Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:57, курсовая работа
Актуальность исследования. Происходящие в настоящее время в Российской Федерации фундаментальные изменения в экономической и социальной структуре общества, направленные на создание инновационной экономики, требуют появления новых лидеров, притока нового поколения высокопрофессиональных и мотивированных управленческих кадров во все сферы общественной жизни. В современных условиях особенно остро встает вопрос о более качественной кадровой политике, об эффективном использовании профессиональных и личностных способностей специалистов.
Необходимость инновационной трансформации экономики и социальных инфраструктур России предъявляет новые требования к уровню компетенции управленческих команд в сфере управления. Одним из эффективных инструментов развития системы управления является создание Президентом Российской Федерации резервов управленческих кадров.
Введение………………………………………………………………………....…..3
Глава I. Теоретические аспекты изучения процесса формирования и подготовки резерва управленческих кадров
1.1.Понятие и сущность резерва управленческих кадров……………………...…7
1.2.Нормативно-правовые основы формирования резерва управленческих кадров………………………………………………………………………………..12
1.3.Технология формирования резерва управленческих кадров………………..20
Выводы по первой главе…………………………………………………………...25
Глава II. Анализ деятельности органов государственной власти Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров
2.1.Формирование и использование резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента РФ……………………………..........26
2.2.Опыт организации работы с резервом управленческих кадров в субъектах Российской Федерации…………...………………………………………….…….32
2.3.Особенности формирования и подготовки резерва управленческих кадров Смоленской области………………………………………………………………..42
Выводы по второй главе……………………………………………………….…..48
Глава III. Совершенствование работы ИФНС России по г.Смоленску по формированию и подготовке резерва управленческих кадров
3.1.Проблемы формирования и пути повышения эффективности подготовки и использования резерва управленческих кадров Смоленской области…….........50
3.2.Разработка авторского проекта Интернет-сайта «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров »……….…………………………55
Выводы по третьей главе……………………………..………………..………......59
Заключение...............................................................................................................60
Список использованной литературы..................................................................62
Резерв управленческих кадров - это специально сформированная на основе индивидуального отбора и комплексной оценки группа перспективных работников, обладающих необходимыми для выдвижения профессионально-деловыми, личностными и морально-этическими качествами, положительно проявивших себя на занимаемых должностях, прошедших необходимую подготовку и предназначенных для замещения руководящих должностей [13].
По мнению ученых, резерв управленческих кадров выступает как механизмом профессионально-должностного роста работников, так и демократическим институтом, посредством которого в результате конкурсного отбора на государственную и негосударственную службу отбираются наиболее профессионально подготовленные и успешные представители гражданского общества, коммерческого сектора, депутатского корпуса и профессионального чиновничества.
Основной целью формирования и использования резерва управленческих кадров является отбор высококвалифицированных, мобильных, имеющих активную жизненную позицию и высокий потенциал к развитию граждан, способных после специализированной подготовки и обучения занять руководящие должности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В системе государственной гражданской службы резерв управленческих кадров выполняет ряд важнейших функций: развития, регулирования, стабилизации, непрерывности деятельности государственного аппарата.
При формировании резерва управленческих кадров должны обязательно учитываться такие основополагающие характеристики, как уровень профессионального образования, стаж работы по специальности, стаж государственной службы, знание нормативно-правовых актов, результаты служебной деятельности, возраст (в зависимости от группы должностей гражданской службы), состояние здоровья, общественное мнение о сотруднике, личное желание служащего и планирование им своей служебной карьеры.
Существуют следующие виды резерва управленческих кадров:
Федеральный резерв управленческих кадров состоит из трех уровней - высшего, базового и перспективного.
В высший уровень резерва включаются руководители, имеющие большой опыт работы на высших руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации, в субъектах Федерации, в госкорпорациях, акционерных обществах с госучастием, образовательных учреждениях, общественных и коммерческих организациях, обладающие знаниями, навыками и мотивацией к решению приоритетных государственных задач.
Базовый уровень резерва включает руководителей, имеющих опыт управления и решения профессиональных задач в органах государственной власти Российской Федерации, субъектах Федерации, в госкорпорациях, акционерных обществах с госучастием, образовательных учреждениях, общественных и коммерческих организациях, обладающие знаниями, навыками и мотивацией, необходимыми для прохождения государственной службы Российской Федерации.
Перспективный резерв - это эффективные молодые сотрудники органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, госкорпораций, акционерных обществ с государственным участием, образовательных учреждений, общественных и коммерческих организаций, обладающие хорошим потенциалом для развития и мотивацией к работе на государственной службе.
Резерв управленческих кадров на региональном и муниципальном уровнях включает в себя:
а) резерв управленческих кадров для замещения должностей государственной гражданской службы категории «руководители»;
б) резерв управленческих кадров для замещения должностей руководителей в приоритетных сферах экономики.
