Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 10:32, курсовая работа
Целью данной работы является изучение современных методов мотивации работников фирмы и эффективной трудовой деятельности на материалах ООО «Фирма ДИКО».
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
1) ознакомится с эволюцией теоретических подходов к мотивации персонала;
2) рассмотреть современные теории мотивации;
3) изучить сущность и содержание мотивационных моделей зарубежных стран;
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты мотивации деятельности персонала на предприятии
1.1 Эволюция теоретических подходов к мотивации персонала
1.2 Современные теории мотивации: их состав, модель поведения человека через потребности
1.3 Мотивационные модели зарубежных стран,
их сущность и содержание
Глава 2 Исследование практики мотивации персонала предприятия на примере ООО «Фирма ДИКО»
2.1 Краткая организационно–экономическая характеристика
предприятия
2.2 Оценка действующей системы мотивации труда на предприятии
2.3 Проблемы системы мотивации ООО «Фирма ДИКО», выявленные на основе анализа
Глава 3 Совершенствование системы мотивации эффективной деятельности персонала ООО «Фирма ДИКО»
3.1 Применение новых форм оплаты труда (Проект по совершенствованию организации и расчетов заработной платы)
3.2 Совершенствование социально–психологических методов
в управлении
Заключение
Список использованных источников
Ментальная
концепция мотивации и
К основным признакам ментальной концепции мотивации и стимулирования А. Кибанов относит следующие [12, c. 51]:
– приоритет национальных форм отношений в сфере труда, несмотря на их явное противоречие рыночным реальностям (например, пожизненный наем в Японии);
– сохранение основных ролевых позиций, связанных с устоями и обычаями, сложившимися в социальной жизни конкретной страны (например, принцип старшинства: оказание почета, подчеркивание уважения, послушания и т.д.);
– необязательная приоритетность материальных стимулов, нередко большее значение придается стимулам другого характера (например, морально–психологическим);
– ориентация
на привлечение коллективного
– сложная система оплаты труда: включение различного рода параметров, часто непосредственно не влияющих на его результативность (например, трудовой стаж);
– значительная дифференциация в оплате труда различных групп персонала.
Это основные
признаки, отличающие ментально–традиционалистскую
систему мотивации и
Патриархальная
концепция мотивации и
На больших
предприятиях при их сложной организационной
структуре, многоуровневости вертикальных
связей, наличии специальных
В условиях патриархальной концепции в значительной мере возрастает значение морально–психологических стимулов. Морально–психологические стимулы непосредственно включены в процесс профессионального и делового общения руководителя и подчиненных. В этих условиях непосредственная оценка труда выражается посредством одобрения или порицания, становится важным моментом самоорганизации и наращивания профессиональных умений и навыков.
Все названные
выше концепции мотивации и
– отобрать необходимых для эффективного использования в производстве людей;
– подготовить
людей для включения в
– добиться от людей дисциплинированности и четкости выполнения основных норм организационного поведения;
– уволить
часть персонала или с
Таким образом, работник (персонал) и работодатель (организация) связаны только одним обстоятельством, а именно потребностью в рабочей силе нанимателя и получением необходимых средств для жизни нанимаемых.
За вторую половину XX в. разработано много теорий мотивации личности, в которых показано, что истинные причины, заставляющие человека работать с максимальными усилиями, чрезвычайно сложны и разнообразны.
На протяжении
многовековой истории развития человеческой
цивилизации различные
Постепенно
жизнь и материальное положение
трудящихся людей улучшались. Поэтому
чем дальше, тем очевиднее становилось
то обстоятельство, что простой «пряник»,
а тем паче «кнут», не всегда заставляет
людей усерднее трудиться. Поэтому
специалисты в области
Один из путей
решения этой проблемы связан с появлением
труда американского психолога
Элтона Мэйо «Проблемы человека в
индустриальном обществе», вышедшего
в 1946 г. «Хотторнские эксперименты» (на
заводе фирмы «Вестерн электрик»
в г. Хотторне, недалеко от Чикаго) Э.
Мэйо продолжались в течение десяти
лет (1929 – 1939 гг.). При этом Мэйо сделал
выводы о том, что человеческие факторы,
особенно групповое поведение и
социальное взаимодействие, определенным
образом оказывают влияние на
производительность индивидуального
труда. Таким образом, проведенные
эксперименты позволили основать новое
направление – концепцию «
Данная концепция доминировала в теории управления до середины 1950–х годов. Однако проведенные Э. Мэйо исследования не дали возможности построить модель мотивации, адекватно поясняющую побудительные мотивы человека к труду.
Следующим этапом
явились психологические теории
мотивации трудовой деятельности, возникшие
в 40–х годах XX в. и развивающиеся
в настоящее время. По мнению С.А.
