Совершенствование среды функционирования гостиницы «Мелифаро»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы является проведение исследования внутренней среды гостиницы «Мелифаро».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть теоретические аспекты исследования внутренней среды в современных условиях;
2) провести исследование внутренней среды гостиницы «Мелифаро»;
3) указать рекомендации по совершенствованию внутренней среды данного предприятия.
Предметом исследования является внутренняя среда предприятия.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты исследования внутренней
среды организации в условиях рыночной экономики … ... 7
1.1. Понятие внутренней среды организации и её элементы…..…………….…7
1.2. Методы исследования внутренней среды организации …………. ……...14
2 Исследование внутренней среды в Гостинице «Мелифаро»: достоинства и недостатки ………………. ……... 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика гостиницы «Мелифаро»………………………………………………………………………23
2.2. Анализ элементов внутренней среды гостиницы «Мелифаро» ……..…..30
2.3. Анализ методов исследования внутренней среды организации…..…… 46
3 Совершенствование среды функционирования гостиницы «Мелифаро» ………………………………………….……...60
3.1. Рекомендации по совершенствованию внутренней среды предприятия ..60
3.2. Совершенствование методов исследования внутренней среды
организации……………………………………………………………………….65
Заключение …………………………………………………………………..77
Список используемых источников ………………………………..81

Файлы: 1 файл

Диплом Внутренняя среда организации.doc

— 529.00 Кб (Скачать файл)


оглавление

 

Введение  ……………………………………………………………………… 3

1 Теоретические аспекты исследования внутренней

среды организации в условиях рыночной экономики … ... 7

1.1. Понятие внутренней среды организации и её элементы…..…………….…7

1.2. Методы исследования внутренней среды организации …………. ……...14

2 Исследование внутренней среды в Гостинице «Мелифаро»: достоинства и недостатки ………………. ……... 23

2.1. Организационно-экономическая характеристика гостиницы «Мелифаро»………………………………………………………………………23

2.2. Анализ элементов внутренней среды гостиницы «Мелифаро» ……..…..30

2.3. Анализ методов исследования внутренней среды организации…..…… 46

3 Совершенствование среды функционирования гостиницы «Мелифаро» ………………………………………….……...60

3.1. Рекомендации по совершенствованию внутренней среды предприятия ..60

3.2. Совершенствование методов исследования внутренней среды

организации……………………………………………………………………….65

Заключение …………………………………………………………………..77

Список  используемых источников ………………………………..81

Приложение  А Организационная структура управления гостиницы «Мелифаро»………………………..………………………………...…………...84

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчёт  о прибылях и убытках за 2008 год ……………….. 85

ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчёт  о прибылях и убытках за 2009 год ……………….. 86

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Организация - сложный механизм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открывают, почему их участники действуют так, а не иначе, — ответы на эти вопросы призвана дать теория организации, опирающаяся на обобщение новейшего мирового опыта.

Трудно переоценить  значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношений. Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления. Организационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления. Традиции централизованной типизации всех структурных построений, жесткой формализации внутренних и внешних отношений соподчиненности, несвободы всех нижестоящих звеньев, массовое распространение и многолетнее использование организационных схем, пригодных лишь для определенных условий или чрезвычайных обстоятельств, породили стереотип консервативного мышления и организационной скованности. Изучение теории организации призвано качественно изменить подход к организациям, к пониманию и регулированию протекающих в них процессов и в конечном счете — к их адаптации к условиям рыночных отношений.

Можно проследить три  фазы фундаментальных изменений  в организациях в XX веке. Первая фаза — отделение управленческих функций (капитала-функции) от капитала-собственности и превращение управления в профессию. Вторая фаза — появление, начиная с 1920-х годов, командно-административных организаций с вертикальной соподчиненностью и высоким уровнем централизации решений. Третья фаза — переход к организациям с преобладанием горизонтальных структур и связей, базирующихся на широком использовании информационных технологий, специальных знаний и системных методов принятия решений. Каждая фаза организационных изменений была ответом на вызовы времени, повышение сложности и наукоемкости производства, радикальные изменения экономических отношений.

