Совершенствование системы учета газа в Оренбургской области в рамках реализации государственной политики по энергосбережению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 20:40, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является разработка мероприятий (программы) по совершенствованию системы учета газа в Оренбургской области.
Задачи исследования:
раскрыть теоретические и правовые основы государственной политики по энергосбережению;
проанализировать реализацию государственной политики по энергосбережению в Оренбургской области;
сформулировать мероприятия по совершенствованию системы учета газа в Оренбургской области.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ готовыйОБР01.06.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Рисунок 3 иллюстрирует актуальность проблем населения в данной сфере. Отметим, что расходы домашних хозяйств на оплату газа в общей структуре потребительских расходов с каждым годом увеличиваются, что негативно сказывается на уровне потребления потребителей. Тем не менее, для получения достоверной картины обратимся к структурному показателю – доли расходов на оплату газа в общей структуре потребительских расходов.

 

 

Рисунок 3 – Расходы домашних хозяйств на оплату газа в общей структуре потребительских расходов (в %)

 

Для изучения динамики расходов домашних хозяйств Оренбургской области на оплату газа в общей структуре потребительских расходов за 2005 -2009 гг. рассчитаем аналитически показатели (см. Табл. 2).

 

Таблица 2 – Расчет аналитических показателей расходов домашних хозяйств на оплату газа в общей структуре потребительских расходов за 2005 – 2009 гг.

 

Год

Уровень ряда

Абсолютный прирост

Темп роста

Темп прироста

Базисный

Цепной

Базисный

Цепной

Базисный

100%

Цепной

100%

2005

1,6

-

-

100,0

-

0,0

-

2006

1,7

0,1

0,1

106,3

106,3

6,3

6,3

2007

1,7

0,1

0,0

106,3

100,0

6,3

0,0

2008

1,6

0,0

- 0,1

100,0

94,1

0,0

-5,9

2009

1,8

0,2

0,2

112,5

112,5

12,5

12,5


 

Опираясь на данные таблицы 2, рассчитаем средние показатели за указанный период.

Средний темп роста расходов домашних хозяйств на оплату газа в общей структуре потребительских расходов рассчитываем по формуле 2:

 

 

Из полученных результатов видно, что среднегодовой темп роста расходов домашних хозяйств на оплату газа увеличивается, что является негативной тенденцией, так как ухудшается финансовое благосостояние домашних хозяйств.

Средний темп прироста расходов домашних хозяйств на оплату газа в общей структуре потребительских расходов рассчитаем по формуле 3:

 

 

Результаты расчетов показывают, что в среднем за год расходы домашних хозяйств на оплату газа в общей структуре потребительских расходов увеличивался на 2,9%.

Для определения динамики изменения расходов домашних хозяйств на оплату газа в общей структуре потребительских расходов по формуле 4 рассчитаем ожидаемый объем (прогноз) на 2011-2015 гг., который позволит показать будет ли дальнейшее увеличение, либо же произойдет снижение расходов домашних хозяйств на оплату газа:

Полученные результаты проиллюстрируем графически (см. Рис. 4)

 

Рисунок 4 – Прогноз объема расходов домашних хозяйств на оплату газа в общей структуре потребительских расходов на 2011-2015 гг. (в %)

 

Проанализировав динамику расходов домашних хозяйств на оплату газа в общей структуре потребительских расходов за 2005-2009 гг. нами было выявлено, что в 2006 году произошло увеличение расходов на оплату газа, по сравнению с 2005 годом, в 2007 году объемы расходов оставались на уровне 2006 года. В 2008 году произошло снижение объемов расходов домашних хозяйств на оплату газа в общей структуре потребительских расходов на 0,1%, но с 2009 года начали снова расти. Нами была спрогнозирована ситуация и выявлены прогнозные значения объемов расхода домашних хозяйств на оплату газа в общей структуре потребительских расходов на 2011-2015 гг. (см. Рис.4), таким образом, из графика видно, что расходы домашних хозяйств на оплату газа будут расти и в последующие года и к 2015 году достигнет 2,14 % от общей структуры потребительских расходов домашних хозяйств.

В настоящее время реальным решением задачи снижения затрат на продукцию является проведение энергосберегающих мероприятий, которые обеспечат практическую экономию средств на газ, электрическую и тепловую энергию. Данный подход важен как для развития экономики страны в целом, так и для производителей и потребителей в частности. Гарантией качественной организации энергосберегающих мероприятий должен быть прозрачный и действенный правовой механизм их проведения.

В настоящее время правовое регулирования энергосбережения в Оренбургской области осуществляется на основании нормативно-правовых актов принятых как на федеральном, так и на региональном уровне.