Шапиро «исследование поведения
человека в труде дает некоторые
общие объяснения мотивации и
позволяет создавать
Существует достаточно большое количество современных теорий мотивации. Они разделяются на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации таких внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют людей действовать определенным образом. Большое распространение получили теории, объясняющие поведение человека исходя из его потребностей, – это теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда, двухфакторная теория Фредерика Герцберга, теория СВР Клейтона Алдерфера и некоторые другие.
К содержательным
теориям мотивации можно
По мнению Г.
Мюррея, потребности можно разделить
на первичные и вторичные. Для
обеспечения нормальной жизнедеятельности
индивида необходима реализация таких
первичных потребностей, как потребность
в пище, сексуальных отношениях,
воде и т.д., что обеспечивает потребности
индивида как живого существа, и
таких вторичных потребностей, как
потребность в независимости, защите,
уважении, с реализацией которых
удовлетворяются потребности
Из вышесказанного можно сделать вывод, что вторичные потребности наиболее важны в процессе мотивации сотрудников организации.
Несомненным плюсом теории Г. Мюррея является то, что он разработал перечень вторичных потребностей, включив в него агрессию, достижение, порядок, аффилиацию (общение), уважение, доминирование, привлечение к себе внимания, осмысление ситуации, защиту, поиск помощи, избегание неудач, игру и др.
По нашему мнению, перечень потребностей, разработанный Г. Мюрреем, вполне можно использовать при разработке методик измерения мотивов и в процессе управления организацией.
Наиболее известной является теория А. Маслоу, который первым разработал 5–ступенчатую иерархию (пирамиду) потребностей.
Создавая свою теорию мотивации, Маслоу шел необычным путем. Он не был экспериментатором, не прибегал к использованию анкет или интервью. У него был свой метод – биографический: он изучал истории жизни, биографии великих людей. Его книга «Мотивация и личность» впервые вышла в 1954 г. и была пересмотрена и дополнена автором в 1970 г.
Иерархия потребностей
выстраивается следующим
1) наивысший
уровень – потребности
2) потребности
уважения и самоуважения. Существует
потребность индивида в
3) социальные
потребности – это потребности
в социальных связях и
4) потребности
в безопасности. Это уже базовые
потребности, хотя в период
кризиса, социальной и
5) физиологические
потребности – потребности,
Мотивационная теория А. Маслоу отличается от других точек зрения тем, что потребности дифференцируются не на отдельные мотивы, а на группы мотивов, которые представляют собой упорядоченную иерархию согласно их роли в развитии индивида.
Исходя из представленных
выше базовых теоретических
Таким образом,
следуя логике А. Маслоу, службы персонала,
организовав определенным образом
условия деятельности и систему
вознаграждений, могут обеспечить переход
мотивации на уровень самореализации,
тем самым создавая механизм, формирующий
эффективное организационное
Еще одной важной содержательной теорией мотивации является теория Ф. Херцберга, в которой он выделяет два фактора индивидуальной мотивации: насущные (актуальные) и мотивационные. К первым он относит поддерживающие необходимые жизненные и производственные условия: деньги, рабочие условия, производственные отношения [33]. Ко вторым – само деятельность, компетенцию, признание, ответственность. При этом насущные факторы создают базу для работы мотивационных. Именно при «пересечении» внутренних и внешних факторов появляется реальный мотивационный момент, побуждающий к деятельности в рамках организации. В деятельности служб персонала существуют эффективные технологии, основанные именно на этой теории мотивации.
К содержательным
теориям мотивации относится
и теория Д. Мак–Клелланда, согласно
которой в мотивации работников
преобладают потребности в
Потребность в успехе может быть удовлетворена при доведении работу сотрудником до завершения. Люди с такой потребностью обычно берут на себя ответственность за поиск решения проблемы и при достижении результата желают конкретных поощрений.
Им надо только делегировать соответствующие полномочия, чтобы они имели возможность проявлять инициативу. Работники, для которых характерна потребность в причастности, ориентированы на создание позитивных отношений в организации (подразделении), оказании помощи другим. Их привлекает работа, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Потребность власти выражается в желании воздействовать на других людей, оказывать влияние.
Мотивация таких работников связана:
а) с компетентностью – повышением в должности, расширением полномочий и власти;
б) с положением, что означает особый статус, «титул», атрибуты. Стремление к личностному влиянию может стать основой лидерства в небольших группах.
Наиболее известными процессуальными теориями считаются теории ожидания и справедливости, создателями которых являются Дж. Хоманс, Г. Келли и Дж. Тибо, К. Арджирис.
Теория ожидания:
ожидание рассматривается как оценка
работником вероятности определенного
события. В частности, работник согласен
затратить единицу труда, если она
эквивалентна ожидаемому вознаграждению,
т.е., выполнив эффективную работу, он
ожидает получить более солидное
вознаграждение. Если работник уверен,
что его труды будут