Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 20:40, дипломная работа
Целью исследования является разработка мероприятий (программы) по совершенствованию системы учета газа в Оренбургской области.
Задачи исследования:
раскрыть теоретические и правовые основы государственной политики по энергосбережению;
проанализировать реализацию государственной политики по энергосбережению в Оренбургской области;
сформулировать мероприятия по совершенствованию системы учета газа в Оренбургской области.
Одним из основных объектов законодательного регулирования энергосбережения на протяжении целого ряда лет в США, Японии и странах Западной Европы остаются здания и сооружения. Существенное внимание к повышению энергоэффективности в них объясняется значительной долей энергии, расходуемой на энергоснабжение эксплуатируемых зданий. В частности, в странах Западной Европы, на отопление и горячее водоснабжение приходится около трети всего первичного потребления энергии.
Энергосбережение в зданиях осуществляется по следующим направлениям. Поэтапно вводятся более жесткие строительные нормы тепловой защиты и удельного энергопотребления в зданиях, стандарты энергоэффективности строительных материалов и конструкций. Нормируется освещенность и расход тепла на единицу площади здания, потребление электроэнергии на один гостиничный номер, максимальная температура воздуха и воды, энергоэффективности кондиционеров, кранов горячей воды в общественных зданиях. В Японии такие требования разграничены для 6-ти типов зданий. Во Франции введена энергетическая маркировка для жилых зданий (теплоизоляция, уровень энергоэффективности, солнечная маркировка). Государство гибко сочетает нормативные требования с механизмами экономического стимулирования энергосбережения. Оказывает финансовую помощь при проведении энергоаудита, например, в форме предоставления грантов для жилых, общественных и коммерческих зданий, построенных до 1974 г.
Необходимым элементом реального энергосбережения являются органы управления. В 1973-1974 гг. было создано Международное энергетическое агентство (МЭА), в состав которого в настоящее время входит 28 стран с развитой рыночной экономикой. Главным направлением его деятельности является укрепление энергетической безопасности стран-участников путем повышения энергоэффективности экономик и создания крупных запасов нефти. В разные периоды для международного взаимодействия, координации действий, разработки рекомендаций, принятия решений по вопросам рационального и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и контроля их выполнения были созданы следующие международные учреждения: Организация объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Европейская Экономическая Комиссия ООН (ЕЭК), объединяющая 56 стран из Европы, Северной Америки и бывших советских республик Средней Азии, Мировой энергетический совет (МИРЭС) в рамках Организация объединенных наций по промышленному развитию (ОЭРС).
Практически во всех странах за политику энергосбережения отвечает одно или несколько министерств: в США – Управление по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов; в Великобритании – Комитет по использованию топливно-энергетических ресурсов; во Франции – Агентство по окружающей среде и энергетическому менеджменту (ADEME); в Испании – Каталонский институт энергии; в Голландии – Агентство по энергетики и охране окружающей среде; в Японии – Управление по рациональному использованию природных источников энергии; в Корейской республике – Корпорация по энергоменеджменту; в Таиланде – Национальный офис энергетической политики (NEPO) и т.д. Органы управления являются либо самостоятельными государственными организациями, либо специализированными подразделениями в правительственных структурах, либо смешанными или частными компаниями. В их функции входит анализ и контроль энергоиспользования, разработка стратегии энергосбережения и экономических механизмов ее реализации, формирование и управление демонстрационными программами внедрения новых энергоэффективных технологий, оказание информационных и консультационных услуг, обучение и подготовка кадров в области энергосбережения, сокращения выбросов в атмосферу и защита окружающей среды и т.д. Аппарат управления энергосбережением в большинстве стран имеет разветвленную структуру и значительную численность персонала. Например, французское агентство ADEME с численностью работающих 700 человек является самым крупным государственным учреждением в мире.
Действенным инструментом проведения международной и национальной политики энергосбережения стали целевые программы. На первом этапе их осуществления, 1974-1979 гг., в программах были поставлены и решались задачи нормативного, фискального и поощрительного регулирования энергопотребления и энергоэффективности.
Второй этап, 1980-1990 гг., был связан с отменой контроля за ценами на энергоресурсы и опорой на рыночные механизмы энергосбережения. В этот период осуществлялись межгосударственные программы, инициированные МЭА по следующим направлениям: анализ энергопотребления в жилых зданиях и мониторинг энергопотребления в общественных зданиях (1979-1983 гг., 7 стран участниц); определение минимальных уровней вентиляции в зданиях (с 1978-1989 гг., 12 стран); энергетический анализ учреждений здравоохранения (1985-1987 гг., 7 стран); энергосбережение в энергоемких секторах экономики (черной металлургии, цементной и целлюлозно-бумажной промышленности). В этот период повысилась также значимость информационных программ и программ структурной перестройки экономики. Наиболее ярким примером последнего является Япония, где в соответствии с законами о временных мерах по стабилизации отраслей структурного кризиса и чрезвычайных мерах по структурной перестройке отраслей (1978, 1983, 1986 гг.) было реализовано 17 программ ликвидации мощностей в энергоемких производствах (алюминия, полиэтилена, синтетических волокон, аммиака).
