Совершенствование системы учета газа в Оренбургской области в рамках реализации государственной политики по энергосбережению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 20:40, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является разработка мероприятий (программы) по совершенствованию системы учета газа в Оренбургской области.
Задачи исследования:
раскрыть теоретические и правовые основы государственной политики по энергосбережению;
проанализировать реализацию государственной политики по энергосбережению в Оренбургской области;
сформулировать мероприятия по совершенствованию системы учета газа в Оренбургской области.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ готовыйОБР01.06.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что энергосбережению в Оренбургской области на сегодняшний день уделяется достаточно большое внимание. В частности, 20 июня 2008 г. на основании Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Закон Оренбургской области № 2293 «Об энергосбережении в Оренбургской области». Данный закон направлен на создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Оренбургской области.

Но, не смотря на принятые меры энергоемкость экономики Оренбургской области, все еще достаточно высока. Это связано с преобладанием в структуре производства энергоемких отраслей и с особыми природно-климатическими условиями, поэтому снижение энергоемкости валового регионального продукта (энергосбережение) в Оренбургской области требует выработки и последовательного воплощения долгосрочной государственной стратегии, координации усилий органов исполнительной власти, крупного, среднего и малого бизнеса, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия всех участников процесса. Поэтому для снижения энергоемкости экономики в 2010 году Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области была разработана и утверждена Областная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Оренбургской области на 2010 - 2015 годы». Главной целью данной программы является обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики Оренбургской области и снижения энергоемкости валового регионального продукта (энергосбережение).

Также существуют проблемы в несовершенстве системы учета газа, и невысокой точности узлов коммерческого учета, что является основными причинами неэффективного использования природного газа, дисбаланса и финансовых потерь в системе поставщик – потребитель, что говорит о том, что существующие системы учета потребления природного газа в Оренбургской области недостаточно оперативно реализуют задачи регулирования поставок газа потребителям. Для решения данных проблем с 2007 года в Оренбургской области за счет инвестиций ОАО «Газпром» был начат проект создания единой Автоматизированной Системы Коммерческого Учета Газа ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург».

 

3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТА ГАЗА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

 

3.1 Обоснование необходимости создания единой системы учета газа на территории Оренбургской области

 

С увеличением производства и потребления природного газа все более актуальным становится учет природного газа на всех стадиях от его производства, транспортировки до использования в народном хозяйстве. Россия считается крупнейшим экспортером газа, поэтому проблемы учета этого сырья являются для нее первостепенными.

На каждом из этих этапов возможны потери газа, причем, если учет природного газа у крупных поставщиков ведется централизовано, то потребители используют различные варианты контроля за использованием сырья. Вот основные способы учета газа:

1. Учет с помощью приборов.

2. Использование расчетных методик.

3. Определение утечек, связанных  с аварийными ситуациями.

Очевидно, что последние два пункта являются наиболее уязвимыми в части учета и контроля потерь газа. В случае если для учета газа используют расчетные и статистические методики контроля потери составляют более 30%. С приборами учета также возникают вопросы. Несвоевременно происходит замена устаревшего оборудования на новое, современное. Хуже всего этот процесс идет в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Основной проблемой коммерческих отношений при поставках газа является дисбаланс, возникающий при физическом учете объема газа от поставщика к потребителю.

Свести дисбаланс в учете газа к нулю практически невозможно, но крайне важно свести его к минимуму в границах определенной степени достоверности.

Решение этой проблемы возможно при внедрении в сложный и разветвленный комплекс транспортировки и распределения газа – от месторождения и до конечного потребителя – единой многоуровневой системы учета газа.

Достоверная и прозрачная система измерения и учета газа становится все более актуальной в связи с возрастанием цен на энергоресурсы, увеличением участников газового рынка, усложнением газохозяйственного комплекса в целом.

Единая система учета газа должна обеспечивать решение следующих основных задач:

  1. высокий уровень достоверности измерения объема газа от магистрального газопровода до конечного потребителя на всех уровнях распределения и потребления как основы для коммерческих расчетов и сведения баланса «подача – потребление» газа (как физического, так и финансового);
  2. возможность ее эффективного использования для: совершенствования технологического контроля и, как следствие, снижение потерь и других непроизводственных затрат; выработки и применения гибкой тарифной политики, направленной на рациональное потребление газа (экономию).

Эффективная система измерения и учета объема газа на всех уровнях является базой для перехода к измерению и учету энергетической ценности газа как основного параметра для коммерческих расходов.

Основными принципами построения единой системы учета газа являются:

  • поуровневый узловой учет;
  • единая база измерений, основанная на иерархическом уменьшении средней погрешности измерения расхода на каждом уровне;
  • повсеместный (тотальный) учет у конечных потребителей;
  • централизация и автоматизация сбора данных о потреблении со всех уровней и их автоматическая обработка.

В Приложении А приведена принципиальная схема газовой сети. В зависимости от количества и типа конечных потребителей и охватываемой территории она может иметь несколько уровней регулирования, распределения и учета.

Внедрение принципа поуровневого учета подразумевает оснащение всех точек регулирования, распределения и потребления газа в сети приборами учета.

Принцип поуровневого учета позволяет сформулировать требования к единой базе средств измерений, построенной по иерархическому признаку, а также разработать математическую модель системы подачи, распределения и потребления газа и алгоритмы, позволяющие оперативно в автоматизированном режиме контролировать этот процесс и управлять им.

