Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:57, курсовая работа
Актуальность исследования. Происходящие в настоящее время в Российской Федерации фундаментальные изменения в экономической и социальной структуре общества, направленные на создание инновационной экономики, требуют появления новых лидеров, притока нового поколения высокопрофессиональных и мотивированных управленческих кадров во все сферы общественной жизни. В современных условиях особенно остро встает вопрос о более качественной кадровой политике, об эффективном использовании профессиональных и личностных способностей специалистов.
Необходимость инновационной трансформации экономики и социальных инфраструктур России предъявляет новые требования к уровню компетенции управленческих команд в сфере управления. Одним из эффективных инструментов развития системы управления является создание Президентом Российской Федерации резервов управленческих кадров.
Введение………………………………………………………………………....…..3
Глава I. Теоретические аспекты изучения процесса формирования и подготовки резерва управленческих кадров
1.1.Понятие и сущность резерва управленческих кадров……………………...…7
1.2.Нормативно-правовые основы формирования резерва управленческих кадров………………………………………………………………………………..12
1.3.Технология формирования резерва управленческих кадров………………..20
Выводы по первой главе…………………………………………………………...25
Глава II. Анализ деятельности органов государственной власти Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров
2.1.Формирование и использование резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента РФ……………………………..........26
2.2.Опыт организации работы с резервом управленческих кадров в субъектах Российской Федерации…………...………………………………………….…….32
2.3.Особенности формирования и подготовки резерва управленческих кадров Смоленской области………………………………………………………………..42
Выводы по второй главе……………………………………………………….…..48
Глава III. Совершенствование работы ИФНС России по г.Смоленску по формированию и подготовке резерва управленческих кадров
3.1.Проблемы формирования и пути повышения эффективности подготовки и использования резерва управленческих кадров Смоленской области…….........50
3.2.Разработка авторского проекта Интернет-сайта «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров »……….…………………………55
Выводы по третьей главе……………………………..………………..………......59
Заключение...............................................................................................................60
Список использованной литературы..................................................................62
- отказать лицу, принявшему участие в конкурсном отборе, во включении в резерв управленческих кадров.
Участникам конкурсного отбора сообщается
о его результатах в письменной форме
в течение месяца со дня его завершения.
Информация о результатах конкурсного
отбора размещается в информационно-
Таким образом, концептуальная проработка государственной политики формирования резерва управленческих кадров обеспечивает:
– реализацию конституционного права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, особенно на должности руководителей посредством создания адекватных и эффективных организационных форм;
– системность, направленность, плановость, научность и демократичность механизмов регулирования кадровым потенциалом общества;
– создание механизмов подтверждения конкурентных достоинств претендентов на замещение руководящих должностей в системе государственного и негосударственного управления;
– формирование системы кадровых инноваций, соответствующих современным динамичным общественным процессам.
Выводы по первой главе.
В последнее время одной из самых острых проблем стала проблема резерва кадров. Внутренние кадровые ресурсы самой государственной гражданской службы недостаточны, необходимо привлечение на государственную службу наиболее талантливых, граждански мотивированных, эффективных специалистов. Кроме того, учитывая присутствие государства в различных сферах экономики, подготовка резерва государственной гражданской службы начинает сопрягаться с подготовкой резерва для организаций государственного сектора и для тех бизнес-структур, в которых участвует государство, тем самым, расширяя понятие кадрового резерва. Поэтому становится актуальным создание резерва управленческих кадров, который стал бы реальным способом повышения качества государственного управления.
В то же время формирование и эффективное использование резерва управленческих кадров должно иметь законодательное закрепление в силу специфики органов, для которых он формируется.
Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод о том, что резерв управленческих кадров на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением работы кадровых органов государственной власти Российской Федерации, представляя собой систему со своими принципами, методами, законодательно установленных государством нормативно-правовых актов.
Глава II. Анализ деятельности органов государственной власти Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров
2.1. Формирование и использование резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента РФ.
В 2008 году в ходе совещания Дмитрий Анатольевич Медведев обозначил необходимость создания целостной системы воспроизводства и обновления профессиональной элиты в стране. В качестве одного из инструментов для создания такой системы было поручено сформировать федеральный резерв управленческих кадров.
Федеральный резерв управленческих кадров - группа высокопрофессиональных руководителей и специалистов, специально сформированная на основе индивидуального отбора и комплексной оценки по профессиональным и личностным качествам, рекомендованных в установленном порядке, либо на основе самовыдвижения, готовых занять должности высшей, главной или ведущей групп в органах государственной гражданской службы федерального или регионального уровня [2].
Особое место в федеральном резерве отводится резерву управленческих кадров, находящемуся под патронажем Президента РФ. Это, так называемые, «лучшие из лучших».
