Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:30, дипломная работа
Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной защиты инвалидов…………………………………………………..6
1.1 Социальные и медицинские характеристики современной инвалидности……………………………………………………………………...6
1.2 Социальная защита инвалидов: сущность, основные направления, методы……………………………………………………………………………10
1.3 Управленческие аспекты социальной защиты инвалидов………….21
Глава 2 Анализ проблемы социальной защиты инвалидов на современном этапе………………………………………………………………25
2.1 Основные направления социальной политики в РБ в отношении инвалидов………………………………………………………………………...25
Реабилитация инвалидов…………………………………………..42
2.3 Анализ уровня социальной защиты инвалидов по г. Стерлитамаку…………………………………………………………………….50
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию системы социальной защиты инвалидов……………………………………………………………….62
3.1 Проблема совершенствования методов социальной защиты инвалидов………………………………………………………………………...62
3.2 Рекомендации по совершенствованию методов социальной защиты инвалидов в г. Стерлитамаке……………………………………………………67
Заключение………………………………………………………………...82
Список использованной литературы…………………………………….85
Приложения………………………………………………………………..89
Регламентирование обеспечивает
организованность в работе, поддерживает
оптимальный режим
Ориентация - это метод, с помощью которого упорядочиваются положение и перемещение работника на предприятии, в учреждении, устанавливаются место и значение того или иного объекта, предмета, события на производстве.22
Системы ориентации: нумерационная, словесная (надписи, указатели и т.д.), словесно-нумерационная, символическая, графическая, цветовая.
Организационные методы применяются при необходимости создания той или иной социальной системы, при проектировании организационной структуры предприятия, учреждения.
Инструктирование - процесс наставления в устной или письменной форме.23 Используется как метод, с помощью которого руководитель определяет цели, задачи, обязанности и права работников.
Распорядительные (административные) методы используются для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации и направлены на решение конкретных задач. Выделяются две формы использования этих методов: письменно документальная и устная. Такие формы распорядительного воздействия, как директивы, указы и постановления, выражаются только в письменно документальной форме, а приказы, распоряжения и указания - в обеих.
Распорядительное воздействие методов направлено, прежде всего, на устранение возникающих трудностей, недостатков в профессиональной деятельности.
Дисциплинарные методы. В социальной работе, когда приходится решать многочисленные проблемы, реальное воздействие на людей немыслимо без соответствующего порядка и правил дисциплины. Имеется в виду не только соблюдение трудовой дисциплины, но и установление личной и профессиональной ответственности перед клиентами, коллективами, группами. Правильное сочетание различных видов ответственности повышает эффективность и действенность организационных методов управления.
3. Психолого-педагогические методы связаны с косвенным воздействием и влиянием через механизм социально-психологической и педагогической регуляции социального самочувствия и поведения. Главный метод в этой группе – убеждение, а также социологические исследования, психологическая коррекция, психологическое консультирование, психопрофилактика, социальная терапия и т.д.24 Социальная терапия – это меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов и отношений. Задачи социальной терапии: исправление, корректировка поведения, предупреждение дисфункций, обеспечение нормального развития, самоутверждение личности.
Классифицируются методы и по функциям управления. Понятие «функции» в социальной практике связано с деятельностью, обязанностями, работой социальных служб и учреждений.
Одна из важнейших функций социального управления - планирование. Планирование предполагает определение целей деятельности, выбор средств осуществления поставленной цели, определение формы организации жизнедеятельности и социальной помощи, создание программы достижения поставленной цели, учет результатов деятельности, корректировку принятых программ, научно обоснованное предвидение результатов реализации программы, постановку новых задач и целей, появляющихся после реализации программы.
Прогнозирование - научное предвидение будущего, определение конечного состояния клиента на перспективу, ее переходных состояний.
Моделирование - идеальная разработка различных ситуаций и состояний развития объекта в течение всего планируемого периода.
Программирование - выявление этапов последовательного перехода в новое состояние. Сюда входит разработка самого алгоритма функционирования системы, определение необходимых ресурсов, выбор средств и методов деятельности социальных учреждений, служб и специалистов.
Особую группу составляют процедурные методы, рассматриваемые в плане основных этапов организаторской деятельности: целеполагание, постановка задач (методы определения, формулирования и отображения целей); решение (методы подготовки и принятия решений); организационно-исполнительская деятельность; кадровое обеспечение; ресурсное обеспечение; распорядительство; определение времени работы; контроль. Выявление содержания процедур позволяет типизировать стиль деятельности специалистов социальной сферы, разрабатывать рекомендации по его улучшению, совершенствованию.
1.3 Управленческие
аспекты социальной защиты
Целью управленческой деятельности социальной защиты инвалидов является создание и функционирование специальных институтов, осуществляющих социальное обслуживание и реабилитацию инвалидов. Из этого вытекает ряд задач, от решения которых зависит эффективность и качественность выполнения поставленной цели, а именно:
- выявление и учет инвалидов, нуждающихся в различных видах социального обслуживания;
- оказание социально-бытовой, медицинской, психологической, консультативной и иной помощи гражданам;
- обеспечение инвалидам их прав и преимуществ, установленных действующим законодательством;
- анализ уровня социально-бытового обслуживания инвалидов, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;
- привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи инвалидам и координация их деятельности в этом направлении.
Организация управления социальной защиты инвалидов включает в себя следующие моменты.
