Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:57, курсовая работа
Актуальность исследования. Происходящие в настоящее время в Российской Федерации фундаментальные изменения в экономической и социальной структуре общества, направленные на создание инновационной экономики, требуют появления новых лидеров, притока нового поколения высокопрофессиональных и мотивированных управленческих кадров во все сферы общественной жизни. В современных условиях особенно остро встает вопрос о более качественной кадровой политике, об эффективном использовании профессиональных и личностных способностей специалистов.
Необходимость инновационной трансформации экономики и социальных инфраструктур России предъявляет новые требования к уровню компетенции управленческих команд в сфере управления. Одним из эффективных инструментов развития системы управления является создание Президентом Российской Федерации резервов управленческих кадров.
Введение………………………………………………………………………....…..3
Глава I. Теоретические аспекты изучения процесса формирования и подготовки резерва управленческих кадров
1.1.Понятие и сущность резерва управленческих кадров……………………...…7
1.2.Нормативно-правовые основы формирования резерва управленческих кадров………………………………………………………………………………..12
1.3.Технология формирования резерва управленческих кадров………………..20
Выводы по первой главе…………………………………………………………...25
Глава II. Анализ деятельности органов государственной власти Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров
2.1.Формирование и использование резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем Президента РФ……………………………..........26
2.2.Опыт организации работы с резервом управленческих кадров в субъектах Российской Федерации…………...………………………………………….…….32
2.3.Особенности формирования и подготовки резерва управленческих кадров Смоленской области………………………………………………………………..42
Выводы по второй главе……………………………………………………….…..48
Глава III. Совершенствование работы ИФНС России по г.Смоленску по формированию и подготовке резерва управленческих кадров
3.1.Проблемы формирования и пути повышения эффективности подготовки и использования резерва управленческих кадров Смоленской области…….........50
3.2.Разработка авторского проекта Интернет-сайта «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров »……….…………………………55
Выводы по третьей главе……………………………..………………..………......59
Заключение...............................................................................................................60
Список использованной литературы..................................................................62
Оценка уровня владения информационными технологиями кандидатов на включение в резерв управленческих кадров Белгородской области проводится в виде отборочного тестирования по информационным технологиям. Тестовые задания включают следующие упражнения:
- подготовка текстовых
- создание архивов и файловые
операции – выявление уровня
владения навыками создания
- электронные таблицы –
- подготовка презентаций –
- поиск информации и
Оценка уровня профессиональной компетенции кандидата включает различные задания:
После проведения оценочных процедур данные оцениваются и подводится итоговое экспертное заключение.
В Калужской области используется иная методика формирования резерва управленческих кадров. Конкурс включает в себя 2 этапа: тестирование кандидатов и собеседование с ними.
На этапе тестирования используется диагностический блок, состоящий из пяти взаимодополняющих друг друга методик, позволяющих сделать комплексную оценку личностных и деловых качеств кандидатов.
Для решения задач изучения профессионально значимых характерологических черт личности, предопределяющих успешность профессиональной деятельности кандидатов, используются «Тест Р.Кеттела» 16-PF; Форма «С»; методика Ю.В. Иванова «Психологические типы» [15].
Для изучения и прогнозирования у кандидатов особенностей межличностных отношений используется «Методика диагностики межличностных отношений» Т.Лири [15].
Для оценки профессиональной мотивации и ценностных ориентаций кандидатов используются тест «Ценностные ориентации руководителя» и методика В.И. Герчикова «Определение типа рабочей мотивации» [15].
По итогам психологической диагностики составляется характеристика кандидата с описанием сильных сторон личности и сторон личности, требующих коррекции и развития.
Таким образом, за 4 года существования резерва управленческих кадров в различных субъектах Российской Федерации сформировался определенный опыт работы с ним, который может лечь в основу для разработки своих методик отбора и подготовки резерва с учетом региональных особенностей.
2.3. Особенности формирования и
подготовки резерва
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. от 08. 07. 99 № 151-ФЗ), - они образуют единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства России, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также контроля в пределах компетенции, за соблюдением валютного законодательства. В ст. 2 закона определено, что единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 № 783 (Положение о министерстве Российской Федерации о налогах и сборах (ст.1)) дополняет уже названные главные задачи, решение которых возложено на МНС России:
· участие в выработке налоговой политики и осуществление ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей;
· обеспечение межотраслевой координации, государственного контроля и регулирования в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
Формирование резерва управленческих кадров является одним из важнейших направлений реализации кадровой политики ИФНС России по г.Смоленску и осуществляется в целях повышения качества государственного и муниципального управления, перехода к инновационной экономике.
Работа по формированию резерва управленческих кадров производится в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 1 августа 2008 года № Пр-1573 и Программами формирования резерва управленческих кадров.
Управление мероприятиями Программы осуществляет Комиссия ИФНС России по г.Смоленску по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Смоленской области, образованная постановлением Администрации Смоленской области от 15.09.2008 № 486.
