Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:20, курсовая работа
Кадры – наиболее сложный объект управления в организации, поскольку в отличие от вещественных факторов производства является «одушевленным», обладает возможностью самостоятельно решать, критически оценивать предъявляемые к нему требования, действовать, имеет субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию, реакция на которое неопределенна.
В условиях современного этапа развития менеджмента коренным образом изменилась роль человека в производстве. Если прежде он рассматривался лишь как один из факторов последнего, ничем по существу не отличающийся от машин и оборудования, то сегодня превратился в главный стратегический ресурс и достояние компании в конкурентной борьбе
Общей и главной задачей службы управления кадрами является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик кадров целям организации.
Под качественными характеристиками кадров следует понимать:
Ниже в таблице 1 показаны в краткой форме важнейшие этапы процесса управления кадрами.
Таблица 1 - Этапы процесса управления кадрами
Наименование этапа |
Основные задачи этапа |
Определение потребности в кадрах |
Планирование качественной потребности в кадрах. Выбор метода расчета количественной потребности в кадрах. Определение количества кадров |
Обеспечение потребности в кадрах |
Получение и анализ маркетинговой информации о кадрах. Отбор кадров, его деловая оценка. |
Мотивация труда и поведения кадров |
Управление содержанием
и процессом мотивации. Управление
конфликтами. Использование материального
и нематериального |
Обеспечение процесса управления кадрами |
Правовое регулирование трудовых взаимоотношений. Информирование коллектива и внешнего окружения о кадровой политике. |
Использование кадров |
Адаптация кадров к трудовой деятельности. Упорядочение рабочих мест. Обеспечение безопасности труда. |
Развитие кадров |
Планирование и реализация карьеры. Организация и проведение обучения. |
Служба управления кадрами
может выполнять свои задачи следующими
способами:
При определении круга задач по управлению кадрами зарубежные специалисты условно выделяют так называемые основные и дополнительные задачи. К основным относятся практически все перечисленные в таблице 1. К дополнительным следует отнести задачи, которые могут выполняться совместно с основными, но, как правило, управленческое распорядительство по ним осуществляют внешние (по отношение к службе кадров) подразделения. К такого рода задачам относятся: охрана труда и техника безопасности; расчет и выплата заработной платы; оказание различного рода услуг и т.п.
По данным зарубежной литературы и оценкам специалистов, общая численность сотрудников службы управления кадрами составляет примерно 1,0–1,2% общей численности коллектива [15, с. 135].
Следует подчеркнуть, что роль и организационный статус службы управления кадрами в западных фирмах во многом определяются уровнем организационного, финансового развития потенциала организации и позицией ее руководства.
1.3 Методы построения кадровых служб организации
Наука и практика выработали инструментарии изучения состояния действующей системы управления кадрами организации, построения, обоснования и реализации новой системы – методы построения системы управления кадрами [15, с. 110].
Раскроем сущность основных из этих методов: 1.Системный анализ служит методическим средством системного подхода к решению проблем совершенствования системы управления кадрами. Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие системы управления кадрами в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления людьми, технологии управления, управленческих решений; на выявление многообразных типов связей этих компонентов между собой и внешней средой и сведение их в единую целостную картину. Внешней средой для управления кадрами являются не только другие подсистемы системы управления данной организации (например, подсистема управления внешними хозяйственными связями и т.п.), но и внешние организации (поставщики и потребители, вышестоящие организации и т.п.).
2.Экономический анализ заключается в изучении и сопоставлении затрат на производство продукции или оказание услуг с результатами, полученными при реализации продукции или оказании услуг.
3.Метод декомпозиции позволяет расчленить сложные явления на более простые. Чем проще элементы, тем полнее проникновение вглубь явления и определение его сущности. Например, систему управления кадрами можно расчленить на подсистемы, подсистемы – на функции, функции – на процедуры, процедуры – на операции. После расчленения необходимо воссоздать систему управления кадрами как единое целое, т. е. синтезировать. При этом применяется метод моделирования, где модели могут быть логическими, графическими и цифровыми.
4.Метод последовательной подстановки позволяет изучить влияние на формирование системы управления кадрами каждого фактора в отдельности, исключая действия других факторов. Факторы ранжируются и отбираются наиболее существенные.
5.Метод сравнений позволяет сравнить существующую систему управления кадрами с подобной системой передовой организации, с нормативным состоянием или состоянием в прошлом периоде. Следует учитывать, что сравнение дает положительный результат при условии сопоставимости систем, их однородности. Расширить границы сопоставимости можно путем исключения факторов несопоставимости.
6.Динамический метод предусматривает расположение данных в динамическом ряду и исключение из него случайных отклонений. Тогда ряд отражает устойчивые тенденции. Этот метод используется при исследовании количественных показателей, характеризующих систему управления кадрами.
7.Метод структуризации целей предусматривает количественное и качественное обоснование целей организации в целом и целей системы управления кадрами с точки зрения их соответствия целям организации. Анализ целей, развертывание их в иерархическую систему, установление ответственности подразделений за конечные результаты работы, определение их места в системе производства и управления, устранение дублирования в их работе являются важной предпосылкой построения рациональной системы управления кадрами. При структуризации должны быть обеспечены взаимодополняемость, полнота, сопоставимость целей разных уровней управления кадрами.
