Совершенствование системы учета газа в Оренбургской области в рамках реализации государственной политики по энергосбережению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 20:40, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является разработка мероприятий (программы) по совершенствованию системы учета газа в Оренбургской области.
Задачи исследования:
раскрыть теоретические и правовые основы государственной политики по энергосбережению;
проанализировать реализацию государственной политики по энергосбережению в Оренбургской области;
сформулировать мероприятия по совершенствованию системы учета газа в Оренбургской области.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ готовыйОБР01.06.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Процессы использования энергоресурсов непрерывно связаны с энергопотерями – объективными, обусловленными фундаментальными законами природы, и субъективными, предопределенными отклонением реальных технологических операций от планируемых под воздействием природно-климатических, экономических, социальных, научно-технических, политических и других факторов и условий.

На величину субъективных потерь энергоресурсов влияют природно-климатические и географические условия региона. Суровые климатические условия определяют повышенный удельный расход энергии на отопление зданий, значительное количество пасмурных дней – увеличение электрической энергии на освещение, жаркий климат – перерасход энергии на кондиционирование помещений и т.д. Географические условия влияют на транспортные издержки, в том числе и на расход моторного топлива. Конечное потребление энергии обществом всегда соответствует уровню развития цивилизации, методам и механизмам хозяйствования.

Согласно экономической теории, теоретически не существует нерыночной экономической системы, эффективно использующей ограниченные ресурсы. В ней нет экономических регуляторов, которые заменили бы рыночную конкуренцию на равноценный стимул, воздействующий на наемного работника, товаропроизводителя и экономическую систему в целом. В рыночной экономике роль этих регуляторов определена А.Смитом еще в 1776 г. [52]. Стремление к прибыли и конкуренция заставляют предпринимателя минимизировать издержки. Если же полученная экономия энергии обратно пропорциональна доле энергетических издержек, то это показывает, что здесь экономия является не только результатом действия одного стимула, а зависит и от технических возможностей и расходов на те факторы производства, которые заменяют энергию. В каждой из сфер экономики эти факторы различны.

В соответствии с теорией производства сбережение энергоресурсов в производственном процессе может быть достигнуто посредством оптимальной комбинации используемых экономических ресурсов. Этот процесс ограничен технологией производственных процессов и временным горизонтом (мгновенный, краткосрочный и долгосрочный период). В мгновенном периоде, когда все производственные факторы рассматриваются как постоянные, изменить их затраты и продуктивность практически не возможно. Поэтому решить задачу рационализации производственного энергопотребления посредством энергосбережения можно в некоторой степени в краткосрочном и более полно в долгосрочном периоде.

Повышение энергоэффективности может достигаться в результате действия рыночного механизма, исходя из собственных интересов экономических агентов без какого-либо вмешательства со стороны государства, что соответствует взглядам сторонников теории рациональных ожиданий (Ф. Хайека, М. Фридмана, Р. Лукаса и др.). Энергосбережение является результатом внутрифирменного управления издержками производства, технической и экономической его эффективностью. Структурные сдвиги и прогрессивные энерготехнологии приводят к энергосбережению вследствие замещения энергоресурсов другими факторами производства. Движущей силой энергосбережения становятся инновации, снижающие удельную потребность производственного процесса в топливе и энергии.

Результаты энергосбережения достигаются посредством, во-первых, замены менее качественных видов энергоресурсов более качественными; во-вторых – устранения прямого энергорасточительства; в-третьих – замещения энергоносителей в технологическом процессе или в быту другими факторами производства – трудом или капиталом. Последнее объясняется тем, что потребители зачастую не испытывают потребности именно в энергии. «То, что подразумевают под «потребностью в энергии», - это собственно, лишь эффективный спрос на рынке на энергоносители». Этот спрос может быть удовлетворен посредством снижения прямого энергорасточительства, научно-технических нововведений, приводящих к снижению удельного потребления невозобновляемых топлива и энергии, а также альтернативными способами. Классическим примером последнего является потребность в тепле, которая может быть обеспечена комбинацией теплой одежды и мерами повышения теплозащиты зданий. Теплозащита зданий, в свою очередь, достигается применением разнообразных объемно-планировочных и конструктивных решений, строительных материалов и т.д. Поскольку энергоносители удается заменить капиталом или (и) трудом, постольку энергосбережение в функциональном отношении представляет собой дополнительный источник энергии, улучшающий топливно-энергетический баланс (ТЭБ) технологического процесса, организации, отрасли, региона, страны.

