Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:03, дипломная работа
Целью дипломного проекта является совершенствование основных факторов социально-психологического климата коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы социально-психологического климата коллектива.
2. Провести диагностику существующего социально-психологического климата коллектива в ЦКиЗ «Ассоль».
3. Определить причины, мешающие оптимальному развитию социально-психологического климата.
4. Разработать проект по совершенствованию социально-психологического климата, мероприятия по внедрению проекта.
«В современных российских компаниях
к корпоративным мероприятиям больше
относятся как к некой
Другая альтернатива – совместное
проведение досуга после работы. Подобные
мероприятия более доступны и
не менее эффективны. В некоторых
компаниях совместные проведения после
или вне рабочего времени лишь
частично спонсируются работодателем.
Причем компания может вовсе не финансировать
такого рода мероприятия, которыми могут
быть: боулинг, бильярд, сауна, бассейн,
культурные программы, пейнтбол, спортивные
мероприятия и многие другие, а
взять на себя лишь организацию их
проведения. Основная идея – предоставить
сотрудникам возможность
«Одной из угроз для формирования благоприятного социально-психологического климата являются конфликты. Что такое конфликт – известно каждому. Ссоры, конфронтация, непреодолимая личная неприязнь, противоборство с целью захвата инициативы или достижения односторонних преимуществ. Там, где существуют человеческие взаимоотношения, всегда найдутся возможности для возникновения конфликтов. Конфликты бывают разными по продолжительности, эмоциональному накалу и последствиям для противоборствующих сторон. Но их объединяет одно важное свойство – по своему характеру и содержанию они почти всегда связаны с различными интересами, целями, личностными особенностями людей, которые очень трудно согласовать или объединить.
Конфликты могут возникать по многим
причинам. Это могут быть проблемы
распределительных отношений
Любое нововведение в той или иной степени затрагивает интересы многих сотрудников – кто-то перемещается на другую должность, кто-то лишается привычного доступа к материальным ресурсам, информации и другим рычагам влияния, кто-то должен взять на себя дополнительную нагрузку, кто-то вынужден переучиваться, отказываясь от привычных методов работы и осваивая новые - все это неизбежно вызывает более или менее острое противодействие нововведениям, порождает конфликты.
Имеют место быть позиционные конфликты – борьба за лидерство. Наряду с формальным руководством в деловых отношениях всегда проявляются процессы соперничества, инициативы, доминирования. Любая проблема в совместной трудовой деятельности может умышленно использоваться для борьбы за лидерство. Конфликты такого рода особенно характерны для организаций с линейно-штабной структурой, могут возникать между руководителями одного и того же уровня, заместителями руководителя.
Неудовлетворительные
Конфликты имеют социально-
Очевидно, что чем раньше обнаружен
конфликт, тем меньшие усилия необходимо
приложить для того, чтобы разрешить
его конструктивно. Как показывает
практика, профилактика конфликтов не
менее важна, чем умение конструктивно
их разрешать. При этом она требует
меньших затрат сил, средств и
времени и предупреждает даже
те минимальные деструктивные
«Оптимальный социально-
– проведение соревнований "Лучший сотрудник месяца (года)", "Лучшая бригада" (для производственных компаний), "Лучший магазин" (для крупных сетевых магазинов);
– проведение спортивных турниров;
– подарки к праздничным датам в целом или к знаменательным датам в жизни сотрудника (подарки и подарочные сертификации);
– упоминание имени сотрудника на продукте, услуге или оборудовании как автора улучшений или лучшего работника;
– помещение фотографии в корпоративной газете или информационном листке;
– приоритет при планировании графиков рабочего времени и времени отдыха;
– издание буклетов о компании по результатам ее трудовой деятельности с включением фотографий, интервью лучших сотрудников;
– подписка на дорогие журналы, оплата членства в клубах или ассоциациях по выбору работника и другие.
Практически всю систему управления персоналом можно рассматривать как набор стимулов, прямо или косвенно влияющих на работников. Реализовать идею внедрения таких инструментов можно только в том случае, если все элементы системы управления персоналом оказывают комплексное мотивационное воздействие на персонал. Это воздействие может быть прямым или косвенным, но именно его комплексный характер является необходимым условием формирования и поддержания системы мотивации. С помощью этих инструментов повышается не только мотивация персонала, но и улучшается социально-психологический климат»19.
По своему значению социально-психологический
климат близок к понятию сплоченности
коллектива, под которым понимается
степень эмоциональной
1.2 Влияние особенностей
управления на социально-
«На современном этапе развития
нашего общества возрастает роль управления
трудовыми коллективами. Подчеркивается
важность создания в коллективах
атмосферы трудового поиска, взаимного
уважения и требовательности, нетерпимости
к любым нарушениям законности и
морали. Практика, однако, свидетельствует,
что еще далеко не во всех трудовых
коллективах создан благоприятный
социально-психологический
Социально-психологический
«Различные факторы, оказывающие влияние на социально-психологический климат, делятся на факторы макросреды и микросреды или внешние и внутренние. Первые связаны с объективными условиями: общественно-экономической формацией, материально-технической базой общества, совершенством общественных отношений. Вторые подразделяются на предметно-вещные (обеспеченность коллектива необходимыми материально-техническими средствами, определения полномочий коллектива и его должностных лиц) и социально-психологические (наличие неформальных связей, состояние межличностных отношений, стиль руководства, уровень психологической совместимости).
Ряд авторов в качестве одного из
важных факторов, оказывающих влияние
на социально-психологический
«Есть все основания полагать, что уровень развития коллектива, особенности личностей, из которых он состоит, выступают опосредствованными факторами влияния управления на социально-психологический климат и что управление как фактор, влияющий на социально-психологический климат, выступает в качестве его компоненты.
Компоненты управления носят познавательный, эмоциональный и поведенческий характер, то есть они являются результатами социального восприятия управления и его слагаемых, эмоционального переживания этого восприятия и побуждений к определенному осуществлению своей деятельности под влиянием того и другого.
Закономерности социального
Оценка влияния системы
Вероятно, управление сказывается
на результатах деятельности не обязательно
через социально-
«Подтверждено существование зависимости эффективности деятельности от степени удовлетворенности членов коллектива основными элементами и характеристиками системы управления.
Оценка степени
Предложенная типология
Тем самым оно еще раз подчеркивает
важность исследования всех аспектов
социального восприятия для системного
подхода и совершенствования
социально-психологического климата
в коллективе. Со стороны субъекта
управления (он же объект социального
восприятия коллективом); со стороны
членов коллектива (субъекта управления);
со стороны процессов
Таблица 1.1 – Типология социально-
Тип СПК 1 2 3 4 |
Признаки (параметры) |
Наименование типов СПК | |
Характеристика управления |
Отношение членов коллектива к управлению |
||
Правильное правильное неправильное неправильное |
положительное отрицательное отрицательное положительное |
зрелый отстающий перспективный незрелый |