Совершенствование социально-психологического климата (На примере центра красоты и здоровья «Ассоль»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:03, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является совершенствование основных факторов социально-психологического климата коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы социально-психологического климата коллектива.
2. Провести диагностику существующего социально-психологического климата коллектива в ЦКиЗ «Ассоль».
3. Определить причины, мешающие оптимальному развитию социально-психологического климата.
4. Разработать проект по совершенствованию социально-психологического климата, мероприятия по внедрению проекта.

Файлы: 1 файл

Диплом Климат.docx

— 170.39 Кб (Скачать файл)

Совершенствование социально-психологического климата (На примере центра красоты  и здоровья «Ассоль»)

Введение

Современные кризисные условия  негативно сказываются на работе салонов красоты. В первую очередь  ухудшения отражаются на клиентском потоке, режиме работы салонов, закрытии некоторых направлений, уменьшении линии продуктов. Все это не лучшим образом сказывается на прибыли  салонов красоты и общей психологической  атмосфере в этом бизнесе.

В Российской практике роль социально-психологического климата приобретает существенное значение. Актуальность данной проблемы связана, прежде всего, с возросшими требованиями к уровню психологической  включенности работника в его  трудовую деятельность и усложнением  психической жизнедеятельности  людей, постоянным ростом их личностных притязаний.

Социально контактная часть любой  организации представляет собой  сложную систему компонентов, выражающихся в первую очередь в формировании социально-психологического климата  коллектива. Эффективное выполнение трудовых функций зависит не только от выполнения организационно-производственных условий, но и от межличностных отношений, которые оказывают значительное влияние на самочувствие и результаты труда человека. Говоря о психологическом  климате, необходимо учитывать, что  речь идет об относительно устойчивой системе отношений, сложившейся  в течение определенного времени  и имеющей возможность изменения  и развития.

Межличностные отношения, возникающие  в результате общения людей в  их группе, определяют важнейшее явление, получившее название психологической  совместимости. Она бывает не только положительной или отрицательной, но и с различными ее степенями  и видами. Межличностные отношения  в группе и совместимость (физиологическая  и психологическая) ее членов создают  то внешнее общественно-психологическое  явление, которое называется социально-психологическим  климатом или атмосферой.

Социально-психологический климат – это настроение группы, определяемое межличностными отношениями совместно  живущих, работающих или обучающихся  людей.

В общем виде социально-психологический  климат представляет собой преобладающий  и относительно устойчивый настрой  коллектива, который находит многообразные  формы проявления в его жизнедеятельности.

Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и  качества оказываемых услуг. Вместе с тем, социально-психологический  климат является показателем уровня социального развития коллектива и  его психологических резервов, способных  к более полной реализации.

Взаимосвязь между эффективностью организации и ее социально-психологическим  климатом – важнейшая проблема для  руководителей компании, фирмы. Поэтому  так важно знание важнейших составляющих социально-психологического климата  организации, разработанных как  отечественными, так и зарубежными  исследователями. Благоприятный социально-психологический  климат – это итог систематической  работы и мероприятий руководителей, менеджеров, психологов и всех сотрудников  организации.

Объектом исследования выступает  Общество с ограниченной ответственностью «Центр Красоты и Здоровья «Ассоль». Предметом исследования является процесс  формирования и развития климата.

Целью дипломного проекта является совершенствование основных факторов социально-психологического климата  коллектива.

Поставленная цель предполагает решение  следующих задач:

1. Рассмотреть теоретические основы  социально-психологического климата  коллектива.

2. Провести диагностику существующего  социально-психологического климата  коллектива в ЦКиЗ «Ассоль».

3. Определить причины, мешающие  оптимальному развитию социально-психологического  климата.

4. Разработать проект по совершенствованию  социально-психологического климата,  мероприятия по внедрению проекта.

Ограничением дипломного проекта  являются организационная культура, адаптация персонала, мотивация, социальная политика, стратегии управления персоналом, формирование имиджа фирмы, корпоративная  политика, а также система подготовки и переподготовки кадров.

1. Теоретические основы  социально-психологического климата

1.1 Понятие и формирование  социально-психологического климата  коллектива

«Люди – самый главный ресурс организации, важнейший источник производительности. Знаменитый на весь мир бизнесмен  Генри Форд твердо заявлял: «Вы можете забрать мои фабрики, сжечь мои  здания, но оставьте мне людей, и  я все восстановлю». Действительно, организация не может сама увеличить  свою производительность – это могут  люди. Они являются действительно  ценным достоянием любой организации. Системы устаревают. Здания рушатся. Оборудование изнашивается. А люди могут расти, развиваться и работать более эффективно, особенно если их руководитель знает, на что они способны, и умеет направить их силы в  одно русло, что выполняется постановкой  общей цели и мотивированием к  труду. Поэтому эффективное управление «человеческими ресурсами», создание оптимального социально-психологического климата выдвигается в число  критических факторов экономического успеха»1.

«Изучение социально-психологического климата коллектива издавна привлекает внимание исследователей-психологов. О нем написаны десятки монографий и диссертаций, сделаны сотни  докладов на научных конференциях и  симпозиумах. Однако ученым пока так  и не удалось окончательно договориться, что же такое социально-психологический  климат. Сегодня существует более  сотни определений данного явления  и не меньшее количество методик  его изучения»2.