Внедрение автоматизированного поуровневого учета, наряду с автоматизацией контроля других параметров газа, позволяет оперативно локализовать нештатные ситуации, связанные с выходом из строя газорегулирующего оборудования, приборов учета газа, разгерметизацией трубопроводов, а, следовательно, уменьшать составляющую дисбаланса учета газа, вызванную его потерями и отсутствием учета. Накопление статистических данных о нештатных ситуациях будут являться базой для выработки соответствующих нормативно-регламентирующих документов и позволит более четко и достоверно планировать ремонтно-профилактические мероприятия.

Внедрение в рамках единой системы учета газа единой базы измерений основано на следующих принципах:

  • иерархическом уменьшении средней погрешности измерения расхода газа на каждом вышележащем уровне;
  • расширение динамического диапазона измерения на каждом нижележащем уровне;
  • максимальный учет факторов, изменяющих параметры газа на пути его транспортировки от уровня к уровню при приведении его к нормальным условиям.

Основанный на этих принципах выбор измерительной приборной базы с последующей автоматизацией сбора, накопления и обработки данных позволяет максимально уменьшить и удерживать в прогнозируемых пределах достоверности такие составляющие дисбаланса в учете газа, как погрешность измерения объема и отсутствие достоверного учета газа.

Приборы учета самого высокого класса точности должны устанавливаться на выходах из магистральных газопроводов в сеть, то есть на ГРС. При этом требования к высокому классу точности должны предъявлять в целом к измерительному комплексу с учетом приборов, измеряющих температуру и давление для приведения объема к нормальным условиям. По мере снижения уровня распределения и транспортировки газа и увеличения точек учета на них требования к классу точности могут быть снижены.

Вместе с тем, по мере снижения уровня транспортировки газа сети увеличивается количество точек распределения и потребления. При этом объем газа, проходящий через каждую точку распределения или потребления, уменьшается, а диапазоны его суточных или сезонных колебаний увеличиваются, что предъявляет требование к увеличению динамического диапазона приборов учета.

Несомненно, что при измерении и расчете приведенного объема газа должны учитываться факторы давления (Р более 0,5 бар) и температуры (Т).

В настоящее время узлами учета газа оснащены все ГРС, промышленные потребители газа и значительная часть коммунально-коммерческих потребителей. Оснащенность бытовых потребителей газа составляет 10–12 %. Установка счетчиков газа производится в основном во вновь строящемся жилье и в районах новой газификации при подключении.

Отсутствие приборного учета у большинства бытовых потребителей газа делает невозможным получение достоверной картины баланса в подаче, распределении и потреблении газа. При существующем в настоящее время состоянии дел, когда конечный потребитель газа является собственником прибора учета и должен приобретать его за собственные средства, оснащение приборами учета бытового сектора потребителей может затянуться на многие годы. Существующая цена на газ для бытовых потребителей не мотивирует их делать вложения в приобретение и установку прибора учета (стоимость счетчика с его установкой колеблется от 3 000 до 6 000 руб.) ввиду длительного срока окупаемости (10–30 лет в зависимости от объема потребляемого газа).

В принципе, эта проблема должна решаться путем внедрения государственных, региональных и отраслевых программ по введению приборного учета, предусматривающих соответствующие инвестиционные бюджеты.

Возможна поэтапная реализация концепции тотального поуровневого учета, которая смягчит финансовую нагрузку на инвестиционные бюджеты при этом увеличивая достоверность картины баланса с внедрением каждого следующего этапа.

Такими этапами могут быть:

1. Оснащение приборами  учета всех пунктов газораспределения (ГРП). Внедрение этого этапа позволит получать картину баланса между уровнем 0 и уровнями основного распределения газа. Кроме того, внедрение приборного учета на узлах распределения газа даст картину потребления газа по каждой группе потребителей, получающих газ от данного распределительного пункта.

2. Оснащение приборами учета «групповых потребителей» газа, которыми могут быть:

  • многоквартирный жилой дом;
  • подъезд многоквартирного жилого дома;
  • группа индивидуальных потребителей в сельской местности, подключенных к одному распределительному пункту.

Учитывая, что большинство жильцов многоквартирных домов объединены или объединяются в те или иные юридические формы собственников (кооперативы, ТСЖ), входные приборы учета на группы таких потребителей могут использоваться для коммерческих расчетов при заключении соответствующих договоров между поставщиком газа и юридическим лицом собственников жилья. Такую форму расчетов практикуют многие водоканалы, устанавливая счетчик на входе в многоквартирный дом. По этому же пути пошли некоторые страны СНГ – Казахстан, Молдова.

3. Оснащение приборами  учета каждого бытового потребителя. Этот процесс может быть ускорен  после внедрения приборов коммерческого  учета на группу потребителей  и дифференцированной тарификации  оплаты за газ потребителей  с приборами учета и без  таковых.

Централизованный автоматизированный сбор данных о потреблении со всех уровней газовой сети, разработка алгоритмов их автоматической обработки позволят обеспечить:

  • автоматизацию сведения баланса на всех уровнях газовой сети согласно разработанной методике;
  • автоматизацию выставления счетов за газ и обслуживание абонентов;
  • контроль за факторами, вызывающими дисбаланс, и их оперативное устранение;
  • автоматизацию построения прогнозов потребления газа во времени и пространстве;
  • оптимизацию газораспределения и экономию потребления путем внедрения гибкой тарифной политики.

Эффективность внедрения единой системы учета газа будет максимальной в случае организации тотального учета на всех уровнях газовой сети. Причем система объединяет в одно информационное пространство все группы потребителей газа и промежуточные узлы учета иерархической структуры газораспределительной сети.

Информация о работе Совершенствование системы учета газа в Оренбургской области в рамках реализации государственной политики по энергосбережению