Совершенствование деятельности кадровой службы организации на примере ООО «Автотема»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Кадры – наиболее сложный объект управления в организации, поскольку в отличие от вещественных факторов производства является «одушевленным», обладает возможностью самостоятельно решать, критически оценивать предъявляемые к нему требования, действовать, имеет субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию, реакция на которое неопределенна.
В условиях современного этапа развития менеджмента коренным образом изменилась роль человека в производстве. Если прежде он рассматривался лишь как один из факторов последнего, ничем по существу не отличающийся от машин и оборудования, то сегодня превратился в главный стратегический ресурс и достояние компании в конкурентной борьбе

Файлы: 1 файл

Совершенствование деятельности кадровой службы организации на примере ООО «Автотема».docx

— 265.23 Кб (Скачать файл)

Регулирование рынка труда — это взаимоувязанная  работа государства (правительства), территориальных  органов управления, объединения  предпринимателей и руководства  предприятий. Объектом регулирования  служит поведение как собственников рабочей силы, так и работодателей.

На решение  проблемы занятости населения в  территориальном разрезе значительное влияние оказывает внутренний рынок (рынок, который, по существу, является первичной ячейкой регионального  и национального рынков труда  предприятия, организации, фирмы), так  как именно здесь формируется  спрос на рабочую силу. Располагая рабочими местами, предприятие выступает  как покупатель рабочей силы; определяет спрос на рабочую силу. На предприятии  происходит непосредственное потребление  рабочей силы, реализуется рыночный механизм в части обеспечения  соответствия цены рабочей силы затратам на ее воспроизводство.

Предприятие также выступает в качестве поставщика на территориальный рынок излишней рабочей силы. Правильно организованный процесс потребления рабочей силы обеспечивает полное использование трудового потенциала работника.

В условиях рыночной экономики предприятие  должно приспосабливаться к изменениям рыночной конъюнктуры, предъявлять  в отношении найма и использования  нанятой рабочей силы большую  гибкость. В этих условиях большое  значение начинает приобретать использование  маркетинга в управлении кадрами  предприятия. Именно маркетинг предполагает рыночную ориентацию предприятия и  способствует регулированию отношений  между субъектами рынка труда.

В современных  экономических исследованиях все  более глубоко анализируются  проблемы использования маркетинга на рынке труда. Я считаю, что маркетинг  кадрового обеспечения должен стать  органической составной частью управления кадрами на предприятии, одной из подсистем управления кадрами. Маркетинг  кадрового обеспечения должен включать в себя следующие виды деятельности:

  1. анализ рынка и прогнозирование его конъюнктуры;
  2. взаимосвязь с внешними источниками, обеспечивающими предприятие кадрами;
  3. анализ кадрового потенциала и уровня его использования;
  4. прогнозирование и планирование потребности в кадрах;
  5. формирование рыночных стратегий управления кадрами;
  6. коммуникационная деятельность;
  7. управление процессами кадрового обеспечения.

Роль  маркетинга на рынке труда следует  рассматривать в зависимости  от экономических субъектов рынка  труда. На общегосударственном уровне роль маркетинга заключается в ранней диагностике с целью предотвращения будущих структурных дисбалансов в сфере занятости в масштабах страны.

С этой целью  проводятся маркетинговые исследования, направленные на выявление тенденций  формирования и распределения рабочей  силы между регионами страны, отраслями  производства, изменения отраслевой профессионально-квалификационной структуры рабочей силы в соответствии с динамикой развития различных отраслей, определение тенденций в формировании стоимости рабочей силы, которые в свою очередь должны стать составной и главной частью планов социального и экономического развития страны.

На региональном уровне роль маркетинга заключается  в поддержании соответствия спроса и предложения рабочей силы в  конкретных условиях на определенной территории. На региональном уровне с  помощью маркетинга возможно решение  следующих задач:

  1. формирование трудового потенциала, соответствующего по своим количественным и качественным характеристикам требованиям общественного хозяйства региона с учетом местного менталитета населения;
  2. обеспечение предприятий необходимыми кадрами из различных источников, в том числе за счет межрегионального перераспределения;
  3. обеспечение эффективной и динамичной деятельности населения (обучение, переобучение, трудоустройство высвобождаемых работников и незанятых граждан, нуждающихся в трудоустройстве);
  4. поддержание региональной, отраслевой и профессионально-квалификационной сбалансированности между структурой рабочих мест.

