Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 20:40, дипломная работа
Целью исследования является разработка мероприятий (программы) по совершенствованию системы учета газа в Оренбургской области.
Задачи исследования:
раскрыть теоретические и правовые основы государственной политики по энергосбережению;
проанализировать реализацию государственной политики по энергосбережению в Оренбургской области;
сформулировать мероприятия по совершенствованию системы учета газа в Оренбургской области.
Приоритеты второй группы задач – повышения эффективности использования энергии и развития энергосбережения в Оренбургской области – связаны с необходимостью использования резервов энергосбережения, возобновляемых источников энергии, повышения эффективности использования энергии потребителями Оренбургской области и согласуются с федеральной политикой снижения энергоемкости ВВП страны.
Отметим, что в настоящее время энергоемкость экономики Оренбургской области еще достаточно высока, динамика энергопотребления в Оренбургской области представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Энергопотребление в Оренбургской области (тыс. тонн условного топлива (т.у.т.)) [3]
Из рисунка 1 видно, что энергопотребление в Оренбургской области, начиная с 2006 года, постепенно снижалось, но все же остается на достаточно высоком уровне, что отрицательно сказывается на экономическом развитии области.
Для изучения динамики энергопотребления в Оренбургской области за 2006-2010 гг. рассчитаем аналитически показатели (см. Табл. 1).
Таблица 1 – Расчет аналитических показателей энергопотребления в Оренбургской области за 2006-2010 гг.
Год |
Уровень ряда |
Абсолютный прирост |
Темп роста |
Темп прироста | |||
Базисный |
Цепной
|
Базисный
|
Цепной
|
Базисный 100% |
Цепной 100% | ||
2006 |
5322,3 |
- |
- |
100,0 |
- |
0,0 |
- |
2007 |
5227,3 |
- 95,0 |
- 95,0 |
98,2 |
98,2 |
- 1,8 |
-1,8 |
2008 |
5253,3 |
- 69,0 |
26,0 |
98,7 |
100,5 |
- 1,3 |
0,5 |
2009 |
4990,7 |
- 331,6 |
- 262,6 |
93,8 |
95,0 |
- 6,2 |
- 5,0 |
2010 |
5040,7 |
- 281,6 |
50,0 |
94,7 |
101,0 |
- 5,3 |
1,0 |
Опираясь на данные таблицы 1, рассчитаем средние показатели за указанный период. Средний абсолютный прирост энергопотребления в Оренбургской области рассчитывается по формуле:
В среднем за год энергопотребление экономики области снижалось на 70,4 т.у.т. и это достаточно хорошая тенденция.
Средний темп роста энергопотребления:
Среднегодовой темп роста равен 98,6%, т.е. наблюдается снижение энергопотребления в Оренбургской области, далее рассчитаем среднегодовой темп прироста.
Средний темп прироста энергопотребления:
В результате проведенных расчетов было выявлено, что энергопотребление в области в среднем за год снижалось на 1,4%, это является хорошей тенденцией, но необходимо предпринять ряд дополнительных мер, чтобы увеличить снижение энергопотребления в Оренбургской области.
Ожидаемый объем энергопотребления в Оренбургской области при условии сохранения среднегодового темпа роста можно рассчитать по формуле:
Для определения эффективности программ, которые реализуются в области для снижения энергопотребления необходимо рассчитать ожидаемый объем энергопотребления (прогноз) в Оренбургской области на 2011-2015 гг., из полученных данных мы увидим, если энергопотребление будет снижаться, то разработанные и реализуемые программы эффективны, если же будет увеличиваться, то значит необходимо вносить некоторые корректировки в данные программы:
Полученные результаты проиллюстрируем графически (см. Рис. 2).
Рисунок 2 – Прогноз энергопотребления в Оренбургской области на 2011-2015 гг. (тыс. тонн условного топлива (т.у.т.)
Проанализировав динамику энергопотребления в Оренбургской области за 5 лет, представленную на рисунке 1, было выявлено, что темп роста энергопотребления в области с 2006 по 2009 года снижался, но в 2010 году снова увеличился. Также нами было выявлено, что показатель энергопотребления в области ежегодно в среднем снижался на 1,4%. Была спрогнозирована ситуация на 5 лет и выявлено, что энергопотребления начиная с 2011 года будет постепенно снижаться и по прогнозу в 2015 году составит 4697,6 тыс. тонн условного топлива
Для снижения энергоемкости валового регионального продукта Правительством Оренбургской области 27 мая 2010 года была разработана и утверждена Областная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Оренбургской области на 2010 - 2015 годы». В рамках реализации данной программы планируется снижение энергоемкости ВРП Оренбургской области к 2020 году на 40% по сравнению с 2008 годом. Это станет возможным в результате модернизации оборудования базовых энергоемких производств и реализации системы мер региональной политики в сфере энергоэффективности [3].
Приоритеты эффективности использования электроэнергии и других видов энергоресурсов распространяются на все сферы производственного и бытового потребления, предполагают стимулы и возможности оптимизировать способы и качество энергоснабжения, включая следующие:
Одним из наиболее приоритетных направлений эффективности использования электроэнергии и других видов энергоресурсов, является развитие автоматизированных систем коммерческого учета газа, электрической и тепловой энергии розничного рынка, что позволит более достоверно вести учет энергоресурсов потребляемых в области, их экономию и рациональное перераспределение.