На третьем этапе, после 1990 гг., увеличилось количество программ энергосбережения в строительстве и жилищной сфере, энергосистемы активизировали работу по управлению спросом на энергию у конечных потребителей. Начиная с 1991 г. Европейская Экономическая Комиссия ООН успешно осуществляет программу «Энергетическая эффективность – 2000», которая затем трансформировалась в программу «Энергоэффективность – XXI». Главной целью этой программы является содействие ряду стран в решении энергетических проблем и активизации энергосбережения.
При проведении энергосберегающей политики международное сообщество достаточно широко опиралось на рыночные механизмы, прежде всего на рыночные формы финансирования проектов и программ энергосбережения (целевые облигационные займы, паевые инвестиционные фонды, финансовый лизинг). Поддерживался процесс коммерциализации энергосбережения, что способствовало формированию концепции «contracting» и распространению нового вида бизнеса – предоставление услуг на рынке энергосбережении энергосервисными (энергосберегающими) компаниями (ЭСКО).
В Бельгии, Дании, Ирландии, Нидерландах, Великобритании, США, Испании, Германии и во Франции развивается бизнес энергосбережения в энергокомпаниях. Для их участия в программах энергосбережения в конечном потреблении топлива и энергии используются специальные механизмы. Начиная с 1980 г. в Калифорнии, а затем в других штатах «прибыль энергосберегающих компаний была развязана с объемом проданной электроэнергии». Излишки прибыли не попадают в энергетическую компанию, а лишь заносятся на ее баланс. При снижении объемов продаж энергии для восполнения понесенных экономических потерь убытки возмещаются с балансового счета. Это устраняет зависимость прибыли компаний от погодных условий и уменьшает финансовый риск. Со временем суммарное колебание тарифов оказалось практически нулевым. Компании, поощряемые за снижение счетов потребителей, стали активно вкладывать средства в сбережение электрической энергии у конечных потребителей. В итоге вложение средств в энергосбережение у потребителей оказалось более доходным бизнесом, чем наращивание производства электроэнергии. Средства энергетических компаний на эти цели, например, в США, составляет около 80% инвестиций в энергосбережение [14, c. 3].
Благодаря рациональному повышению цен на топливо и энергию в США, по оценкам специалистов Окриджской национальной лаборатории, было обеспечено 72% снижения спроса на топливо и 30% на электроэнергию. Однако ориентация при активизации энергосбережения только на ценовой фактор недостаточна. Необходимы дополнительные экономические меры, а также большая организационная, информационная работа с тем, чтобы энергосбережение пришло на смену энергорасточительству. Поэтому цены на энергоресурсы для промышленных предприятий регулярно снижались. Так, для крупных промышленных предприятий в период 1986-1996 гг. они снизились в Германии на 30%, во Франции – на 16%, в Великобритании – на 13% [40, c. 42].
Важным инструментом государственного стимулирования энергосбережения стало льготное налогообложение организаций, которые участвуют в энергосбережении. Для снижения ставки налога фиксированная сумма инвестиций в энергосбережение вычитается из подоходного налога. В Германии владельцы индивидуальных зданий имеют право в течение 10 лет инвертировать 10% суммы подоходного налога в мероприятия по повышению их энергоэффективности [35, 175]. Во Франции, Германии, США, Ирландии, Японии налоговые льготы установлены для организаций, занимающихся разработкой, внедрением и использованием энергосберегающего оборудования.
Стимулом для ускоренного обновления основного оборудования послужил благоприятный амортизационный режим. В США, Японии, Канаде и во Франции широко применяется ускоренная амортизация энергоэффективного и энергосберегающего оборудования. В Японии учитываются затраты не только на основное оборудование, но и на осуществление природоохранных мероприятий. В США в 1981 г. была проведена амортизационная реформа, в соответствии с которой средний срок списания первоначальной стоимости энергосберегающего оборудования сокращен до 5 лет, зданий – до 10-15 лет.
В Дании, Норвегии, Финляндии, Швеции еще до принятия Киотского протокола был введен дополнительный налог на выбросы продуктов сгорания топлива в атмосферу в целях расширения использования нетрадиционных источников энергии и уменьшения загрязнения окружающей среды. Это обстоятельство сыграло существенную роль в увеличении доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе этих стран. Только в 1986-1997 гг. количество фотоэлектрических установок в мире возросло на 30% [40, c. 33].
