Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:03, дипломная работа
Целью дипломного проекта является совершенствование основных факторов социально-психологического климата коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы социально-психологического климата коллектива.
2. Провести диагностику существующего социально-психологического климата коллектива в ЦКиЗ «Ассоль».
3. Определить причины, мешающие оптимальному развитию социально-психологического климата.
4. Разработать проект по совершенствованию социально-психологического климата, мероприятия по внедрению проекта.
«В исследованиях
Зарубежные исследователи
Существенным элементом в
Рисунок 1.1 – Структура социально-
В свою очередь отношения друг к
другу дифференцируются на отношения
между товарищами по работе и отношения
в системе руководства и
В конечном итоге всё многообразие
отношений рассматривается
Под предметным настроем подразумевается
направленность внимания и характер
восприятия человеком тех или
иных сторон его деятельности. Под
эмоциональным настроем – его
эмоциональное отношение
Психологический климат коллектива,
обнаруживающий себя, прежде всего
в отношениях людей друг к другу
и к общему делу, этим все же не
исчерпывается. Он неизбежно сказывается
и на отношениях людей к миру в
целом, на их мироощущении и мировосприятии.
А это в свою очередь может
проявиться во всей системе ценностных
ориентаций личности, являющейся членом
данного коллектива. Таким образом,
климат проявляется определенным образом
и в отношении каждого из членов
коллектива к самому себе. Последнее
из отношений кристаллизуется в
определенную ситуацию – общественную
форму самоотношения и
В результате создается определенная
структура ближайших и
«На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро и микросреды.
К факторам макросреды относят – общественно-политическая ситуация в стране, экономическая ситуация в обществе, уровень жизни населения, организация жизни населения, социально-демографические факторы, региональные и этнические факторы.
Факторы микросреды – это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе. К факторам микросреды относятся: объективные – комплекс технических, санитарно-гигиенических, организационных элементов, а также субъективные – характер официальных и организационных связей между членами коллектива, наличие товарищеских контактов, сотрудничество, взаимопомощь, стиль руководства. Благоприятный климат переживается каждым человеком как состояние удовлетворенности отношениями с товарищами по работе, руководителями, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.
Неблагоприятный климат индивидуально
переживается как неудовлетворенность
взаимоотношениями в
«Сущность каждого человека открывается только в связях с другими людьми и реализуется в формах коллективного взаимодействия, в процессах общения. Через взаимоотношения человек осознает свою общественную ценность. Таким образом, самооценка выступает в качестве группового эффекта, как одна из форм проявления социально-психологического климата.
Оценка своего положения в системе
общественных отношений и личных
связей порождает чувство большей
или меньшей удовлетворенности
собой и другими. Переживание
взаимоотношений отражается на настроениях,
вызывает улучшение или ухудшение
психологического самочувствия человека.
Посредством подражания, заражения,
внушения, убеждения различные настроения
в коллективе распространяются на всех
людей и, вторично отражаясь в
их сознании, создают психологический
фон коллективной жизни. Психологическое
самочувствие и настроение, характеризуя
психическое состояние людей, свидетельствует
о качестве социально-психологического
климата в коллективе. Самооценка,
самочувствие и настроение – это
социально-психологические
Любой человек уже в силу своего
присутствия в социальной группе,
а тем более участвуя в совместном
труде, оказывает влияние на многие
сферы жизни коллектива, в том
числе на социально-психологический
климат. Люди оказывают положительное
или отрицательное воздействие
на самочувствие окружающих в зависимости
от их социально-психологических и
индивидуально-психологических
На самочувствие людей и через
него на общий климат коллектива оказывают
влияние и особенности
«На разных этапах развития трудового
коллектива наблюдается динамика модальности
эмоциональности отношений. На первом
этапе становления коллектива эмоциональный
фактор играет главную роль (идет интенсивный
процесс психологической
Среди факторов, влияющих на социально-психологический
климат трудового коллектива, выделяют
такой социально-
«В современной практике и теории управления наблюдается тенденция распространения неформальных отношений в организации и даже их поощрения. Граница между ролями менеджеров и подчиненных постепенно становится более расплывчатой. Сотрудничество в организациях все чаще строится на неформальных связях, которые формируются на основе доверия, открытых, дружеских отношениях. Неформальные отношения между сотрудниками способствуют развитию положительного социально-психологического климата.
Тем не менее, пока еще не все российские
руководители видят преимущество в
стимулировании неформальных отношений
и, наоборот, пытаются их ограничивать.
Существует два подхода к проблеме
неформальных отношений. Преимущественно
компании с западной корпоративной
культурой рассматривают
Параллельно с этой точкой зрения
существует противоположная, которой
придерживаются многие крупные российские
компании, расценивающие неформальные
отношения как вред и негативное
явление для производственных отношений,
с которым необходимо бороться. Сторонники
данного подхода считают
«Несмотря на результаты некоторых исследований, доказывающих позитивную роль неформальных отношений в современной организации, противостояние этих двух подходов продолжает оставаться неразрешенным. Поэтому возникает потребность в проведении новых исследований неформальных отношений в современных условиях.
Независимо от типа и направления деятельности компании, к которой принадлежат опрашиваемые сотрудники, общий характер оценок респондентами неформального общения между коллегами носит сильно выраженную положительную направленность: 90,05% опрошенных респондентов полагают, что нужно развивать и поддерживать дружеское общение с коллегами после работы. Также 73% опрошенных, однозначно считает, что неформальное общение с коллегами по окончании рабочего дня способствует совместной работе. Основное преимущество неформальных отношений заключается в следующем: возможность лучше узнать коллег и установить контакт; сплачивание коллектива и налаживание взаимоотношений; возможность свободного и непринужденного общения с коллегами; повышение эффективности совместной работы и облегчение рабочих взаимоотношений.
Дружеские отношения мотивируют выполнять рабочие задачи: если подчиненный не всегда поддерживает необходимость выполнения задачи лично, он все равно выполняет задачу, чтобы не подводить руководителя – друга. Можно общаться проще, привлекая общечеловеческие и личные ценности. Искренность и забота сближают. Тотальный контроль значительно снижает ощущение собственной значимости у подчиненного. Дружеское общение помогает лучше узнать человека, хотя иногда это может и негативно сказываться на решении рабочих вопросов. Здесь все зависит от умения человека разделять вопросы работы и дружеские отношения. Неформальное общение создает комфортную открытую рабочую обстановку.
В то же время респонденты
Если это неформальное общение нацелено на командообразующие мероприятия, совместный отдых, занятия спортом, выездные тренинги, поход, то это поможет в дальнейшей работе всей команды, но при условии, что участвует в данных мероприятиях вся команда, а не «избранные». В противном случае это даст только отрицательный эффект. Тем более если неформальное общение построено на походах в бары, распитии спиртных напитков. В общем, все зависит от состава участников и содержания. Если общение происходит только с «избранными», то это может внести раскол и проблемы. Неформальное общение облегчает взаимодействие с подчиненными при условии соблюдения субординации»16.