На уровне предприятия роль маркетинга заключается  в стремлении к эффективному использованию  рабочей силы. Использование маркетинга позволит более обоснованно выбирать источники удовлетворения потребности  в рабочей силе, более эффективно регулировать спрос и предложение  рабочей силы внутри предприятия, привлекать работников, в наибольшей степени  соответствующих требованиям производства, причем не только за счет более высокой  оплаты, но и укрепления имиджа предприятия.

 На  уровне работника роль маркетинга  состоит в самореализации личности, когда человек в условиях конкуренции  должен определить свое положение  в обществе за счет максимальной  мобилизации энергии и инициативы, природных дарований, приобретенных  знаний и умений, личной предприимчивости и активной жизненной позиции.

В настоящее  время в процессе трудовых отношений  формируются взаимные требования, соответствующие  рыночным отношениям, как со стороны  работодателей, так и со стороны  работников. Требования, предъявляемые  к работнику, выражаются прежде всего в высокой профессиональной компетентности, инициативности, организованности и пунктуальности, здоровом образе жизни, уровне культуры и т.д.

У работника  в свою очередь формируются соответствующие  требования к рабочему месту (соответствующая  затратам труда заработная плата, хорошие  условия труда, устраивающий работника  распорядок рабочего дня, перспективность  профессии, корпоративная культура).

В арсенале маркетинга имеется совокупность методов, средств и приемов, позволяющих  активно вмешиваться в процессы, происходящие на рынке труда. Это  сбор и анализ информации; изучение конъюнктуры рынка труда; получение  данных о возможных объемах и  структурах необходимых профессий  и специальностей; стимулирование и  распределение трудовых ресурсов; проведение соответствующей рекламы и др.

Маркетинг позволяет стать более информированными, избирательными и результативными  в трудовых отношениях всех субъектов. Главное в использовании маркетинга на рынке труда заключается в  том, что он, с одной стороны, позволяет  каждому субъекту рыночных трудовых отношений приспособиться к рынку, а с другой — активно воздействовать на него, формируя его в выгодном для себя направлении. Использование  маркетинга на рынке труда предполагает активизацию рыночной позиции всех субъектов.

Маркетинг кадрового обеспечения — это  система управления рыночной ориентацией  предприятия, позволяющая обеспечить сбалансированность спроса и предложения  рабочей силы и рентабельную работу предприятий. Эта система направлена на активизацию рыночной позиции  субъектов трудовых отношений. Обобщая  различные аспекты маркетинга кадрового  обеспечения, можно сформулировать следующее его определение.

 Маркетинг кадрового обеспечения  — это вид деятельности, направленной на достижение оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы с целью удовлетворения потребностей в труде субъектов трудовых отношений посредством обмена и обеспечивающей рентабельную работу предприятия и эффективное развитие общества в целом.

Специфический характер товара "рабочая сила" определяет необходимость корректировки  концепций традиционного маркетинга. При их использовании на рынке  труда можно выделить следующие  основные концепции маркетинга кадрового  обеспечения:

1. Концепция эффективного формирования  профессиональной рабочей силы. Согласно данной концепции маркетинговые усилия должны быть направлены на достижение высокой "серийности" и создания условий для соединения способностей к труду со средствами производства через всевозможные виды занятости. Потребители ориентируются на такой товар "рабочая сила", который широко доступен и продается по низким ценам. Эта концепция актуальна на рынке с низкой покупательной способностью основной части реальных и потенциальных покупателей и предполагает значительные расходы на содействие занятости населения (профессиональную ориентацию, подготовку, переориентацию, переобучение, распределение и т.п.).

2. Концепция продвижения товара "рабочая сила". Согласно данной концепции для соединения способности к труду со средствами производства необходимо проведение соответствующих маркетинговых мероприятий. К ним можно отнести организацию рекламы, создание благоприятных условий для организации занятости и др.

3. Концепция совершенствования  товара "рабочая сила". Согласно данной концепции потребители ориентируются на такой товар "специфическая рабочая сила", который в наибольшей степени соответствует высшему уровню по своим потребительским свойствам и может дать наибольший эффект. Маркетинговые действия направлены на формирование потребительской стоимости рабочей силы и ее непрерывное совершенствование. Данная концепция приобретает особую актуальность, когда предложение рабочей силы превышает спрос на нее.