Работа с резервом управленческих кадров, находящимся под патронажем Президента РФ осуществляется на основе нормативно-правовых актов:
В основу формирования резерва были положены следующие принципы:
Резерв управленческих кадров, находящийся под патронажем Президента РФ состоит из 2 частей:
В 2009 году 172 эксперта предложили своих кандидатов в «президентскую сотню». Всего кандидатов было 1211 человек. По рейтинговому принципу от этого массива была сформирована «первая сотня». Нынешний состав «первой сотни» резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента, был одобрен Дмитрием Анатольевичем Медведевым 24 сентября 2010 года. В 2011 году качественные характеристики резерва управленческих кадров, находящегося под патронажем Президента РФ были следующие [18]:
Таблица 1
Качественные характеристики резерва управленческих кадров, находящегося под патронажем Президента РФ
Всего состоит в резерве |
Возрастные группы |
Пол | |||
До 35 лет |
От 35 до 45 лет |
От 45 и старше |
Мужской |
Женский | |
100 |
11 |
65 |
24 |
83 |
17 |
Согласно данным приведенным в таблице, в возрасте от 35 до 45 лет наблюдается большая численность. Это связано с тем, что именно к этому возрасту «резервисты» имеют те компетенции и тот опыт, которые необходимы для управленческой деятельности. В то же время с 2009 по 2011 наблюдается рост числа лиц в возрастной группе до 35 лет. Женщин в составе «президентской сотни» наблюдается небольшое количество, но если сравнивать с предыдущим годом (2010 г.), то наблюдается увеличение количества, так как в 2010 году женщин было всего 12 человек.
Если же говорить про отрасли, то состав «первой сотни» распределился следующим образом:
В 2010 году из «президентской сотни» 28 человек были назначены на вышестоящие должности либо получили должности с большим объёмом полномочий [18].
В 2011 году взамен лиц, получивших новые назначения и достигших 50-летнего возраста, в состав «президентской сотни» были включены 38 новых управленцев путём ротации из состава «президентской тысячи» [18].
Самый первый список лиц, включенных в «президентскую тысячу» был обнародован 21 декабря 2009 года. Он состоял из 500 «резервистов». С 2009 по 2012 годы список «президентской тысячи» увеличился на 50 человек и на сегодняшний день состоит из 550 человек [17]. При пополнении «президентской тысячи» рассматриваются кандидаты, включённые в Федеральный портал управленческих кадров и резервы управленческих кадров федеральных округов.
Новый список «президентской тысячи» в 550 человек включает в себя:
Судя по этим данным, можно сделать вывод о том, что вполне сохраняется соотношение между данными группами, что не дает преимущества или дискриминации каким-либо представителям данного резерва.
С 2009г. по 2012г. увеличилось количество женщин в «президентской тысяче» с 68 (13,6%) до 80 (14,5%) человек, а также численность управленцев в возрасте до 35 лет (104 человека или 19%) [17]. Данная тенденция является благоприятной и снижает напряженность среди «резервистов».
Если же говорить о назначениях, то за период с 2009г. по 2012г. 189 «резервистов» (38%) получили повышение по службе (работе) или были назначены на должности с большим объемом полномочий. По отраслям цифры распределились следующим образом:
За все время существования резерва, находящемся под патронажем Президента, с ним велась работа, а именно: встречи молодых управленцев и с Президентом, и с Председателем Правительства, с другими руководителями федеральных органов исполнительной власти и другими руководителями.
Для обеспечения выполнения перечня поручений Президента РФ по формированию резерва управленческих кадров и на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 62-р 1 апреля 2009 года была разработана и внедрена в сети Интернет пилотная версия сайта – портала «Федеральный портал управленческих кадров». С 1 марта 2010 года он заработал в полную силу [4].
Создание Портала предполагает решение нескольких задач:
- формирование полноценного
- создание единой системы
- формирование информационной базы данных резерва управленческих кадров;
- формирование базы данных о вакансиях на государственной гражданской службе;
- обеспечение возможности для
граждан России, заинтересованных
в поступлении на
Размещать на портале свои вакансии могут, согласно регламенту (приложение), государственные, региональные, муниципальные органы власти, а также государственные корпорации и организации с государственным участием.
Чтобы попасть в список кандидатов на госслужбу, соискателю необходимо зарегистрироваться на портале rezerv.gov.ru и заполнить анкету установленного образца, которая после проверки станет доступна кадровым службам.
В настоящее время на Федеральном портале управленческих кадров размещено 2782 тысячи актуальных вакансий [29].
С момента открытия портала официально зарегистрировались в качестве самовыдвиженцев - 67358 человек, а также рекомендованных выдвиженцев - 4 445, из них:
- 2 435 выдвиженцев из органов
исполнительной власти субъекто
- 1 150 выдвиженцев из федеральных
органов исполнительной власти;
- 251 выдвиженцев из ВУЗов;
- 221 выдвиженцев из госкорпораций;
- 388 выдвиженцев из организаций различных отраслей экономики [29].
За время функционирования портала работу с его помощью нашли около 1000 человек [29]. Таким образом, Федеральный портал управленческих кадров позволяет обеспечить эффективное взаимодействие между гражданами России, заинтересованными в поступлении на государственную гражданскую службу, и кадровыми службами государственных органов, с одной стороны, и открывает доступ к полной и регулярно обновляемой информации о государственной гражданской службе, с другой стороны.