«В.М. Шепель одним из первых попытался  раскрыть содержание понятия социально-психологический  климат как эмоциональную окраску  психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов  и склонностей. Он также выделил  в этом понятии три «климатические зоны»: социальный климат, который определяется тем, насколько на предприятии высока осознанность работниками общих  целей и задач, насколько здесь  гарантировано соблюдение всех конституционных  прав работников как граждан. Моральный  климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе и психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая  складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с  другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия, которого значительно локальнее морального и социального»3.

«Е.С. Кузьмин считает, что понятие  психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий  тон общественного настроения, уровень  управления, условия и особенности  труда и отдыха в данном коллективе»4.

«Б.Ф. Ломов включает в понятие  психологический климат систему  межличностных отношений, психологических  по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль  совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

Социально-психологический климат – качественная сторона межличностных  отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в коллективе. Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: доверие и высокая требовательность членов коллектива друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное  выражение собственного мнения при  обсуждении вопросов, касающихся всего  коллектива; отсутствие давления руководителей  на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для  коллектива решения»5.

«Социально-психологический климат – состояние межличностных отношений  в трудовом коллективе. Благоприятный  социально-психологический климат способствует росту производительности труда в коллективе, удовлетворенности  трудом членов коллектива и его сплоченности»6.

Анализ различных точек зрения на содержание понятия социально-психологического климата позволяет сделать вывод  о том, что он представляет собой  преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные  формы проявления во всей его жизнедеятельности. Социально-психологический климат – это состояние психологии трудового  коллектива как единого целого, которое  интегрирует частные групповые  состояния. Климат – это не сумма  групповых состояний, а их интеграл.

«Структура социально-психологического климата определяется системой сложившихся  в коллективе отношений между  его членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой  синтез общественных и межличностных  отношений. Существенным показателем  особенностей взаимоотношений в  коллективе являются формы обращения  как средства вербального общения. Преобладание каких-либо одних форм обращения – приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов – характеризует особенности  взаимоотношений в коллективе и  тем самым служит показателем  социально-психологического климата.

Изучение коммуникативных связей в коллективе по числу и направленности контактов, по их содержанию может свидетельствовать  о состоянии взаимоотношений  в нем. Неблагополучное развитие взаимоотношений приводит к постепенному обособлению отдельных членов коллектива, сокращению числа контактов в  нем, к свертыванию коммуникативных  связей до формально-необходимых, к  нарушению обратной связи между  участниками деятельности. Таким  образом, коммуникативные связи  в коллективе выступают в качестве эмпирических показателей социально-психологического климата»7.

«Основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности  группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность. Кратко рассмотрим сущность этих показателей.

Сплоченность – один из объединяющих подразделение процессов. Характеризует  степень приверженности к группе ее членов. Определяется двумя основными  переменными – уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью привлекательности группы для ее членов.

Ответственность – контроль над  деятельностью с точки зрения выполнения принятых в организации  правил и норм. В подразделениях с положительным социально-психологическим  климатом сотрудники стремятся к  принятию на себя ответственности за успех или неудачу совместной деятельности.

Контактность и открытость –  определяют степень развития личных взаимоотношений сотрудников, уровень  психологической близости между  ними»8.

«Социально-психологический климат как интегральное состояние коллектива включает в себя целый комплекс различных  характеристик. Поэтому его невозможно измерить по какому-либо одному показателю. Разработана определенная система  показателей, на основании которых  оказывается возможным оценить  уровень и состояние социально-психологического климата.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

– в коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений  между работниками, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах  сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам коллектива нравится участвовать  в совместных делах, вместе проводить  свободное время; в отношениях преобладают  одобрение и поддержка, критика  высказывается с добрыми пожеланиями;

– в коллективе существуют нормы  справедливого и уважительного  отношения ко всем его членам, помогают новичкам;

– в коллективе высоко ценят такие  черты личности как принципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие;

– члены коллектива активны, полны  энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей  в труде и профессиональной деятельности;

– успехи или неудачи отдельных  членов коллектива вызывают сопереживание  и искреннее участие всех членов коллектива.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

– в коллективе преобладают подавленное  настроение, пессимизм, наблюдаются  конфликтность, агрессивность, антипатии  людей друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют  отрицательное отношение к более  близкому отношению друг с другом;

– в коллективе отсутствуют нормы  справедливости и равенства во взаимоотношениях, здесь презрительно относятся к  слабым, нередко высмеивают их, новички  чувствуют себя лишними, чужими;

– такие черты личности, как  принципиальность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете;

– члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться  от остальных, коллектив невозможно поднять на общее дело;

– успехи или неудачи одного оставляют  равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть;

– в трудных случаях коллектив  не способен объединиться, возникают  растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится  сотрудничать с другими коллективами»9.

«Большое значение для формирования социально-психологического климата  имеет осознание для персонала  общих целей с организацией. Если работники преданы своей организации  и ее целям, это положительно влияет на работу фирмы. Когда климат компании является «правильным», «сильным» и  позитивным, персонал хочет сделать  то, что он должны делать. Люди энергично  и с энтузиазмом выполняют  их работу, потому что они рассматривают  цели организации как свои цели, к которым необходимо стремиться. Им не нужно постоянно говорить, что делать и когда делать, они  видят, что должно быть сделано и  хотят это сделать хорошо. «Направляющей  целью и постоянной заботой социально-психологического климата является борьба за «сердца  и умы» работников, определение их цели, управление тем, что они думают и чувствуют, а не только тем, как  они ведут себя»10.

Информация о работе Совершенствование социально-психологического климата (На примере центра красоты и здоровья «Ассоль»)