8.Экспертно-аналитический метод совершенствования управления кадрами основывается на привлечении высококвалифицированных специалистов по управлению кадрами, управленческих кадров предприятия к процессу совершенствования. При использовании этого метода очень важна проработка форм систематизации, записи и ясного представления мнений и заключений экспертов. С помощью этого метода выявляются основные направления совершенствования управления кадрами, оценки результатов анализа и причины недостатков. Однако он не всегда обладает высокой точностью и объективностью в связи с тем, что у экспертов отсутствуют единые критерии оценок.
9.Нормативный метод – предусматривает применение системы нормативов, которые определяют состав и содержание функций по управлению кадрами. Например, численность работников по функциям, тип организационной структуры, критерии построения структуры аппарата управления организации в целом и системы управления кадрами (норма управляемости, степень централизации функций, количество ступеней управления, звеньев, размеры подразделений, порядок подчиненности и взаимосвязи подразделений), разделение и кооперацию труда руководителей и специалистов управления кадрами организации.
10.Параметрический метод. Задача этого метода – установление функциональных зависимостей между параметрами элементов производственной системы и системы управления кадрами для выявления степени их соответствия.
11.Метод функционально-стоимостного анализа. Этот метод позволяет выбрать такой вариант построения системы управления кадрами или выполнения той или иной функции управления кадрами, который требует наименьших затрат и является наиболее эффективным с точки зрения конечных результатов. Он позволяет выявить лишние или дублирующие функции управления, функции, которые по тем или иным причинам не выполняются, определить степень централизации и децентрализации функций управления кадрами и т.п.
12.Метод главных компонент позволяет отразить в одном показателе (компоненте) свойства десятков показателей. Это дает возможность сравнивать не множество показателей одной системы управления кадрами с множеством показателей другой подобной системы, а только один (например, 1, 2 и 3-ю компоненту).
13.Балансовый метод позволяет произвести балансовые сопоставления, увязки. Например, сравниваются результаты обработки фотографий рабочего дня и технологических карт выполнения управленческих операций и процедур с действительным фондом рабочего времени их выполнения.
14.Корреляционный регрессионный анализ (КРА) – установление линейной зависимости и тесноты связи между параметрами (например, численностью кадров и влияющими на нее факторами).
15.Опытный метод базируется на опыте предшествующего периода данной системы управления кадрами и опыте другой аналогичной системы.
16.Метод аналогий. Он заключается в применении организационных форм, которые оправдали себя в функционирующих системах управления кадрами со сходными экономико-организационными характеристиками по отношению к рассматриваемой системе. Сущность метода аналогий заключается в разработке типовых решений (например, типовой организационной структуры управления кадрами) и определении границ и условий их применения [15, с. 114].
17.Блочный метод типизации подсистем линейно-функциональных и программно-целевых структур. Типовые блочные решения увязываются вместе с оригинальными организационными решениями в единой организационной системе управления кадрами. Блочный метод ускоряет процесс формирования новой системы управления кадрами и повышает эффективность функционирования системы с наименьшими затратами.
18.Метод творческих совещаний предполагает коллективное обсуждение направлений развития системы управления кадрами группой специалистов и руководителей. Эффективность метода состоит в том, что идея, высказанная одним человеком, вызывает у других участников совещания новые идеи, в результате чего возникает поток идей. Цель творческого совещания — выявить возможно больше вариантов путей совершенствования системы управления кадрами [15, с. 110].
19.Метод коллективного блокнота («банк» идей) позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым экспертом с последующей их коллективной оценкой на совещании по поиску путей совершенствования системы управления кадрами.
20. Метод контрольных вопросов заключается в активизации творческого поиска решения задачи и совершенствования системы управления кадрами с помощью заранее подготовленного списка наводящих вопросов. Форма вопросов должна быть такой, чтобы в них имелась «подсказка» о том, что и как следует сделать для решения задачи.
1.4 Организационная структура кадровых служб организации
Организационная структура кадровых служб организации – совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления кадрами и должностных лиц.
Подразделения
– носители функций управления кадрами
могут рассматриваться в
Этот организационный статус подтверждается набором полномочий и ответственности. Их объем и иерархический ранг во многом определяются позицией первого руководителя организации по отношению к кадровой службе. Они также формируются по мере организационного развития управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала[10, с.241].
Авторитет
кадровой службы зависит не
только от ее полномочий
В зарубежной практике выделяются несколько таких вариантов. Структурное местоположение кадровой службы зависит от степени развития и особенностей организации [15, с.140].
Вариант 1: кадровая служба структурно подчинена руководителю по администрированию (рисунок 3). Основная посылка этого варианта состоит в сосредоточении всех центральных координирующих служб в одной функциональной подсистеме. Выполнение задач службой кадров рассматривается в рамках его роли как штабного подразделения.