Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 20:40, дипломная работа
Целью исследования является разработка мероприятий (программы) по совершенствованию системы учета газа в Оренбургской области.
Задачи исследования:
раскрыть теоретические и правовые основы государственной политики по энергосбережению;
проанализировать реализацию государственной политики по энергосбережению в Оренбургской области;
сформулировать мероприятия по совершенствованию системы учета газа в Оренбургской области.
Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций – собственников Единой системы газоснабжения, организаций – собственников региональных систем газоснабжения, организаций – собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [2].
Основой технологической инфраструктуры газового рынка является Единая система газоснабжения (ЕСГ), ведущими элементами которой выступают единая система магистральных газопроводов высокого давления и несколько уникальных по своим характеристикам месторождений газа.
Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Наряду с Единой системой газоснабжения функционирует несколько региональных систем газоснабжения, - непосредственно конечным потребителям газа подают по трубопроводным сетям свыше двухсот газораспределительных организаций [17, c. 34].
Региональная система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа.
Региональная система газоснабжения является основной системой газоснабжения территорий соответствующих субъектов Российской Федерации; ее деятельность контролируется уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Еще один уровень федеральной системы газоснабжения в Российской Федерации, еще более низкий – это газораспределительная система, которая представляет собой имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, который независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях.
На самом низшем уровне федеральной системы газоснабжения в России находится комплексная система организации газоснабжения физических лиц – населения, которая относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленным законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
И в настоящее время и в перспективе природный газ выступает одним из основных видов энергоносителей, наиболее широко используемых в производстве и в быту. Сам газ и продукты его переработки обеспечивают работу промышленности, сельского хозяйства и транспорта, потребности государства, связанные с поддержанием необходимого уровня обороноспособности, ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, деятельностью многочисленных государственных служб, удовлетворяют потребности многих иностранных государств, принося доходы в бюджет различных уровней.
Газоснабжение как экономическая категория обусловлено балансом интересов добывающих компаний, газораспределительных и газотранспортных организаций, а также фирм, являющихся собственниками непосредственно газа и представляющих собой посредников между газодобывающими компаниями и конечными потребителями газа, использующими его для собственных нужд, - бытовых (личных) или промышленных [17, c. 35].
Газоснабжение представляет собой сложный комплексный процесс, в котором задействованы значительные человеческие, технические, технологические, экономические, производственные ресурсы. Если принять во внимание технологический аспект газоснабжения, то оно состоит из взаимосвязанных и постоянно протекающих процессов добычи, транспортировки, переработки, складирования, хранения и использования природного газа.
Таким образом, газоснабжение в целом как экономико-технологический процесс представляет собой деятельность специализированных организаций по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность этих организаций по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и подаче газа.
Россия на сегодняшний день остается одной из ведущих энергетических держав мира с энергетическим потенциалом 37% - по природному газу, 13% - по нефти, 19% - по углю, 14% - по урану относительно общемировых разведанных запасов [35, c. 81]. Однако эффективность использования энергоресурсов находится на очень низком уровне: в 2008 г. производство ВВП по паритету покупательской способности на единицу использования энергии в нефтяном элементе составило 1,9 долл., тогда как среднемировой показатель равен 4,7 долл., а странах с высоким доходом – 5,2 долл. [28, c. 193].
Несмотря на значительное повышение эффективности использования энергии в последние годы Российская Федерация находится в 8-м десятке стран по этому показателю. Энергоемкость экономики страны (60 тыс. кДж на 1 долл. ВВП), по данным IMD World competitiveness Yearbook 2006, в2 раза выше, чем в Китае и Индии, в 6 раз – чем в Республике Корея, в 7 раз – чем в США и Финляндии и более 13 раз, чем в Японии. Расход топливно-энергетических ресурсов на единицу произведенной продукции превышает среднемировые показатели: стальной прокат – в 1,5-2 раза; полимеры – в 1,5-3 раза; алюминиевый прокат – в 1,3 раза; медный прокат – до 2 раз; огнеупоры – в 2 раза [34, c. 49]. Между тем, интегрируясь в мировую экономику, Россия вынуждена соблюдать международные экономически принципы, одним из которых является повышение эффективности использования энергии. Это повышение должно охватывать не только сферу экономики, но и бытовой сектор, где сформировался значительный потенциал энергосбережения.