Повышение эффективности использования энергии и развитие энергосбережения (снижение энергоёмкости продукции) связано с необходимостью использования резервов энергосбережения, продвижением возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и согласуются с федеральной политикой снижения энергоемкости ВВП страны.
Основными источниками финансирования мероприятий программы являются заёмные и собственные средства предприятий, производящих и потребляющих топливно-энергетические ресурсы, а также бюджетные средства в сумме 350 млн. руб. Экономический эффект за счёт снижения энергоёмкости областного ВРП в период действия программы составит более 3,6 млрд. рублей.
«Программа охватывает все сферы экономики области и постоянно корректируется, - рассказал начальник отдела по развитию энергетического потенциала Владимир Нагорнов. – В частности, учтены рекомендации Фонда реформирования ЖКХ и при участии министерства строительства дополнительно внесены показатели оценки эффективности проводимых мероприятий, сама программа приведена в соответствие с требованиями федерального законодательства». Системная деятельность в регионе ведется в соответствии с «Планом мероприятий рабочей группы по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Приволжском федеральном округе» утвержденным заместителем полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе А.А. Кубриным [15].
Правительством Оренбургской области разработаны и утверждены пять областных нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Оренбургской области на 2010 - 2015 годы». Подписано более 20 соглашений о сотрудничестве в сфере энергосбережения с региональными экономическими субъектами. В частности, соглашение между правительством области, ОАО «МРСК Волги» и ООО «Вент Рус» о взаимодействии в области развития ветроэнергетики и соглашение с ООО «Глобал Карбон» по реализации проектов совместного осуществления в соответствии с Киотским протоколом.
Минэкономразвития активно участвует в создании региональной саморегулируемой организации НП «Альянс энергоаудиторов Оренбуржья» и ГАУ «Центр по энергосбережению». Образован региональный координационный совет по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Проработан перечень объектов, подлежащих энергоаудиту, ведется учёт организаций, имеющих право на проведение энергообследований [15].
Налажено взаимодействие с Оренбургским филиалом ФГУ «РЭА» Минэнерго РФ. Издано контрольное поручение, обязывающее органы исполнительной и муниципальной власти оказывать ему содействие в организации регулярного информационного обмена в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Сформирован реестр энергосберегающих проектов, создано несколько рабочих групп по их продвижению. Ведётся реестр предприятий, выпускающих энергоэффективную продукцию [15].
Также осуществляется тесное взаимодействие между Правительством Оренбургской области и ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» в рамках решения вопросов по энергоэффективности и энергосбережению. В настоящее время ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» внедряет в Оренбургской области программу по Автоматизации систем коммерческого учета газа (АСКУГ).
Общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Оренбург» является филиалом ООО «Газпром межрегионгаз» в Оренбургской области.
Целями деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям Оренбургской области в соответствии с заключенными договорами, сбор платежей с покупателей газа, оперативное управление режимами газоснабжения, а также извлечение прибыли.
Внедрение программы АСКУГ подразумевает оснащение всех измерительных комплексов объема газа на промышленных предприятиях средствами телеметрии с целью оперативной передачи информации о расходе газа потребителем на диспетчерский пункт региональной компании по реализации газа, далее центральную диспетчерскую ООО «Газпром межрегионгаз» и ЦПДД ОАО «Газпром».
Система телеметрии позволяет своевременно и точно определять объемы транспортировки газа по газораспределительным сетям. Все данные ежесуточно поступают в диспетчерскую службу ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург», входящую в группу компаний ООО «Газпром межрегионгаз», и оперативно обрабатываются на персональных компьютерах сотрудников диспетчерских служб компании, что позволяет своевременно оформлять отчетные документы о режимах газопотребления и объемах поставки, и принимать необходимые решения.
Таким образом, реализация мероприятий областной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Оренбургской области на 2010-2015 годы» должна создать условия для устранения негативных последствий роста цен на основные виды топливно-энергетических ресурсов и обеспечить снижение удельных показателей энергоемкости валового регионального продукта при сохранении надежности и устойчивости энергообеспечения потребителей области.
В результате всего выше сказанного можно сделать вывод, что энергоемкость экономики Оренбургской области в настоящее время еще достаточно высока. Это связано с преобладанием в структуре производства энергоемких отраслей и с особыми природно-климатическими условиями, поэтому снижение энергоемкости валового регионального продукта (энергосбережение) в Оренбургской области требует выработки и последовательного воплощения долгосрочной государственной стратегии, координации усилий органов исполнительной власти, крупного, среднего и малого бизнеса, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия всех участников процесса.
2.2 Регулирование энергосбережения в Оренбургской области
Проблема энергосбережения в настоящее время остро стоит во всех без исключения отраслях экономики Оренбургской области. Ни одна отрасль не может обойтись без газа, электрической, тепловой энергии. Цены на них и, как следствие, на производимые товары, постоянно растут, что отрицательно сказывается на потребителях (см. Рис. 3).