Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 20:40, дипломная работа
Целью исследования является разработка мероприятий (программы) по совершенствованию системы учета газа в Оренбургской области.
Задачи исследования:
раскрыть теоретические и правовые основы государственной политики по энергосбережению;
проанализировать реализацию государственной политики по энергосбережению в Оренбургской области;
сформулировать мероприятия по совершенствованию системы учета газа в Оренбургской области.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА»
Кафедра _______Государственного и муниципального управления__________
Направление (специальность) 080504.65 «Государственное и муниципальное»
(код) (наименование)
управление»
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: Совершенствование системы учета газа в Оренбургской области в рамках реализации государственной политики по энергосбережению
Студент _____________ / ____Куликов Денис Юрьевич___ /
Научный руководитель _____________ / Селиверстова Надежда Игоревна /
Допустить к защите
Заведующий кафедрой _______________ / Комлев Юрий Эдуардович /
Оренбург
2011
Введение
Система газоснабжения потребителей Российской Федерации – это важнейший элемент системы ресурсного обеспечения экономического развития страны. В России ежегодно потребляется свыше 400 млрд. кубических метров газа, или более 70 процентов от всего объема газа, добываемого в стране. Масштабы внутреннего рынка, начиная с 1999 года, стабильны и имеют тенденцию к некоторому росту. Газ составляет около 50 процентов в структуре баланса первичных энергоносителей в России, и в долгосрочной перспективе он останется доминирующим энергетическим ресурсом национальной экономики, обеспечивающим энергетическую независимость и безопасность страны.
В настоящее время значение природного газа для эффективного функционирования и развития экономики невозможно переоценить. Являясь и сейчас и на далекую перспективу одним из основных видов энергоносителей, газ и продукты его переработки обеспечивают работу промышленности, сельского хозяйства и транспорта, потребности государства, связанные с поддержанием необходимого уровня обороноспособности, ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, деятельностью многочисленных государственных служб и т.д.
Природный газ, как конечный продукт одной из крупнейших отраслей промышленности России, во многом определяет специфику, присущую соответствующей отрасли: наличие единой системы газоснабжения в рамках всей страны; определяющая роль централизации в руководстве всеми процессами, жесткая система планирования работы отрасли в целом, постоянный контроль со стороны государства и другие.
Для подержания работы этой огромной комплексной системы в надлежащем состоянии необходим постоянный анализ существующих распределенных интегрированных систем контроля и учета природного газа с целью выявления недостатков, узких мест и их совершенствование на всех уровнях его технологического процесса добычи, транспортирования и использования.
Энергоемкость экономики Оренбургской области достаточно высока. Причинами такого положения, кроме суровых климатических условий и территориального фактора, являются сформировавшаяся в течение длительного периода времени структура промышленного производства и нарастающая технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, а также недооценка стоимости энергоресурсов, не стимулирующая энергосбережение.
Отсутствие должного объема инвестиций в основные фонды отечественной инженерной инфраструктуры на протяжении последних десятилетий, при одновременном росте объема нагрузок на коммуникации серьезно тормозят развитие экономики. Поэтому неудивительно, что внимание к проблемам энергосбережения сегодня уделяют высшие должностные лица страны. Так, в подписанной президентом Дмитрием Медведевым «Стратегии национальной безопасности РФ» одним из главных направлений в экономической сфере названа энергетическая безопасность, которая во многом зависит от энергосберегающих технологий.
Одним из наиболее приоритетных направлений эффективности использования природного газа и других видов энергоресурсов, прописанных в Областной целевой программе «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Оренбургской области на 2010 - 2015 годы» утвержденной Правительством Оренбургской области 27 мая 2010 года, является развитие автоматизированных систем коммерческого учета газа, электрической и тепловой энергии розничного рынка, что позволит более достоверно вести учет энергоресурсов потребляемых в области, их экономию и рациональное перераспределение.
Теоретической основой исследования являются работы российских и зарубежных ученых в области энергосбережения, таких как Н.Л. Авдеева, И.А. Башмакова, В.В. Бушуева, В.Г. Голика, Н.И. Данилова, А.И. Кузовкина, В.Г. Лисиенко, В.В.Литвака, Е.А. Медведевой, В. Новосельского, Г. Одум, С.А. Подолинского, Б.Е. Ратникова, Ю.В.Синяка, К.К.Турилова и других ученых. В ходе работы широко использовались законодательные, нормативные и другие регулирующие акты РФ, Оренбургской области в сфере энергосбережения и газоснабжения.
Целью исследования является разработка мероприятий (программы) по совершенствованию системы учета газа в Оренбургской области.
Задачи исследования:
Объект исследования – государственная политика по энергосбережению.
Предмет исследования – управление системой учета газа в Оренбургской области.
В квалификационной работе использовались: метод диалектического познания, методы дедукции и индукции, системный подход, метод экспертных оценок, статистические методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения и выводы могут быть использованы и в настоящее время частично используются в работе по совершенствованию системы учета газа в Оренбургской области в рамках реализации политики по энергосбережению.
Информационную базу исследования составили федеральные и региональные нормативно-законодательные акты в области энергосбережения, данные Госкомстата России, Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, научные статьи, справочники, энциклопедии, периодические издания, ресурсы Интернета.