На долю населения России в 2010 г. в структуре внутреннего потребления энергоносителей приходилось: 13,3% электроэнергии, 38,3% тепла, произведенного системами централизованного теплоснабжения, 10,6% сетевого и 30,6% сжиженного газа, 42% бензина. Затраты на энергию сегодня являются доминирующей составляющей в бюджетах преобладающей части домохозяйств. Расходы населения на оплату централизованно представляемых коммунальных услуг за 1997-2007 гг. (в неизменных ценах) в среднем выросли более, чем в 8 раз, что превышает инфляцию. В 2010 сумма государственных субсидий населению на услуги жилищно-коммунальных услуг составила 27 млрд. руб., а в дальнейшем, по оценкам экспертов, финансовое обеспечение каждого процента роста семейных расходов на услуги ЖКХ будет обходиться государству в 15 млрд. руб. При этом практически на всех уровнях управления признается, что примерно треть тарифов на услуги ЖКХ – это деньги за неполученные энергетические услуги [42, c. 43-45]. Энергоносители расточительно расходуются в зданиях, коммунальной энергетике и инженерных сетях.
Общая площадь эксплуатируемых жилых домов в России составляет более 2,8 млрд. м2, на отопление которой расходуется 400 млн. тут или 25 % энергоресурсов в год. На отопление большей части отечественного многоэтажного жилого фонда потребляется 350-550 кВт*ч/(м2*год). Удельное теплопотребление зданий возрастает в результате физического износа, который оценивается в жилищной сфере России в 40%. Ежегодно увеличивается количество зданий с физическим износом 60-80%, относящихся к ветхому жилищному фонду. Более 10% жилищного фонда нуждается в неотложном капитальном ремонте, почти 9% жилья требует реконструкции. Как следствие основные проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве регионов связаны с оказанием услуг по теплоснабжению. На них приходится до 15-20% расходов консолидированного бюджета субъектов РФ, 40-80% объема субсидий населению, 50-70% расходов населения на оплату услуг ЖКХ [7, c. 101].
Износ основных фондов в ЖКХ достиг 60-70% [7, c. 104]. По экспертным оценкам, в коммунальном хозяйстве страны около 50% объектов и инженерных сетей нуждается в замене, не менее 15,5% находятся в аварийном состоянии. На каждые 100 км тепловых сетей ежегодно регистрируется 70 повреждений. Ввод коммунальных сетей по сравнению с 1990 г. уменьшился по водопроводу и канализации в 5 раз, по тепловым сетям – в 7 раз. В результате этого потери тепла составляет 37%, воды – 30%, растет число аварий на коммунальных сетях. Причинами неудовлетворительного состояния коммунальной энергетики является износ оборудования и тепловых сетей, неэффективное управление и отсутствие перспективных схем развития этой сферы [7, c. 106].
Состояние энергоиспользования в коммунально-бытовом секторе вызывает беспокойство, поскольку в соответствии с общемировыми тенденциями в этом секторе ожидается дальнейшее повышение уровня энергопотребления при относительном его снижении в отраслях промышленности. В коммунально-бытовом секторе крупных городов России прогнозируется рост душевого энергопотребления к 2015 г. до 1,9-2,0 тут/чел. по сравнению с 1,6 тут/чел. в начале XXI в. [20, c. 17].
В современных экономических и геополитических условиях российской экономике все труднее поддерживать значительные объемы добычи газа, нефти и угля, производства энергии. Это связано, прежде всего, со снижением эффективности работы энергетики в результате физического и морального износа основных фондов, с естественным выбытием производственных мощностей. По данным Минэнерго России, износ основных фондов, в частности, в электроэнергетике составляет 57,5%. Проектный ресурс выработали около 20% всех мощностей электростанций, и к 2015 г. этот показатель может достигнуть 50%. При этом объемы инвестиций в электроэнергетику в соответствии с оценками, выполненными в «Энергетической стратегии России на период до 2020 года», оказались ниже необходимого уровня на 25% [27, c. 84].
