Совершенствование системы учета газа в Оренбургской области в рамках реализации государственной политики по энергосбережению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 20:40, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является разработка мероприятий (программы) по совершенствованию системы учета газа в Оренбургской области.
Задачи исследования:
раскрыть теоретические и правовые основы государственной политики по энергосбережению;
проанализировать реализацию государственной политики по энергосбережению в Оренбургской области;
сформулировать мероприятия по совершенствованию системы учета газа в Оренбургской области.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ готовыйОБР01.06.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)
  • внедрению автоматизированных систем коммерческого учета энергоресурсов;
  • проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации для бюджетных учреждений области;
  • внедрению техно-рабочего проекта «Информационно-аналитическая система топливно-энергетического баланса Оренбургской области»;
  • организации мониторинга потребления энергоресурсов и созданию комплекса нормативных правовых актов.

Для создания условий по внедрению энергосбережения в Оренбургской области предусматриваются:

  • осуществление финансовой поддержки хозяйствующих субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность, в виде предоставления грантов на реализацию социально значимых инвестиционных проектов;
  • разработка цикла учебных программ и осуществление специализированными учебными организациями образовательной деятельности (подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации) специалистов различных отраслей экономики области;
  • производство и продажа энергетических устройств с высокой энергетической эффективностью;
  • информационное обеспечение и организация конкурсов по энергосбережению и повышению энергоэффективности [5].

Экономический эффект от реализации Областной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Оренбургской области на 2010 - 2015 годы» составит в сумме 3 653 200 тыс. рублей от снижения энергоемкости валового регионального продукта в 2010–2015 годах за счет внедрения энергосберегающих мероприятий [15].

Подводя итог анализу реализации государственной политики по энергосбережению в Оренбургской области можно сделать вывод, что энергосбережение в настоящее время регулируется нормативно-правовыми актами принятыми как на федеральном, так и на региональном уровне. Основным законодательным актом в сфере энергосбережения является Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный федеральный закон направлен на создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. На основании ФЗ № 261 на территории Оренбуржья был разработан и принят Закон Оренбургской области от 20 июня 2008 г. № 2293 «Об энергосбережении в Оренбургской области».

Можно с определенной степенью уверенности констатировать, что основополагающая нормативно-правовая база регулирующая энергосбережение в Оренбургской области в настоящее время создана и основные принципы, мероприятия, которые были утверждены в данных нормативных актах активно реализуются на территории области.

 

 

2.3 Учет газа как направление сбережения энергетических ресурсов в Оренбургской области

 

Газ в России и Оренбургской области является базовым энергоносителем, являющимся источником других видов энергии – электрической и тепловой.

Кроме того, газ является товаром и предметом коммерческих сделок между добывающей компанией, газотранспортными компаниями, региональными компаниями поставщиков газа и конечными потребителями.

Основной проблемой коммерческих отношений при поставках газа является дисбаланс, возникающий при физическом учете объема газа от поставщика к потребителю [49, c. 34].

Основные факторы, определяющие возникновение дисбаланса в учете газа, приведены на рисунке 5.

В настоящее время уделяется большое внимание внедрению энергосберегающих технологий и решению проблем дисбаланса и совершенствования системы измерения и учета природного газа на всех уровнях его технологического процесса добычи, транспортирования и использования.

Рисунок 5 – Факторы определяющие дисбаланс в учете газа


 

Подтверждением этого является программа по совершенствованию системы измерения и учета газа, реализуемая ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» по следующим направлениям:

  • определение объема газа, расходуемого в газораспределительной сети, и его отражение в договорных отношениях с ГРО;
  • упорядочивание нормирования газа, потребляемого населением;
  • совершенствование средств измерения и учета на ГРС газотранспортных организаций и у потребителей газа;
  • создание полноценной системы измерения расхода газа, транспортируемого по газораспределительной системе [49, c. 37].

Несовершенство системы учета газа и невысокая точность узлов коммерческого учета являются основными причинами неэффективного использования природного газа, дисбаланса и финансовых потерь в системе поставщик – потребитель. Поэтому мероприятия, связанные с внедрением энергосберегающих технологий в газовой отрасли и реализацией вышеуказанных направлений, носят организационно-правовой и технический характер и должны быть направлены на выявление и устранение причин неэффективного использования природного газа, дисбаланса и финансовых потерь.

В условиях дефицита газа при возрастающих его потребностях все актуальнее встает вопрос о планировании поставок и оперативном перераспределении голубого топлива между потребителями.

Необходимость планирования поставок газа потребителям внутри страны и соответствующего распределения лимитов вызвана еще и государственным регулированием цен на газ на внутренним рынке, а также повышенным спросом как внутри страны, так и за рубежом.

Таким образом, становится ясной суть проблемы – необходимо обеспечить надежную поставку энергоносителя тем предприятиям, которые вовремя оплачивают факт его потребления, и снижать лимиты потребления предприятиям-нарушителям.

Одной из основных задач ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» является контроль за правильной эксплуатацией и исправным метрологическим состоянием узлов учета покупателей газа, соблюдением правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений на основании заключенных договоров.

Структура промышленного потребления газа на сегодняшний день в Оренбургской области, включает в себя более 8000 узлов учета газа потребителей и состоит из порядка 50 типов измерительных систем с различными методами измерений и классами точности. Несмотря на постоянную унификацию решений в области измерений, обеспечения единства, парк средств измерения довольно разнообразен. Это обусловлено условиями эксплуатации, параметрами среды, режимами работ, и границами изменения контролируемых параметров.

ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» постоянно проводит работу по обследованию действующих узлов учета, выявлению факторов влияющих на достоверность учета, надежность и работоспособность средств измерений, выбору оптимальных схем учета газа, разработке мероприятий по совершенствованию учета газа [15].

Начало деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» было связано с приборным парком промышленных предприятий на базе механических счетных устройств, инерционных самопишущих приборов, с диаграммными лентами, вторичных средств планиметрирования и обработки информации, которые вносили дополнительную погрешность в результат измерений. Сегодня же, в результате планомерной работы с проведением мероприятий, направленных на устранение недостатков в учете газа в соответствие с требованиями действующих НТД, предприятиями установлены современные системы учета газа с автоматической регистрацией и обработкой информации, и применении микропроцессорных датчиков с классами точности до 0,075%, корректоров и вычислителей расхода газа.

В настоящее время оснащение узлов учета газа покупателей современными системами учета в соотношении с общим объемом поставки составляет более 90 %.

Установка на первый взгляд дорогостоящего современного оборудования, как показала практика, себя полностью оправдывает, так, отсутствие резервных средств измерений и газовых счетчиков при выходе из строя основного ИК либо сдаче его на поверку, или отсутствии узла учета, приводит к расчетам объемов по проектной мощности г/п оборудования, и как следствие к нерациональному использованию газа, к перебору установленных лимитов, дополнительным расходам денежных средств, и т.д.

Отсутствие на узле учета газа вычислителя приводит к ручному расчету с использованием договорных величин по параметрам газа, что вносит в расчет дополнительную положительную погрешность, которая в последствии для потребителя выражается в денежном эквиваленте.

Основные преимущества установки современных узлов учета с вычислителями и корректорами:

  • точность в проведении измерений;
  • высокая надежность работы средств измерения в межповерочные сроки;
  • увеличенное время наработки на отказ;
  • экономия рабочего времени на расчетах и предоставлении отчетов при закрытии объемов;
  • готовность передачи данных на удаленные расстояния;
  • быстрая окупаемость при замене устаревшего измерительного оборудования.

Как показывает практика на предприятиях, организациях являющихся потребителями газа в 90% случаях отсутствует, квалифицированный персонал т.е. метрологический минимум, необходимый для контроля за соблюдением нормативных правовых актов в области метрологии и расходометрии.

Имея достаточный практический опыт в области изучения расходометрии, на сегодняшний день можно выделить основные факторы, влияющие на достоверность измерений и закрытие объемов потребляемого газа:

  • несоблюдение условий эксплуатации измерительных комплексов и средств измерений в отдельности;
  • не соответствие монтажа средств измерения руководствам по эксплуатации и НТД;
  • несоответствие диапазонов применяемых средств измерений изменению контролируемых параметров;
  • некорректное применение условно-постоянных параметров, технологических уставок в вычислителях расхода газа;
  • эксплуатация счетчиков с завышенными межповерочными интервалами;
  • не квалифицированное проведение поверочных работ.

Данные обстоятельства оказывают негативное влияние на рациональное использование энергоресурсов и приводят к отрицательным последствиям недостоверных результатов измерений:

  • штрафные санкции за перебор газа;
  • расчет объемов по максимальной мощности газопотребляющего оборудования;
  • перерасход денежных средств, ошибки в планировании;
  • заявка неверных лимитов;
  • возникновение небалансных объемов газа, и т.п.

В своей работе ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» пытается предупредить данные явления, проводя совместные проверки технического состояния узлов учета газа, с составлением соответствующих актов, указывая на несоответствия правилам и направляя действия потребителей на их устранение.

Таким образом, существующие системы учета потребления природного газа недостаточно оперативно реализуют задачи регулирования поставок газа потребителям. А решение должно быть найдено, т.к. уже сейчас, особенно в холодные зимние периоды, некоторые предприятия вынуждены переходить на экологически вредные и дорогие виды резервного топлива при одновременном сверхлимитном потреблении газа другими предприятиями – нарушителями договорных условий.

Задачи, стоящие сейчас перед компанией, реализующей газ, следующие. Во-первых - достичь повышения качества оперативного и перспективного планирования поставок газа. Во-вторых - добиться соблюдения дисциплины газопотребления в регионах России.

Для решения данных проблем с 2007 года в Оренбургской области за счет инвестиций ОАО «Газпром» был начат проект создания единой Автоматизированной Системы Коммерческого Учета Газа ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» (АСКУГ).

Целью создания АСКУГ являлись повышение достоверности учета потребляемого в регионе природного газа, его экономия и рациональное перераспределение путем:

  • обеспечения руководства и специалистов компании необходимой аналитической информацией, касающейся режимов потребления газа;
  • предоставление руководству и специалистам компании возможности гибкого и оперативного реагирования на изменение внешних и внутренних условий поставок газа потребителям.

В результате проведенного анализа установлено, что основной проблемой коммерческих отношений при поставках газа в Оренбургской области является дисбаланс, возникающий при физическом учете объема газа от поставщика к потребителю. Несовершенство системы учета газа и невысокая точность узлов коммерческого учета являются основными причинами неэффективного использования природного газа и финансовых потерь в системе поставщик – потребитель. Из этого следует, что существующие системы учета потребления природного газа в Оренбургской области недостаточно оперативно реализуют задачи регулирования поставок газа потребителям.

Информация о работе Совершенствование системы учета газа в Оренбургской области в рамках реализации государственной политики по энергосбережению