Отделение социального обслуживания на дому (ОСО). ОСО создается для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания помощи инвалидам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность ОСО направлена на максимально возможное продление пребывания инвалидов в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и физического статуса.25 Обслуживание инвалидов на дому осуществляется путем предоставления им в зависимости от степени и характера нуждаемости социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в перечень гарантированных государством, а также оказание по их желанию дополнительных услуг, не входящих в перечень гарантированных.
Отделение дневного пребывания (ОДП). ОДП является полустационарным структурным подразделением обслуживания инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организации их питания, общения и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности, поддержания активного образа жизни.26 Продолжительность обслуживания в отделении устанавливается исходя из очередности на обслуживание, но не менее 2 недель. Правда. необходимо отметить, что инвалид, нуждающийся в социальной и другой помощи, имеет возможность повторно через год пройти обслуживание в отделении дневного пребывания.
Обслуживаемые граждане могут при их добровольном согласии и в соответствии с медицинскими рекомендациями участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных лечебно-трудовых мастерских или подсобных хозяйствах. Трудовая терапия осуществляется под руководством инструктора по труду и под наблюдением медицинского работника.
Отделение срочного социального обслуживания (ОССО). ОССО предназначается для оказания инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового или краткосрочного характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.
Работниками ОССО осуществляется выявление и учет граждан, остро нуждающихся в натуральных и иных видах помощи, с целью ее последующего предоставления. ОССО должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной доврачебной помощи.27 Деятельность ОССО строится на сотрудничестве с различными государственными учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными организациями и объединениями, фондами, а также отдельными гражданами.
Одним из важных направлений деятельности всех организаций и служб, оказывающих помощь инвалидам, является создание условий для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического или социального характера. К таким мероприятиям можно отнести предоставление дополнительных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, организацию для них производства на дому и т. д.
Социальная забота о трудоустройстве и быте инвалидов невозможна без управленческих органов. Они существуют на всех уровнях государственного управления. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации имеется несколько комитетов, которые в большей или меньшей мере занимаются проблемами инвалидов: комитет по труду и социальной политике, комитет по делам ветеранов, комитет по охране здоровья, комитет по делам женщин, семьи и молодежи. В Совете Федерации Федерального Собрания России также имеется комитет по социальной политике, одной из главных функций которого является социальная защита населения. Составная часть этого комитета - управление по делам инвалидов. В республиках, краях, областях страны функционируют управления делами инвалидов, соответствующие центральным органам. Во всех административных округах также действуют комиссии, отделы, управления по делам инвалидов.
Ещё один управленческий аспект – организаторская работа с инвалидами. Сейчас можно услышать или прочитать: состоялся пробег инвалидов на колясках, открылось выставка художественно-прикладных работ инвалидов, прошёл фестиваль творчества инвалидов, вышел сборник стихов инвалидов и т.д. Все эти мероприятия совершаются не сами собой. Они – результат больших организаторских усилий. Проведение таких мероприятий – поле приложения труда социальных работников. Нужно найти заинтересованных людей, организации, помещения, спонсоров, которые оплатили бы расходы, распространить рекламу, организовать продажу изделий и т.д. и т.п. Можно встретить немало примеров продуманной организации социальной защиты, оказания разносторонней помощи инвалидам.
Глава 2. Анализ проблемы социальной защиты инвалидов на современном этапе
2.1 Основные направления социальной политики в РБ в отношении инвалидов
В течение последних тридцати лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования политики в отношении инвалидов. Правительства различных стран разрабатывают подходы к решению проблем этой социальной группы (см. Приложение 1).
С разной степенью интенсивности в
современных обществах
Критерием оценки политики в отношении инвалидов может служить доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информации и каналов коммуникации. В России начало преобразованию среды обитания инвалидов с учетом их потребностей положено 2.10.1992 г. Указом Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».28 В России разработаны стандартные правила, учитывающие потребности инвалидов при строительстве жилья, устройстве социальной инфраструктуры. Однако самым важным препятствием для реализации этого направления остается отсутствие механизма, обязывающего принимать соответствующие меры.
В России и в Башкортостане сформирована и реализуется федеральная целевая программа «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». Вместе с тем законодательная база — всего лишь предпосылка для большой работы по созданию среды без барьеров. Создание таковой должно начинаться как детальная разработка частных механизмов, обеспечивающих реализацию декларируемых норм, мониторинг жилищных и социально-пространственных нужд инвалидов, политика адаптации окружающей среды к потребностям инвалидов.
Проблема социально-
Рис. 1 Проблемное поле инвалида
Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» обязывает республиканские власти создавать инвалидам условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры.29 В настоящее время положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в действующих строительных нормах и правилах, откорректированных с целью учета в них требований доступности зданий и сооружений для инвалидов. В РБ местными экспертными органами должен быть установлен контроль над качеством проектной документации на строительство и реконструкцию зданий и сооружений в части обеспечения доступа инвалидов к зданиям, сооружениям и входящим в их состав помещениям, чтобы беспрепятственно получать необходимый комплекс услуг.
В соответствии с законом местные власти не должны выдавать лицензии тем автотранспортным предприятиям, которые отказываются оснащать свои автобусы подъемниками. Перспективным планом благоустройства города считается поэтапная реконструкция улиц и перекрестков, когда учитываются и требования инвалидов. Однако декларируемое законом положение, что «организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности несут ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», на деле не сопровождается механизмами реализации; нет и четких обозначений ответственности за неисполнение закона, не предусмотрены рычаги контроля, проверки, стандартизации объектов социальной инфраструктуры.
Информация о работе Совершенстование социальной защиты инвалидов