На пороге XXI века совершается  переход от организационной рационализации, основанной преимущественно на накопленном  опыте, к всестороннему применению современных информационных сетей и компьютерных систем. Получают развитие процессы интеграции в управлении (образование ассоциативных структур и альянсов, включая организации транснационального характера), комплексной реструктуризации, перехода к организациям «с внутренними рынками», тенденции к сокращению размеров организационных звеньев, использованию целевых групп, матричных структур и самообучающихся организаций.

Сущность организаций  не может быть сведена лишь к формальным структурам или потокам информации, к механическим взаимодействиям или исполнению команд. Упрощенный подход к функционированию организаций, однобокость в интерпретации их базисных элементов и свойств не позволяют в полной мере использовать их потенциал. Наряду с традиционными экономическими критериями оценки деятельности организаций, основанными на измерении эффективности использования ресурсов, на первый план выходят «неосязаемые» измерители: интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, социальная прибыль, организационная культура. Во многих случаях такие критерии лучше свидетельствуют о будущих результатах, чем финансовые показатели.

Актуальность исследования по управлению промышленным предприятием и его социально-экономическим аспектам в новых условиях экономической реформы определяется прежде всего продолжающимся становлением рыночной экономики, что в свою очередь требует перестройки не только форм и методов хозяйствования, но и мышления всех категорий трудящихся, участвующих в процессе управления хозяйством. Значение этой проблемы выходит и в теоретическом, и в практическом аспектах на первый план не только потому, что свыше 70% всех трудящихся объединены в производственные коллективы, где создается примерно 90% национального дохода, но и достаточно сложным, неустойчивым положением производственных коллективов в нынешнем состоянии отечественной экономики.

Требуется коренная реформа  управления не только на народнохозяйственном уровне, но и в основном звене  экономики - предприятии.

Переход к рынку невозможен также без создания нового механизма  хозяйствования на уровне предприятия, обеспечивающего как его устойчивость, так и гибкость, его восприимчивость к  изменениям конъюнктуры рынка и различным нововведениям. Формирование такого механизма методом проб и ошибок - процесс слишком дорогой и затяжной. Поэтому необходимым условием разрешения поставленных задач является научный поиск, анализ, обобщение практики и обоснование такой системы управления предприятием, которая могла бы обеспечить повышение эффективности производства и насыщение рынка высококачественными товарами, доступными для массового потребителя.

Целью данной выпускной квалификационной работы является проведение исследования внутренней среды гостиницы «Мелифаро».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть теоретические аспекты исследования внутренней среды в современных условиях;

2) провести исследование внутренней среды гостиницы «Мелифаро»;

3) указать рекомендации по совершенствованию внутренней среды данного предприятия.

Предметом исследования является внутренняя среда предприятия.

Объектом исследования выступает гостиница «Мелифаро».

 Данная выпускная квалификационная работа выполнена на основе законодательных и нормативных актов, а также методических разработок и публикаций по исследуемой теме, внутренняя и внешняя отчётность исследуемого предприятия за 2007-2009гг.

Методологической и  информационной основной исследования стали разработки, концепции и  гипотезы, обоснованные и представленные в современной экономической  литературе.   Были использованы  такие методы научного познания, как сравнительный, логический, монографический, функционально-структурный, статистико-математический анализ.

 

 

1 Теоретические аспекты исследования внутренней среды организации в условиях рыночных отношений

 

1.1. Понятие внутренней среды организации и её элементы

 

Внутренняя среда организации  – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое  непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет  несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

Внутренняя среда как  бы полностью пронизывается организационной культурой, которая должна подвергаться самому серьёзному изучению в процессе анализа внутренней среды организации.

Организационная культура может способствовать тому, что организация  выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая её успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал.