Наша область уникальна тем, что у нас резерв управленческих кадров делится на 4 группы, а не как у всех остальных – на 3, и включает:
а) резерв управленческих кадров для замещения должностей государственной гражданской службы категории «руководители», в том числе:
- резерв управленческих кадров для замещения должностей первого заместителя Губернатора Смоленской области и заместителей Губернатора Смоленской области;
- резерв управленческих кадров
для замещения должностей
- резерв управленческих кадров
для замещения должностей
б) резерв управленческих кадров для замещения должностей муниципальной службы высшей группы должностей;
в) резерв управленческих кадров для замещения должностей руководителей в приоритетных сферах экономики Смоленской области;
г) перспективный резерв управленческих кадров [7].
Существование перспективного резерва обосновано тем, что в нашей области функционируют таким органы власти, как молодежный парламент и молодежная администрация.
Существующий резерв управленческих кадров Смоленской области формируется следующим образом:
1) в резерв управленческих кадров для замещения должностей первого заместителя Губернатора Смоленской области и заместителей Губернатора Смоленской области включаются лица в соответствии с перечнем, утверждаемым Губернатором Смоленской области;
2) в резерв управленческих кадров для замещения должностей руководителей и заместителей руководителей органов исполнительной власти Смоленской области включаются лица, успешно прошедшие конкурсный отбор для зачисления в резерв управленческих кадров, лица, включенные в установленном порядке в кадровый резерв для замещения должностей государственной гражданской службы Смоленской области высшей и главной групп;
3) в резерв управленческих кадров для замещения должностей руководителей и заместителей руководителей структурных подразделений органов исполнительной власти Смоленской области включаются лица, зачисленные в установленном порядке в кадровый резерв государственных органов Смоленской области для замещения должностей государственной гражданской службы Смоленской области категории «руководители», а также лица, принимавшие участие в конкурсах на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Смоленской области ведущей группы должностей категории «руководители» и зачисленные в кадровый резерв Смоленской области;
Ежегодно по состоянию на 1 февраля и 1 августа государственным органом ИФНС России по г.Смоленску формируется список кандидатов для включения в резерв управленческих кадров, который утверждается правовым актом государственного органа.
Лица, включенные в резерв управленческих кадров для замещения должностей «руководители», подлежат включению в кадровый резерв.
Нахождение в резерве управленческих кадров не может превышать трех лет. По истечении указанного срока включение в резерв управленческих кадров осуществляется на общих основаниях.
Самый первый набор лиц в резерв управленческих кадров осуществлялся в 2008 году. К участию в конкурсном отборе допускались граждане Российской Федерации, отвечающие следующим требованиям:
- возраст от 23 до 50 лет;
- высшее профессиональное
- общий стаж работы не менее 5 лет;
- стаж работы на руководящих
должностях не менее 3 лет или
стаж работы в государственных
органах Смоленской области
- наличие развитых организационных способностей (в том числе умение работать с людьми);
- безупречный морально-
Набор осуществлялся в несколько этапов:
1. Публиковалось объявление о приеме
документов на участие в конкурсном отборе
не менее чем в одном периодическом печатном
издании, а также размещалась информация
о проведении конкурсного отбора в информационно-
2. Принимались документы для участия в конкурсном отборе в течение 30 дней со дня публикации объявления о приеме документов на участие в конкурсном отборе. Участники конкурсного отбора представляли в государственный орган по управлению гражданской службой:
а) личное заявление по форме, утвержденной государственным органом по управлению гражданской службой;
б) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной государственным органом по управлению гражданской службой;
в) копию паспорта или заменяющего его документа;
г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:
- копию трудовой книжки или иного документа, подтверждающего трудовую (служебную) деятельность гражданина;
- копии документов о
д) характеристику с последнего места работы [7].
3. Проводился непосредственно конкурсный отбор, который проходил в два этапа: 1-й этап - квалификационный отбор, 2-й этап - конкурсное испытание.
Квалификационный отбор проводился на основе анализа представленных документов. В случае выявления несоответствия документов установленным требованиям, а также в случае установления факта недостоверности представленных сведений соответствующие лица ко второму этапу конкурсного отбора не допускались, о чем им сообщалось в письменной форме.
Конкурсное испытание предусматривало оценку уровня профессиональной компетентности участника конкурсного отбора на основе заданий, тестов и индивидуального собеседования. В 2008 году использовался опросник FPI. Опросник предназначался для диагностики состояний и свойств личности, имеющих первостепенное значение в социальной адаптации человека и регуляции его поведения. Анализировались следующие параметры:
Индикатор личности рассчитывался по формуле:
Индикатор = (сумма положительных характеристик)/ (сумма отрицательных характеристик).
Если индикатор имеет значение равное 2, это означает, что сумма положительных характеристик в 2 раза превышает его отрицательные качества и тестируемый имеет большой потенциал способностей к управленческой деятельности.
По результатам конкурсного испытания было отобрано 155 человек.
Качественные показатели лиц, включенных в резерв управленческих кадров Смоленской области, представлены в таблицах:
Таблица 4
Сведения о кандидатах, отобранных и утвержденных в резерв управленческих кадров ИФНС Росс по г.Смоленску, по полу
Всего отобрано и утверждено кандидатов |
В том числе | |||
Мужчин |
женщин | |||
всего |
% |
всего |
% | |
155 |
79 |
51 |
76 |
49 |