В результате целенаправленного формирования и реализации государственной политики энергосбережения в период 1973-1985 гг. энергоемкость ВВП в пересчете на 1 долл. США была уменьшена на 6% в Австралии и Канаде, на 8-20% в Великобритании, Италии, Нидерландах, ФРГ, на 23% в США, на 31% в Японии. В странах Западной Европы в период 1973-1998 гг. в результате энергосбережения энергоемкость ВВП снизилась на 27%, энергоемкость промышленного производства – на 40%, отношение импорта нефти к ВВП уменьшилась в 2,5 раза. К 1990 г. в странах Западной Европы, США, Японии, Южной Кореи была реализована большая часть экономически целесообразных мероприятий энергосбережения. Освоение оставшегося потенциала энергосбережения связано с необходимостью привлечения значительных инвестиций. Особенностью современной политики энергосбережения в развитых странах является разработка эффективных технологий использования природных возобновляемых источников энергии.
Таким образом, энергосбережение рассматривается правительством экономически развитых стран уже четвертое десятилетие как важнейшая национальная задача. Высокая результативность энергосберегающей политики обусловлена применением комплексного и системного подхода к ее формированию и реализации, рациональным комбинированием рыночных и государственных механизмов управления, смещением основной деятельности по энергосбережению на региональный уровень с оказанием федеральной поддержки по ряду направлений, в частности, в жилищно-коммунальное хозяйство и бюджетной сфере.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что энергоснабжение – это обеспечение потребителя всеми видами энергии и энергоносителей, необходимыми для его нормальной работы. Одной из главных форм энергоснабжения является газоснабжение, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, по добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
Обобщение научных исследований позволило определить энергосбережение как процесс рационального использования энергоресурсов и вовлечения в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии в целях обеспечения энергоэффективного экономического развития и повышения благосостояния населения страны и ее регионов, а также сохранении экосистемы и невозобновляемых энергетических ресурсов для будущих поколений. Разнообразие способов и областей применения энергоресурсов во всех процессах воспроизводства энергетической и неэнергетической продукции определяет сложный межотраслевой характер энергосбережения. Поскольку энергетические процессы рассредоточены в отраслевом и пространственных разрезах, энергосбережение имеет национальное, секториальное (отраслевое) и территориальное преломление, а функции управления рассредоточены по всем иерархическим уровням хозяйствования.
Рассмотрение зарубежного и отечественного опыта проведения энергосберегающей политики позволило сделать следующий вывод. Энергосбережение рассматривается правительством развитых стран с позиции важнейшей национальной проблемы, инструментом решения которой являются долгосрочные целевые программы, обеспеченные действенными механизмами. Политика энергосбережения в России реализуется с лагом отставания от зарубежных стран не менее чем на 25 лет. Большая часть отечественного потенциала энергосбережения состоит из малозатратных и быстроокупаемых мероприятий, что свидетельствует об их высокой эффективности. Однако результативность энергосберегающей политики сдерживают отсутствие вертикали управления, единого органа управления, системного и комплексного подхода к ее разработке и осуществлению, недостаточная проработанность правовых, организационных и экономических механизмов энергосбережения и программно-целевого метода его реализации.
Специфика природно-климатических, географических, социально-экономических факторов и условий не позволяет полностью переложить позитивный зарубежный опыт энергосбережения на российскую действительность. Важно формировать собственную политику энергосбережения, формируя и развивая, прежде всего, ее региональную составляющую.
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Энергосбережение в Оренбургской области: состояние и перспективы
Оренбургская область – один из крупнейших регионов Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Территория – 124 тыс. кв. км, население – 2111,5 тыс. человек.
Оренбургская область входит в число наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Экономика области сочетает в себе развитое промышленное и сельскохозяйственное производство. Главные отрасли промышленности - черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка. Важное место занимают нефтегазовая, легкая и пищевая индустрия. В структуре производства валового регионального продукта в 2010 году доля промышленности составляет 55,0%, сельского хозяйства – 8,5%, транспорта и связи – 7,5%, торговли и услуг – 9,5%, строительства – 5%, прочих отраслей – 14,5% [5].
Одним из важнейших производственных комплексов экономики Оренбургской области является электроэнергетическая инфраструктура, которая определяет условия экономического и социального развития области. Реализация инвестиционных проектов, эффективность работы предприятий и организаций, улучшение качества жизни людей, достижение практически всех целей стратегии развития экономики области зависят от надежного, сбалансированного и безопасного функционирования электроэнергетики.
Главной целью функционирования и развития электроэнергетической инфраструктуры Оренбургской области является создание благоприятных условий социально-экономического развития Оренбургской области, повышение конкурентоспособности и устранение инфраструктурных ограничений и рисков развития всех видов деятельности на территории области.
В соответствии с этим определяются две группы стратегических задач в отношении электроэнергетической инфраструктуры и энергообеспечения:
Приоритетные задачи первой группы – развития электроэнергетической инфраструктуры Оренбургской области – определяются исходя из понимания существующей и прогнозируемой структуры ее экономики, значимости надежного энергоснабжения для населения области, сфер его жизни, для развития и модернизации базовых отраслей промышленности (металлургии и нефтехимии) и перехода к инновационному пути развития. Развитие социальной сферы и железнодорожной транспортной инфраструктуры также потребует существенного увеличения энерговооруженности.