Исходя из всего отмеченного энергосбережение можно определить как процесс рационального использования энергоресурсов и вовлечения в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии в целях обеспечения энергоэффективного экономического развития и повышения благосостояния населения страны и ее регионов, а также сохранения экосистемы и невозобновляемых энергетических ресурсов для будущих поколений. Энергосбережение не относится к тем процессам, в которых происходит принудительное ограничение объемов использования энергоресурсов. Иначе следовало бы признать период стагфляции в российской экономике (1992-1997 гг.) самым эффективным с позиции экономии энергоресурсов.

Энергия физически в продукте не накапливается, за исключением ее превращения в химическую реакцию. Расход энергии означает безвозвратное ее рассеивание в окружающей среде, что проявляется в специфических экологических формах – «парниковый» эффект, загрязнения атмосферы и воды, «кислотные дожди». Следовательно, сбережение энергии позволяет обеспечить устойчивое развитие всей системы «природа – общество – человек». Критерием принимаемых решений в такой системе являются уже не частные энергетические, экономические и экологические требования, в достижение синергетического эффекта, определяемого взаимодействие энергетического сектора с другими сферами экономики в целях устойчивого развития страны и повышения качества жизни ее населения [13, c. 15-17].

Термин «устойчивое развитие» в международном обороте появилось в начале 1970-х гг. и практически совпало с первым мировым энергетическим кризисом. В России принципы формирования устойчивого общества, не разрушающего своей природной основы, сформулированы в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», утвержденной Указом Президента РФ от 01.04.96 г. № 440. Ключевое положение концепции заключается в ведении хозяйственной деятельности в пределах емкости экосистемы на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики в направлении повышения ее энергоэффективности, уровня личного и общественного энергопотребления.

Всем этим объясняется важность комплексного развития единой системы, представленной совокупностью, так называемых трех «Э» - энергетикой, экономикой и экологией [44, c. 42]. Энергосбережение должно рассматриваться в комплексе непростых проблем этой системы. Взаимосвязи энергетики и экономики, с одной стороны, изменяются под влиянием общественного строя, социальной и экономической сфер, научно-технической базы, методов и механизмов управления, конъюнктуры мировых рынков, состояния окружающей среды и энергетической базы, с другой – оказывают на них влияние за счет обратных связей.

Разработка современной нормативно-правовой базы является основным условием развития энергосбережения и энергоэффективности в Российской Федерации.

Государственное регулирование в сфере энергосбережения в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3]. Этим законом регулируется порядок потребления различных энергетических ресурсов, в частности электрической, атомной, электромагнитной и тепловой энергии, а также водных ресурсов, передаваемых потребителям посредством систем централизованного водоснабжения.

Закон № 261-ФЗ был разработан на основе утратившего силу Федерального закона № 28-ФЗ «Об энергосбережении» от 03.04.1996 г. в связи со значительными изменениями в сфере энергетики. Этим нормативным актом установлены следующие требования:

  • требования к обороту отдельных видов товаров, функциональное назначение которых заключается в потреблении энергии; закон, в том числе запрещает или ограничивает выпуск и оборот товаров с низкой энергоэффективностью;
  • требования к энергетической эффективности строений, зданий и сооружений, необходимость проведения обязательного энергетического обследования, необходимость учета используемых энергоресурсов; требования к «энергетическому паспорту»;
  • требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения, а также повышения энергоэффективности [3].

