Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:03, дипломная работа
Целью дипломного проекта является совершенствование основных факторов социально-психологического климата коллектива.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы социально-психологического климата коллектива.
2. Провести диагностику существующего социально-психологического климата коллектива в ЦКиЗ «Ассоль».
3. Определить причины, мешающие оптимальному развитию социально-психологического климата.
4. Разработать проект по совершенствованию социально-психологического климата, мероприятия по внедрению проекта.
К психофизическим качествам
Немаловажное значение для руководителя
имеет контактность – общительность,
интерес к людям, способность
располагать к себе людей, выслушивать,
понимать и убеждать их, способность
взглянуть на проблему «глазами другого».
Важной психологической
В совокупности неотъемлемых психологических
качеств руководителя выделяется доминантность,
которую следует понимать как
свойство властности, честолюбия. Эти
качества предполагают стремление к
личной независимости в любых
обстоятельствах, готовность к бескомпромиссной
борьбе за свои права, отсутствие преклонения
перед авторитетами, самоуважение,
соседствующее с высокой
Среди деловых качеств выделяются знания и умения. Так, например, для руководителя предприятия важны знания в области техники и технологии, организации производства, экономики и права, психологии и педагогики, менеджмента. В качестве наиболее важных навыков (умений) отмечаются: умение видеть перспективу, найти главное звено в работе, изучать, подбирать и расставлять кадры, пойти на оправданный риск, своевременно принимать решения и проводить их в жизнь, делегировать полномочия, побуждать людей к труду, организовывать свою работу, отстаивать интересы своего коллектива.
К деловым навыкам и умениям
тесно примыкают также
Соответствие руководителем
Большое значение для социально-психологического климата коллектива имеют также особенности стиля руководителя коллективом. Под стилем руководителя понимается комплекс приемов, методов и способов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций. Чистые стили руководства далеко не всегда проявляются в деятельности организации. Как правило, имеет место сочетание каких-либо двух стилей руководства. Поэтому, при исследовании стиля руководства у каждого конкретного руководителя определяется степень выраженности каждого из трех стилей и выявляются доминирующие.
Следует также отметить, что не
существует универсального оптимального
стиля руководства коллективом,
способного обеспечить решения стоящих
перед ним задач и нормальный
социально-психологический
Также к причинам, мешающим оптимальному развитию социально-психологического климата, можно отнести личные качества работников, тормозящие развитие организации. Примером таких качеств выступают лень, грубость, консерватизм, нежелание обучаться, подчиняться руководителю, отсутствие «творческой жилки», нежелание идти на контакт друг с другом.
Определяющим фактором для формирования
благоприятного социально-психологического
климата является степень удовлетворенности
трудом персонала. Такой фактор, как
условия труда – весомый
Одна из причин, мещающих развитию климата, возникает при не совпадении интересов и целей организации и персонала. В таком случае, работники не соотносят себя с фирмой, они функционируют отдельно друг от друга. Таким образом, социально-психологический климат развития не получает, а даже усугубляет существующий. Интересы и цели сотрудников и организации должны быть неотделимы друг от друга. Также каждый работник должен чувствовать развитие своих творческих и профессиональных способностей, организация должна предоставить персоналу уверенность в «завтрашнем дне». Важную роль для сотрудников имеет возможность обучения и повышения квалификации. Когда организация не дают этого своим кадрам, когда не существует перспективы развития карьеры, то начинают возникать проблемы в отношениях между руководителем, а также с другими сотрудника. Следовательно, страдает сам психологический климат.
Проблемы, которые мешают или могут в будущем помешать оптимальному развитию социально-психологического климата, не должны оставаться без внимания. Руководство организации должно способствовать их уничтожению, а лучше заранее пресекать развитие таких проблем.
3. Проект по совершенствованию
социально-психологического
3.1 Разработка этапов
по совершенствованию
Для определения направлений
Регулирование социально-психологического
климата имеет специфику в
соответствии с уровнем формирования
и проявления климата. На уровне организации
в целом наибольшую отдачу дают материально-вещественные
факторы (условия, организация, стимулирование
труда), в малой группе – те факторы,
которые связаны с социально-
Для начала в коллективе провели
диагностику социально-
Таким образом, определились основные
направления совершенствования
социально-психологического климата:
борьба с выраженным уровнем конфликтности,
повышение удовлетворенности
Первый этап по совершенствованию социально-психологического климата – борьба с выраженным уровнем конфликтности. Конфликт или конфликтная ситуация является причиной возникновения стрессовых ситуаций в процессе коллективной трудовой деятельности, следовательно, негативно влияющие на развитие социально-психологического климата.
Возникновение конфликтной ситуации или напряжения внутри коллектива ухудшает климат, снижает производительность, может повлечь за собой увольнение сотрудников, уменьшает сотрудничество между конфликтующими сторонами, а также влечет материальные и эмоциональные затраты на решение конфликта.
В процессе включенного наблюдения
выявилась основная причина повышенного
уровня конфликтности – недовольство
новым руководителем. Еще, будучи офис
менеджером, у будущего исполняющего
обязанности директора с
Различные тренинговые программы
и сессии по решению проблем имеют
разную направленность: решение проблем
организационно-
Тренинг поможет решить многие проблемы в коллективе. Он поспособствует быстрой адаптации новых сотрудников, а также укрепит отношения между старыми работниками. В процессе таких мероприятий раскрываются внутренние особенности персонала, они помогают лучше понять себя и других. Предлагаемый тренинг проводится в течение пяти дней с отрывом от работы, то есть на время его осуществления салон не будет функционировать. Сотрудники целый день будут заниматься предложенной деятельностью психологом.
Как показывает практика, данный тренинг способствует не просто устранению конфликтных ситуаций, а правильному их разрешению. Часто о взаимоотношениях судят по степени конфликтности на определенном отрезке времени. При этом нежелательны не сами по себе конфликты, без них не может быть жизненного процесса. Главное, чтобы в результате их разрешения уходило все старое, мешающее развитию коллективов и росту людей как личностей.
Так как конфликты несут не только отрицательные, но и положительные функции:
- конфликт не дает сложившейся
системе отношений застыть,
- он играет информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают дуг друга;
- конфликт способствует
- он стимулирует развитие
- в возникающих при конфликте
критических ситуациях
- развязывание конфликта
- конфликт выполняет
Таким образом, тренинг способствует
разрешению конфликта, учит верному
поведению в процессе такой ситуации,
а также способствует полному
искоренению данной проблемы. Проведение
тренинга помогает не только выбору верной
стратегии поведения в
Непрерывный поток новых и потенциально
полезных идей обеспечивается соответствующим
организационным климатом, то есть
совокупностью организационно-