Основным первичным законодательным актом, регулирующим энергосбережение на территории всей Российской Федерации и на основании, которого были приняты региональные законы является Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3].

Положения Федерального закона направлены на создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах:

  • эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;
  • поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  • планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий [3].

На территории Оренбуржья регулирование энергосбережения осуществляется на основании Закона Оренбургской области от 20 июня 2008 г. № 2293 «Об энергосбережении в Оренбургской области» [4].

В статье 4 данного закона закрепляются основные принципы энергосберегающей политики Оренбургской области:

  • приоритет эффективного использования энергетических ресурсов;
  • главенство интересов всего населения Оренбургской области над интересами отдельно взятого предприятия при рассмотрении результатов внедрения им энергосберегающих мероприятий;
  • сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;
  • заинтересованность производителей, поставщиков и потребителей энергоресурсов в проведении мероприятий по энергосбережению;
  • обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергоресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;
  • осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов.

Глава 2 Закона Оренбургской области от 20 июня 2008 г. № 2293 «Об энергосбережении в Оренбургской области» устанавливает основные направления деятельности в сфере энергосбережения на территории области:

  1. Энергосберегающие программы.
  2. Стандартизация и сертификация.
  3. Метрологическое обеспечение и учет энергетических ресурсов.
  4. Контроль за использованием энергетических ресурсов.
  5. Образование, подготовка кадров и информационное обеспечение энергосбережения [4].

На основании Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закона Оренбургской области от 20 июня 2008 г. № 2293 «Об энергосбережении в Оренбургской области», Распоряжения Губернатора Оренбургской области от 31 июля 2009 года № 250-р «О разработке областной целевой программы «Повышение эффективности энергопотребления и энергосбережение в Оренбургской области на 2010–2015 годы» Правительством Оренбургской области в 2010 году была разработана и утверждена Областная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Оренбургской области на 2010 - 2015 годы» [5].

Основная цель Программы - обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики Оренбургской области и снижения энергоемкости валового регионального продукта.

В ходе реализации Программы будут решаться следующие задачи:

  • внедрение инновационных энергосберегающих технических средств и технологий, снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов в экономике области;
  • расширение использования возобновляемых источников энергии;
  • снижение техногенной нагрузки на окружающую среду;
  • обеспечение энергетической безопасности, надежности и устойчивости энергоснабжения потребителей области;
  • создание условий для внедрения энергосбережения в Оренбургской области.

Система мероприятий по достижению цели и показателей Программы сформирована по принципу обеспечения комплексного подхода к решению поставленных задач. Это позволит в процессе повышения энергоэффективности отдельных секторов экономики, бюджетной и социальной сфер добиться повышения энергоэффективности экономики области в целом.

Для решения задачи по внедрению инновационных технологий и повышению эффективности энергопотребления необходимо:

  • провести модернизацию и повышение энергетической эффективности действующей энергетической базы, внедрение энергосберегающих технологий, материалов и оборудования на предприятиях области;
  • расширить использование малых генерирующих установок, автономных систем энергосбережения и других возможностей малой энергетики;
  • обеспечить строительство газопоршневых мини-ТЭЦ и мини-котельных;
  • способствовать замещению природного газа бурым углем Тюльганского угольного разреза как более дешевым видом топлива на качественно новом уровне развития технологий;
  • организовать проведение обязательных комплексных энергетических обследований организаций бюджетной сферы в соответствии с существующей законодательной базой [5].

Для расширения использования возобновляемых источников энергии на территории области необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на:

  • модернизацию тепловой энергетики, в том числе с внедрением в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и возобновляемых источников энергии (ветра, солнечной энергии и др.);
  • строительство ветроэнергетических парков и электростанций гибридной системы на основе возобновляемых источников энергии;
  • проведение изыскательских работ и технико-экономических обоснований использования альтернативных возобновляемых источников энергии по районам области, проектирование изготовление и проведение испытаний опытных образцов ветрогенератора и безнапорной погружной микроГЭС;
  • приобретение, производство и внедрение малогабаритных ветроэлектростанций.

Для повышения экологической безопасности и снижения техногенной нагрузки на окружающую среду необходимо:

  • внедрить проекты по сокращению выбросов парниковых газов в рамках Киотского протокола;
  • обеспечить снижение выбросов в атмосферу попутного нефтяного газа на предприятиях нефтяной отрасли, за счет использования его в электроэнергетике и технологиях комприрования.

Для обеспечения энергетической безопасности, надежности и устойчивости снабжения энергоресурсами потребителей предусмотрены мероприятия по:

Информация о работе Совершенствование системы учета газа в Оренбургской области в рамках реализации государственной политики по энергосбережению