Топливно-энергетический комплекс России выбрасывает в атмосферу страны около половины всех вредных веществ, 27% сточных вод и до 70% парниковых газов [34, c. 50]. Экологический компонент составляет около 25% затрат в системах обеспечения нефтепродуктами, около 40% - при выработке электроэнергии на угольных теплоэлектростанциях. По оценкам экспертов, взаимодействие энергоснабжающих и энергопотребляющих объектов с окружающей средой дает до 80% всех видов ее загрязнения, создает парниковый эффект и определяет тенденции потепления климата. По данным Всемирного банка, если темпы роста потребления ископаемого топлива не снизится, то к началу XXII в. средняя температура на Земле увеличится на 3-70 С [28, c. 191].
Возможности решения пересекающихся экономических, энергетических и экологических проблем посредством энергосбережения объясняется его потенциальной результативностью. Каждый процент экономии энергоресурсов обеспечивает прирост национального дохода на 0,35-0,4%, сбережение 1 тут требует 2-3 раза меньше инвестиций, чем на ее дополнительную добычу, трансформацию и транспорт, а также позволяет уменьшить прирост в добыче или производстве первичных энергоресурсов на 1,3-1,4 тут. Всякая сэкономленная единица энергии позволяет обеспечить значительный экологический эффект на всех «предыдущих» энергетических стадиях, связанных с добычей топлива, его обогащением, переработкой, производством тепловой и электрической энергии, их передачей до потребителя.
Таким образом, низкая эффективность использования энергоресурсов, как в производственной, так и в жилищно-коммунальной сферах обуславливает дальнейшее увеличение спроса на энергоресурсы, что становится серьезной причиной углубления энергетических и экологический проблем в России и их решения посредством энергосбережения.
1.3 Зарубежный опыт государственного регулирования энергосбережения
Рассмотрение опыта энергосберегающей политики, проводимой в развитых странах, позволит установить особенности и приоритеты ее проведения, использовать наиболее действенные механизмы и инструменты при формировании государственной политики в области энергосбережения России.
Страны Западной Европы, Японии и США до начала 1970-х гг. находились примерно на том же уровне энергопотребления, что и бывший СССР. До первого мирового энергетического кризиса в развитых зарубежных странах цены на энергоресурсы были достаточно низкими. Это объективно способствовало замене дорогих факторов производства – труда и капитала – энергией. Снижение энергоотдачи в производственных процессах компенсировалось ускоренным ростом энергопотребления. Повышение эффективности использования энергии становилось лишь побочным результатом экономии живого и овеществленного труда на базе электрификации и обновления производственного оборудования. Термины «энергосбережение» и «энергосберегающая политика» в принципе отсутствовали.
Анализ исследований в области энергосбережения показал, что реакцией на последствия мирового энергетического кризиса в развитых странах стали рост цен на энергоресурсы, разработка и проведение целенаправленной государственной политики энергосбережения. Были созданы специальные органы управления и нормативно-законодательное обеспечение энергосбережения, разработаны экономические и информационные механизмы, методический инструментарий его осуществления.
Во всех индустриально развитых странах начиная с 1974 г. создается гибкая нормативно-законодательная база, позволяющая государственным органам проводить энергосберегающую политику и осуществлять контроль над ее реализацией. Первый закон в области энергосбережения был принят в 1976 г. в ФРГ [19, c. 191]. Затем подобные законы были разработаны во всех развитых странах. В частности, в США и Дании принято более 20 законов в области энергосбережения [10, c. 43]. Законы во всех странах представляют объемные документы, тщательно разработанные по всем направлениям повышения эффективности использования энергоресурсов. Законодательно определяются не только пути и методы решения проблемы, но и размер финансовых средств на реализацию проектов.