Внутренняя среда организации  схематически показана на рисунке 1.

Каждой внутренней среде  присущи свои внутренние переменные, т.е. факторы, влияющие на действующую  систему управления как в положительную, так и отрицательную сторону. Внутренние структуры не всегда полностью, хотя и во многом зависят от менеджеров и контролируются ими.

Действенность внутренней среды управления зависит от множества переменных, но прежде всего от четко разработанных  целей, рациональной структуры, уровня развития техники и технологий и  от профессиональной подготовленности кадров.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 - Внутренняя среда организации

 

Организация - это группа людей, которые осознанно объединены одной целью и коллективно ее осуществляют, так как каждый в отдельности такой цели достичь не может.

Выбор и определение  целей деятельности управления и трудового коллектива предприятия служат основой для разработки конкретных функций, определения структур, подбора методов и стиля управления, формирования всего хозяйственного механизма. Цель в управлении - это новое состояние предприятия и социальных условий более высокого порядка, которое должно быть достигнуто трудовым коллективом путем создания и обязательного применения эффективно работающих механизмов управления развитых хозрасчетных и рыночных отношений.

Общность цели, поставленной перед группой людей, не означает, что коллектив не может иметь и узких, частных целей.

Наличие частных целей  предполагает разработку механизма  координации, так как функционирующий  механизм управления должен показывать членам коллектива направленность их действий.

К частным целям управления коллективом можно отнести:

1) увеличение объема производства товаров (услуг);

2) увеличение прибыли по сравнению с базисным периодом;

3) повышение производительности труда;

4) повышение качества труда и продукции и т.д.

Перечисленные цели, как  правило, справедливы по отношению  ко всей организации. Но каждый коллектив (организация) делится на структурные  подразделения (управленческие, производственные, коммерческие и др.), которые также  не могут функционировать без  поставленной цели, и по сравнению с общими и частными имеют специфические особенности. Например, коллектив может ставить перед собой более конкретные цели применительно к структурному подразделению. Для отдела маркетинга можно поставить такие цели:

1) увеличить сегмент рынка;

2) снизить издержки на рекламу;

3) снизить количество поступающих рекламаций на 15%.

В таблице 1 представлены основные функциональные области внутренней среды, по мнению авторов Зайцева О.А., Виханского О.С. и Наумова А.И.

Помимо функциональных областей понятие внутренней среды предприятия связано с его структурой, организационной культурой, ценностями, стилем руководства. В частности, организационная структура предприятия во многом определяет его способность гибко реагировать на изменения внешней среды. Некоторые фирмы имеют слишком жесткую организационную структуру, которая становится преградой на пути гибкого приспособления к новым реальным условиям, тормозит процесс инноваций и препятствует творческому подходу к решению новых проблем и задач.

Таблица 1

Содержание элементов  внутренней среды организации по мнению различных авторов

Автор

Элементы внутренней среды организации

Зайцев О.А.

Производство; финансы и учет; кадры; технологии; сбыт продукции;

планирование; учет; контроль и т.д.

Виханский О.С.

Кадры; производство и  реализация продукции; организационная  культура; организационные процессы

Наумов А.И.

Качество продукции, её ассортимент, материально-техническая база, процесс изготовления продукции, формирование её себестоимости; анализ финансовых показателей, организация финансового учета, эффективность работы предприятия; квалификация, возрастной, половой состав сотрудников, их материальное обеспечение, опыт работы, способы мотивации; внедрение современных способов производства, развитие научно-исследовательской деятельности, разработка новых товаров, приемов и методов создания продукции); организация маркетинговой работы, логистика, продвижение продукции, сервис; составление прогнозов развития внешней среды, разработка мероприятий по достижению стратегических целей; оценка эффективности стратегических изменений, своевременное выявлении причин возникновения стратегических разрывов, внесение необходимых корректировок в направления развития подразделений и др.

Информация о работе Совершенствование среды функционирования гостиницы «Мелифаро»