В развитие Федерального закона № 28-ФЗ «Об энергосбережении», уже к 2000 году был утвержден ряд государственных стандартов по энергосбережению, начата реализация программы по проведению энергетических обследований и подготовке энергетических паспортов предприятий, потребляющих более 6 тыс. т.у.т. в год. В период с 1998 по 2004 год в субъектах Российской Федерации было принято 43 закона об энергосбережении, создано 75 центров энергоэффективности и агентств по энергосбережению.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Минэнерго России также подготовлены и направлены в Минпромторг России предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации о техническом регулировании, ориентированные на повышение энергетической и экологической эффективности таких отраслей промышленности, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, и предусматривающие, в том числе показатели энергоэффективности в качестве обязательных требований к объектам технического регулирования.

Аналогичные предложения направлены в федеральные органы исполнительной власти, ответственные за разработку конкретных технических регламентов.

В направлении формирования организационных структур повышения энергоэффективности, сделан серьезный шаг: создан Координационный совет - инструмент практической реализации политики энергосбережения и повышения энергоэффективности на федеральном и региональном уровнях.

Министерством подготовлены проекты нормативных документов и проведена организационная работа по формированию Федеральной энергосервисной компании (ФЭСКО) с целью выполнения комплекса энергосберегающих мероприятий, прежде всего в федеральной бюджетной сфере с тем, чтобы снизить на 30-35% потребление топливно-энергетических ресурсов. Ведь наводить порядок с расходованием ТЭР, как высказывался Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин, необходимо, прежде всего, в бюджетной сфере.

ФЭСКО с сетью дочерних структур станет важным элементом в структуре управления энергосбережением и энергоэффективностью в стране, предназначенным для решения задач по: организации энергоаудита в бюджетной и производственной сферах; выполнению энергосервисных услуг; организации внедрения энергосберегающего и энергоэффективного оборудования; реализации финансовых механизмов энергосбережения и повышения энергоэффективности. 

В вопросах энергосбережения и повышения энергоэффективности важно организовать четкое взаимодействие с бизнес-сообществом, а также задействовать человеческий фактор, обеспечив информационную и образовательную поддержку мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности использования топливно-энергетических ресурсов на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Таким образом, энергосбережение как объективное следствие научно-технического прогресса, с одной стороны, расширяет возможности вовлечения энергоресурсов в хозяйственный оборот, а с другой – порождает необходимость еще более рационального использования всех видов энергоресурсов. Определяющее влияние на характер и результативность энергосбережения оказывают рыночные механизмы и проводимая государством энергосберегающая политика.

 

 

1.2 Газоснабжение как форма энергоснабжения

 

Энергоснабжение – это обеспечение потребителя всеми видами энергии и энергоносителей, необходимыми для его нормальной работы [8, c. 45].

Энергоносители, которые используются в настоящее время или могут быть полезно использованы в перспективе, принято называть энергоресурсами. Энергоресурсы делятся на основные или первичные и вторичные. К основным энергоресурсам относятся:

а) твердое топливо (угли, сланцы, торф);

б) жидкое топливо (нефть и ее производные – стабилизированная нефть, мазут, соляровое масло, раздельное топливо, керосин и др.);

в) газообразное топливо (природный газ, попутный газ, газ газоконденсатных месторождений, искусственные горючие газы);

г) водяной пар различных параметров;

д) горячая вода;

е) холодная вода.

Под вторичными энергоресурсами понимают энергетические ресурсы, получаемые в виде побочных продуктов основного производства.

Для большинства предприятий основными видами энергоснабжения являются газо-, электро-, тепло- и водоснабжение. Устройства и установки, предназначенные для снабжения предприятия всеми необходимыми ему видами энергии и энергоносителей, образуют систему энергоснабжения предприятия.

Согласно ст.2 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ (ред. 30.12.2008) «О газоснабжении в Российской Федерации», газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, по добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа [2].

Система газоснабжения в Российской Федерации представляет собой имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, подачи газа через посредников потребителям, как нашей страны, так и зарубежье.

Система газоснабжения в Российской Федерации условно может быть разделена на несколько уровней. Федеральная система газоснабжения представляет собой совокупность действующих на территории Российской Федерации следующих систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения (ЕСГ), региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.

Информация о работе Совершенствование системы учета газа в Оренбургской области в рамках реализации государственной политики по энергосбережению