мер социальной  политики в отношении инвалидов  на всей территории страны;

- при реализации политики  в отношении инвалидов должны  учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы проводится свой комплекс мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Основные критерии развития политики государств в отношении  инвалидов

 

- наличие официально  признанной политики в отношении  инвалидов;

- наличие специального  антидискриминационного законодательства  в отношении инвалидов;

- судебные и административные  механизмы реализации прав инвалидов;

- наличие неправительственных  организаций инвалидов;

- доступ инвалидов  к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав;

- наличие безбарьерной  физической и социальной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ  ПРОГРАММА

"Социальная  поддержка инвалидов

на 2006-2010 годы"

 

ПАСПОРТ

федеральной целевой  программы «Социальная

поддержка инвалидов на 2006-2010 годы»

 

Наименование Программы   - федеральная       целевая      программа «Социальная   поддержка   инвалидов   на 2006-2010 годы».

Дата принятия решения    - распоряжение  Правительства   Российской Федерации  от   28   сентября   2005  г. о разработке Программы № 1515-р.

Государственный заказчик-координатор Программы -           Министерство здравоохранения  и социального  развития  Российской  Федерации.

Государственные  заказчики Программы - Министерство     обороны      Российской Федерации, Министерство внутренних  дел  Российской Федерации, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.                       

Основные разработчики Программы   - Министерство здравоохранения           и социального     развития      Российской Федерации, Министерство обороны          Российской Федерации, Министерство внутренних  дел  Российской Федерации, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, ведущие научные и практические учреждения,  занимающиеся проблемами  инвалидов, общероссийские  общественные организации инвалидов.

Цели и задачи Программы - целями Программы    являются    создание условий для реабилитации  и интеграции инвалидов в общество,  а также повышение уровня их жизни.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие  основные задачи:

- создание системы  реабилитационных  и экспертных  организаций,  осуществляющих реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество;

- развитие реабилитационной   индустрии как    промышленной    основы    системы комплексной    реабилитации   инвалидов, формирование     национального     рынка технических   средств   реабилитации   и реабилитационных услуг;

- оснащение оборудованием реабилитационных организаций; обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам  социальной инфраструктуры;

- осуществление мероприятий по поддержке предприятий,  находящихся  в собственности  общероссийских общественных  организаций  инвалидов,  в целях  создания  дополнительных  рабочих мест.

Важнейшие целевые  индикаторы и показатели - удельный вес                 численности реабилитированных инвалидов в общей численности     инвалидов, ежегодно переосвидетельствуемых в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы (процентов); количество реабилитированных  инвалидов, в  том числе инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы (тыс.человек); количество частично    реабилитированных инвалидов (млн. человек).

Информация о работе Совершенстование социальной защиты инвалидов