4. Ценовая концепция. Согласно данной концепции повышение цены рабочей силы само по себе может привести к большей трудовой отдаче. Работники с высокой заработной платой, как правило, дорожат работой и соответственно стараются не нарушать трудовую и технологическую дисциплину, а наоборот, стараются повысить свои трудовые показатели. Роль маркетинга заключается в определении уровня цены товара "рабочая сила", при котором предприятие будет иметь наибольший эффект.

5. Концепция традиционного маркетинга. Согласно данной концепции залогом достижения целей рыночными субъектами является определение потребностей целевых потребителей и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и продуктивными способами, чем у конкурентов. На уровне предприятий маркетинговая деятельность должна быть направлена на изучение внешней и внутренней маркетинговой среды предприятия, на воздействие на коллектив предприятия с целью повышения его маркетинговой компетенции и на создание имиджа предприятия.

6. Концепция социального маркетинга. Данная концепция сводится к тому, что в связи с развитием общества и общественных отношений работодатели вынуждены учитывать социальные требования, предъявляемые к рабочим местам, уровню заработной платы и содействовать занятости населения. Маркетинговая деятельность должна быть направлена на изучение макросреды предприятия и степени ее воздействия на занятость и обеспечение связей предприятия с внешними источниками занятости населения.

7. Концепция самореализации личности. Согласно данной концепции оптимальное соединение способностей к труду со средствами производства может быть достигнуто не только в результате воздействия на товар "рабочая сила", но и благодаря активной жизненной позиции личности. В условиях рыночной экономики каждый индивид должен сам определить свое положение в обществе, для чего он должен оценить свои потенциальные возможности (здоровье, природные дарования, знания, умения и т.п.), чтобы их максимально использовать как для личного благополучия, так и благополучия общества в целом. Он также должен мобилизовать свою энергию и инициативу, личную предприимчивость, занять активную жизненную позицию. Роль маркетинга заключается в информировании населения об условиях занятости.

В связи  с тем, что рынок труда —  это особый рынок, где не только удовлетворяются  потребности в рабочей силе, но и сам работник подыскивает удовлетворяющее  его рабочее место, то основной принцип  маркетинговой деятельности — удовлетворение потребностей — на рынке труда  рассматривается с двух сторон:

а) рыночная деятельность на рынке труда должна ориентироваться на потребителей рабочей  силы — работодателей, данный принцип  предполагает выявление потенциальных  потребителей рабочей силы, их возможностей реального найма работников и  оценку их требований к структуре  необходимых им специальностей и  профессий;

б) рыночная деятельность должна также быть ориентирована  на удовлетворение потребностей наемных  работников, то есть учитывать формирование их квалификационного и профессионального  состава, способности адаптироваться к условиям меняющегося спроса, требования, предъявляемые ими к уровню оплаты труда, условиям производства, режиму работы и отдыха.

 Системный  подход в маркетинговой деятельности  означает, что все виды маркетинговой  деятельности, связанные с управлением  кадрами, должны координироваться и функционировать синхронно. Это относится к вопросам финансирования, подготовки и переподготовки кадров, стимулированию занятости и содействию трудоустройству, социальной поддержки, мерам регулирования и т.д.

 Маркетинговая  деятельность должна быть ориентирована  на долгосрочную перспективу.  Согласно данному принципу необходимо  вырабатывать наиболее избирательные  и эффективные способы управления  кадрами, рассчитанные не только на успешность в текущей ситуации, но и в перспективу.

Реализация  данного принципа предполагает проведение маркетинговых исследований на рынке  труда и его прогнозирование.

 

2.3 Анализ эффективности управления кадрами в ООО «Автотема»

 

Организационная структура фирмы направлена на установление четких взаимосвязей между отдельными ее подразделениями, распределение  между ними прав и ответственности. «Наилучшая» структура – это  та, которая позволяет организации  эффективно взаимодействовать с  внешней средой, продуктивно и  целесообразно распределять и направлять усилия субъектов организации, а  также удовлетворять потребности  клиентов и достигать своих целей  с высокой эффективностью.

Организационная структура фирмы определяет ее состав и систему подчинения в общей  иерархии управления фирмой.  «Организационная структура фирмы» - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий.

Информация о работе Совершенствование деятельности кадровой службы организации на примере ООО «Автотема»