В настоящее время сложилась благоприятная ситуация для активного использования института резерва кадров как одной из первоочередных и эффективных мер повышения качества персонала государственной и негосударственной служб. Прежде всего, сняты ранее действовавшие ограничения по социальному положению, партийной, национальной принадлежности, полу и т. д.
Существенно расширяется социальная база, внутренние и внешние источники формирования кадрового резерва. Поиск подходящих для выдвижения на государственные должности кандидатур возможен во всех социальных слоях общества без каких-либо ограничений как в государственных, так и в негосударственных, предпринимательских структурах. Потенциальным кандидатом для включения в состав резерва управленческих кадров может быть любой гражданин России, имеющий соответствующее образование, практический опыт, профессиональные, деловые, личностные и морально-этические качества, необходимые для исполнения ответственной государственной должности. Поэтому именно качественное формирование резерва управленческих кадров способно обеспечить создание действенной и компактной системы государственного управления, эффективно и оперативно осуществляющей свои функции в интересах граждан, общества и государства.
резерва управленческих кадров.
Под правовыми основами резерва управленческих кадров в дипломной работе понимаются юридические нормы, содержащиеся в различных источниках права и регулирующие отношения и процессы его формирования, функционирования, развития и обеспечения востребованности [11].
Активная работа по формированию резерва управленческих в государственной и негосударственной сферах деятельности в Российской Федерации началась осенью 2008 года по итогам совещания Президента РФ с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах 23 июля 2008 года.
Итогом совещания, в работе которого приняли участие руководители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, стал утвержденный главой государства Перечень поручений Правительству Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации от 1 августа 2008 г. № Пр-1573 [1].
В соответствии с перечнем поручений Правительству Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации было поручено:
а) во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований и Общественной палатой Российской Федерации обеспечить разработку и внедрение Программы формирования резерва управленческих кадров, имея, в частности, в виду:
б) представить предложения по образованию Комиссии при Президенте Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров, возложив на нее, в частности, координацию деятельности по внедрению Программы и выработку рекомендаций высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по формированию соответствующих комиссий в субъектах Российской Федерации.
в) обеспечить финансирование мероприятий по разработке и внедрению Программы; разработать при необходимости проекты соответствующих нормативных правовых актов.
г) ориентировать деятельность кадровых служб государственных органов на использование резерва управленческих кадров.
д) внести в установленном порядке предложения о создании федерального резерва управленческих кадров, в том числе находящихся под патронажем Президента Российской Федерации (до 1000 человек) [1].
Также было рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации создать резерв управленческих кадров субъекта Российской Федерации.
В целях совершенствования государственного и муниципального управления, формирования и эффективного использования резерва управленческих кадров Указом Президента Российской Федерации № 1252 от 25 августа 2008 г. была создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров [3].
Основными задачами Комиссии являются:
а) подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки государственной политики в области формирования и эффективного использования резерва управленческих кадров в Российской Федерации;
б) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам, связанным с отбором, подготовкой, переподготовкой и выдвижением участников Программы формирования резерва управленческих кадров, а также по другим вопросам, связанным с внедрением Программы;
в) выработка рекомендаций высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию комиссий по формированию и подготовке резерва управленческих кадров в субъектах Российской Федерации;
г) определение порядка ведения базы данных участников Программы и перечней должностей, подлежащих замещению участниками Программы;
д) подготовка предложений о создании федерального резерва управленческих кадров, в том числе находящихся под патронажем Президента Российской Федерации (до 1000 человек);
е) рассмотрение методик отбора, подготовки, переподготовки и выдвижения участников Программы;
ж) контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Программой [3].
Комиссия для решения возложенных на нее основных задач имеет право:
а) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, а также от организаций;
б) создавать по отдельным вопросам рабочие группы из числа представителей государственных органов, общественных объединений и организаций, ученых и специалистов;
в) приглашать на свои заседания представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований и общественных объединений [3].
Члены Комиссии принимают участие в ее работе на общественных началах.
22 апреля 2010 г. была разработана и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 636-р федеральная программа «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров» (2010 – 2015 годы), направленная на формирование сообщества профессионалов, способных выступать в роли экспертной, управленческой, кадровой элиты государства, построенная по принципу образовательных модулей, соответствующих по тематике ключевым направлениям долгосрочного развития России [5].
В основе Программы – комплексная оценка участников с последующим формированием индивидуальных планов профессионального развития, который включает в себя набор учебных модулей и систему мониторинга качества реализации федеральной программы.
Участниками Программы являются представители федерального и президентского резервов управленческих кадров, а также представители руководства бизнес-структур. Ее уникальная особенность и в том, что все они обучаются по программе совместно. Важно также отметить, что участники программы самостоятельно готовят сквозные проектные работы. Их темы базируются на основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации (2010 - 2012 гг.).
Основными целями обучения являются:
– формирование сообщества профессионалов, способных выступать в роли кадровой опоры высшего руководства страны в реализации программ долгосрочного социально-экономического развития;