Структура квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
1.1 Научные подходы к энергосбережению. Государственное регулирование энергосбережения в РФ
Общественное развитие объективно связано с возрастающей потребностью в топливно-энергетических ресурсах. В течение XX столетия на нужды мирового сообщества была израсходовано свыше 500 млрд. тут (тонны условного топлива) – больше, чем за всю предыдущую историю. Данная динамика предсказана еще в 1881 г. С.А. Подолинским, который отмечал, что «только общество со стремлением к быстрому накоплению энергии может быстро идти вперед» [45, c. 79]. Согласно закону максимизации энергии «в соперничестве с другими системами выживает та из них, которая использует большее количество энергии и потребляет ее наиболее эффективным способом» [44, c. 72].
Под влиянием мирового энергетического кризиса, начиная с 1973 г., во многих зарубежных странах приоритетным направлением государственной политики было признано повышение энергоэффективности. В бывшем СССР низкие в этот период цены на топливно-энергетические ресурсы и их изобилие не способствовали энергосбережению. Внимание к энергосбережению как к важному фактору разрешения многих энергоэкономических проблем и энергоэффектинвого развития России усилилось в условиях коренного реформирования экономических отношений в стране.
В исследованиях и публикациях последнего десятилетия энергосбережение приобрело черты и атрибуты нового научного направления, были сформулированы его теоретические основы. Как часть общих вопросов эффективного использования экономических ресурсов энергосбережение характеризуется комплексностью и находится на стыке нескольких научных направлений. Технические вопросы энергосбережения относятся к теории термодинамики, электротехники и т.д. В то же время оно смыкается с методами и инструментами управления и финансового анализа и неотделимо от экономики. В связи с многоплановостью энергосбережения одни вопросы, прежде всего технические, уже достаточно изучены и являются продвинутыми в практическом плане. Экономические вопросы, методы и технологии управления энергосбережением требуют дальнейшего развития.
Основополагающая система отраслевых энергетических терминов утвердилась в России на ранней стадии исследований в области энергетики [39, c. 23], но в ней отсутствовало понятие «энергосбережение». В экономической теории и практической деятельности энергосбережение обозначалось как «экономия энергоресурсов», «эффективное» или «рациональное» использование энергоресурсов. В Федеральном законе от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3]. Под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг). Из данного определения следует, что энергосбережение относится к комплексным задачам, поскольку ее решение находится на стыке нескольких направлений научной мысли, управленческого характера и требует выявления и регулирования факторов, влияющих на этот процесс.
Одна часть факторов обусловлена
тем, что энергосбережение является функцией
использования топливно-энергетических
ресурсов (ТЭР), которым присущи следующие специфические
черты: теоретическая взаимозаменяемость
различных видов топлива и энергии; комбинированный
характер некоторых процессов; уникальность
использования; непрерывность, а часто
и совпадение во времени процессов производства,
транспортировки и потребления. Производство
(добыча) и распределение ТЭР представляет
собой совокупность взаимосвязанных больших
производственно-
Теория БСЭ разработана академиком Л.А. Мелентьевым [39, c. 45], который пришел к выводу о том, что тесная взаимосвязь энергетики с этими системами обуславливает одновременные изменения уровня энергопотребления, экономического роста и продолжительности жизни населения. Так Ч. Марчетти, продемонстрировав долговременные колебания энергопотребления на примере США в течение столетия, назвал энергопотребление «часами экономической активности». Сопоставляя эти колебания со схемой смены технологических укладов, Е.А. Медведева доказала высокую их синхронность [38, c. 66].
Технологические особенности и организационная структура производства определили выделение взаимосвязанных стадий топливно-энергетического баланса (ТЭБ): добычу первичных энергоресурсов, облагораживание, переработку и преобразование одних видов энергии в другие, транспортировку, конечное использование всех видов энергетических ресурсов. Энергоснабжающие системы функционально объединяют следующие подсистемы: угольную, нефтяную, нефтеперерабатывающую, газовую, электроэнергетику, ядерную энергетику.
Регулирование и оценка энергосбережения по стадиям ТЭБ дает возможность определять общий объем сбереженной энергии в едином измерителе – тонн условного топлива (тут). ТЭБ может быть составлен для любой энергоиспользующей установки, предприятия, здания, населенного пункта, региона и страны. Измерения и расчет потоков энергии по источникам, видам энергоресурсов и направлениям их использования позволяет сопоставить полезное использование и потери энергоресурсов и получить представление об эффективности их использования.
Национальная экономика структурно представлена пространственными экономическими единицами, возникшими в процессе территориального разделения труда, и отраслевыми структурами, как следствие разделения труда между видами деятельности. Следовательно, энергосбережение имеет национальное, корпоративное и территориальное преломление, а функции управления энергосбережением рассредоточены по всем иерархическим уровням хозяйствования и нацелены на обеспечение энергоэффективности отраслей, экономики страны и ее регионов. Качественные различия в природе факторов образования энергосберегающего эффекта и значимость экономии энергоносителей в бытовой сфере придают дополнительные трудности решения вопросов управления энергосбережением. Поэтому в исследованиях выделяют до десяти уровней управления энергосбережением [39, c. 49-52].
Таким образом, объектом энергосбережения являются потери энергии в технологических процессах, в организациях, отраслях, регионах и стране в целом. Если выделить среди потерь те, которые обусловлены законами природы и не могут быть уменьшены принципиально, то оставшиеся потери составляют теоретический потенциал энергосбережения.