Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:03, дипломная работа
Целью дипломного проекта является совершенствование основных факторов социально-психологического климата коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы социально-психологического климата коллектива.
2. Провести диагностику существующего социально-психологического климата коллектива в ЦКиЗ «Ассоль».
3. Определить причины, мешающие оптимальному развитию социально-психологического климата.
4. Разработать проект по совершенствованию социально-психологического климата, мероприятия по внедрению проекта.
«Демократический стиль –
«Директивный стиль
При строгом применении этого стиля руководства руководитель строит свое поведение в соответствии с принципами формальной структуры. Такой руководитель держит дистанцию по отношению к коллективу, старается избегать неформальных контактов. Он берет на себя всю полноту власти и ответственности за происходящее в организации, старается лично контролировать весь объем отношений в организации, обращая внимание не только на результат, но и на процесс. Решения принимаются им единолично, работники получают лишь самую необходимую для выполнения работы информацию. Руководитель такого типа, как правило, властен, требователен, ориентирован только на целевую функцию.
Наиболее стрессогенным для
трудового коллектива выступает
автократический стиль
«Либеральный (попустительский) стиль
руководства максимально
«Чистые» стили руководства далеко не всегда проявляются в деятельности предприятий. Как правило, имеет место сочетание каких-либо двух стилей руководства. Поэтому, при исследовании стиля руководства у каждого конкретного руководителя определяется степень выраженности каждого из трех стилей и выявляются доминирующие.
Следует также отметить, что не
существует универсального оптимального
стиля руководства коллективом,
способного обеспечить решения стоящих
перед ним задач и нормальный
социально-психологический
«В основе возникновения конфликтных
ситуаций может лежать стремление руководителя
к созданию своего псевдоавторитета.
Возникающие в коллективе межличностные
конфликты могут преодолеваться
авторитетом руководителя, признанием
его права на решение возникшей
конфликтной ситуации. К распоряжениям
авторитетного и
Авторитет дистанции проявляется во мнении руководителя, что чем дальше он от подчиненных, чем реже с ними видится и чем официальнее держится, тем значительнее его влияние на них.
Авторитет доброты проистекает
из ложного понимания
Авторитет подкупа проявляется, когда руководитель следует правилу: «я тебе обещаю то-то, если сделаешь то-то».
Но может оказаться так, что вознаграждение будет зависеть от прихоти руководителя, от его симпатий или антипатий. Это извращает смысл служебных взаимоотношений, наносит моральный ущерб не только одному человеку, но и всему коллективу. Такие действия порождают угодничество.
Авторитет резонерства связан с тем, что руководитель надоедает подчиненным бесконечными назиданиями, скучными и бессодержательными поучениями, ошибочно полагая, что это усилит его влияние на людей. Подобное руководство часто вызывает неприязнь или даже открытую аффективную реакцию подчиненных и может служить источником возникновения конфликтной ситуации. Воспитательное значение такого воздействия на подчиненного минимально.
Авторитет педантизма характеризуется склонностью руководителя к мелочной опеке, излишне жесткой регламентации деятельности подчиненных. Педантизмом чаще страдают некомпетентные руководители. Человек недостаточно компетентный в своей деятельности, придумывает искусственные критерии оценки подчиненных. Эти критерии часто не имеют ничего общего с сущностью выполняемой работы. «Проработки» подчиненных становятся правилом работы такого руководителя, считающего, что пример одного станет примером для всех.
Авторитет чванства строится на высокомерии руководителя, раздутой тщеславности, гордости за свои действительные или мнимые заслуги. Руководители, строящие свой авторитет на высокомерии, нигилировании мнения других, очень болезненно относятся к критике, которую даже высказанную в доброжелательной форме, воспринимают агрессивно.
Авторитет подавления относится к крайним способам формирования псевдоавторитета. Основное оружие такого руководителя – непрерывные угрозы применения власти, причем дисциплинарные меры понимаются как универсальное средство воздействия на подчиненных. Авторитет подавления, держащийся на страхе, порождает отрицательное отношение к решениям руководителя, лишает подчиненных уверенности и инициативы»33.
Таким образом, социально-психологический климат – это психологический настрой в группе или коллективе. Основные факторы психологического климата: взаимоотношения по вертикали и по горизонтали, их стиль и нормы, а затем различные составляющие производственной обстановки (организация и условия труда, система стимуляции).
Характер социально-
1.4 Методологический
Для проверки социально-психологического климата были применены: метод наблюдения (включенное наблюдение в естественных условиях), а также метод тестирования. В рамках метода тестирования были применены четыре методики: диагностика психологического климата в малой производственной группе В. Шпалинского и Э.Г. Шелеста, экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам, интегральная удовлетворенность трудом Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, а также диагностика творческого климата в коллективе.
Диагностика психологического климата в малой производственной группе В. Шпалинского и Э.Г. Шелеста предназначена для изучения состояния психологического климата в коллективе. Опросник состоит из двух колонок с противоположными по смыслу суждениями. Каждое из них - своеобразный параметр психологического климата первичного коллектива. В левой колонке – суждения, соответствующие признакам здорового психологического климата, в правой – антипод каждого суждения. Между антиподами пятибалльная шкала. Чем ближе к левому или правому суждению в каждой паре будет сделана отметка, тем боле выражен данный признак в коллективе. Средний ответ «3» является промежуточным, свидетельствующий о наличии обоих признаков.
После суммирования полученных данных
итоговые показатели соотносят со шкалой
благоприятности социально-
Вторая методика – экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам предназначена для изучения степени конфликтоустойчивости сотрудников коллектива. Опросник состоит из двух колонок с противоположными по смыслу суждениями. По пятибалльной системе оценивается, насколько у каждого сотрудника проявляется каждое из приведенных свойств.
После суммирования полученных данных
итоговые показатели соотносятся со
шкалой конфликтоустойчивости
Данная диагностика направлена
на исследование социально-психологического
климата в целом, его общая
оценка со стороны персонала. Далее
проводятся методики направленные на
изучение основных критериев социально-
Третья методика - интегральная удовлетворенность
трудом Н.П. Фетискина, В.В. Козлова. Интегративным
показателем, отражающим благополучие
или неблагополучие личности в трудовом
коллективе, является удовлетворенность
трудом, которая содержит оценки интереса
к выполняемой работе, удовлетворенности
взаимоотношениями с
Суждения об общей и парциальной
удовлетворенности трудом производится
на основе сопоставления полученных
баллов с максимальными показателями.
Средний уровень
Также в процессе данной методики
определяются составляющие удовлетворенности
трудом: интерес к работе, удовлетворенность
достижениями в работе, удовлетворенность
взаимоотношениями с
Следующая методика характеризует
творческие качества коллектива. Так
как одной из составляющих социально-психологического
климата является творческий климат
работников. Диагностика творческого
климата в коллективе позволяет
оценить явные и скрытые
При работе с тестом каждый член коллектива
независимо друг от друга оценивает
по 9-балльной шкале все творческие
качества, характеризующие, по его мнению,
коллектив. После оценки среднего балла
результат можно