Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является проведение исследования внутренней среды гостиницы «Мелифаро».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть теоретические аспекты исследования внутренней среды в современных условиях;
2) провести исследование внутренней среды гостиницы «Мелифаро»;
3) указать рекомендации по совершенствованию внутренней среды данного предприятия.
Предметом исследования является внутренняя среда предприятия.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты исследования внутренней
среды организации в условиях рыночной экономики … ... 7
1.1. Понятие внутренней среды организации и её элементы…..…………….…7
1.2. Методы исследования внутренней среды организации …………. ……...14
2 Исследование внутренней среды в Гостинице «Мелифаро»: достоинства и недостатки ………………. ……... 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика гостиницы «Мелифаро»………………………………………………………………………23
2.2. Анализ элементов внутренней среды гостиницы «Мелифаро» ……..…..30
2.3. Анализ методов исследования внутренней среды организации…..…… 46
3 Совершенствование среды функционирования гостиницы «Мелифаро» ………………………………………….……...60
3.1. Рекомендации по совершенствованию внутренней среды предприятия ..60
3.2. Совершенствование методов исследования внутренней среды
организации……………………………………………………………………….65
Заключение …………………………………………………………………..77
Список используемых источников ………………………………..81
Особенностью этой модели организационной структуры является выделение в составе организации стратегических хозяйственных подразделений (СХП) и придание отдельным производственным и функциональным подразделениям статуса центров прибыли (ЦП). СХП представляет собой направление или группу направлений производственно-хозяйственной деятельности с четко выраженной специализацией, своими конкурентами, рынками и так далее. Каждое СХП должно иметь свою собственную генеральную цель, сравнительно независимую от целей других СХП. СХП может представлять собой отделение, филиал, группу цехов или отдельный цех, т.е. находиться на любом уровне иерархической структуры. Ответственность за каждое направление как в кратко-, так и долгосрочной перспективе возлагается на одного управляющего-директора.
Организационную структуру,
обеспечивающую функцию стратегического
управления в организации, образуют
отдел стратегического
При данной структуре управления сохраняется преимущество линейной структуры в виде принципа единоначалия, и преимущество функциональной структуры в виде специализации управления. При этом данная структура имеет и ряд недостатков. Во-первых, подобная структура препятствует введению инноваций, и всякие изменения требуют значительных усилий руководства. Во-вторых, сегментация подсистем вызывает их излишнюю замкнутость, что препятствует функционированию организации как единой системы. В-третьих, структура носит централизованный характер, что вызывает перегрузку высшего руководства и требует специального налаживания прямых связей подсистем. В-четвертых, создаются ограниченные возможности по подготовке руководителей высшего уровня.
Рациональная структура управления определяется типом предприятия, его масштабом и характеристиками. На предприятии используется цеховая структура управления. При такой структуре руководителю предприятия подчиняются начальники цехов. Начальнику цеха подчиняются старшие мастера, им в свою очередь подчиняются мастера.
В функции планово-экономического отдела гостиницы «Мелифаро», в лице одного экономиста входит согласование планов функциональных и производственных служб организации, а также разработка планов производства по номенклатуре по организации в целом. Разработкой проектов планов продаж (отгрузок) по видам продукции (ассортиментным группам) с учётом программ реализации принципиально новых и модифицированных изделий (конструкций), их согласование со службами организации (перед подачей на согласование и утверждение в ПЭО) занимается экономист отдела сбыта (маркетинга) при организации и контроле данной деятельности со стороны руководителя предприятия или его заместителей по экономике и производству, на которых возлагается ответственность за результаты выполнения планов. Таким образом, можно отметить что функции планово-экономической и производственно-диспетчерской службы в гостиницы «Мелифаро» совпадают и возложены на вышеперечисленных работников.
В системе производственного планирования и управления можно выделить пять основных уровней:
1) стратегический бизнес-план;
2) план продаж и операций;
3) основной производственный план;
4) планирование необходимых материалов и мощностей;
5) оперативное управление производством и снабжением.
Одним из проверенных
мировой практикой эффективных
способов управления предприятием в
рыночных условиях является бюджетный
метод управления. Этот метод в
различных вариантах
Планово - бюджетная комиссия создается как рабочий орган Гостиницы «Мелифаро» для организации контроля за функционированием бюджетного процесса и центрах финансовой ответственности, исполнении всех положений о бюджетировании и производственно – финансовом планировании. На нее возлагаются общее руководство бюджетным процессом в гостинице и принятие соответствующих решений.
Решения планово-бюджетной комиссии по всем вопросам носят рекомендательный характер и могут выступать лишь в качестве обоснования для последующих решений руководства гостиницы.
Руководство гостиницы, как правило, не принимает к рассмотрению все вопросы, связанные с бюджетированием, без предварительной их экспертизы на планово-бюджетной комиссии.
Все вопросы, рассматриваемые
на планово-бюджетной комиссии, готовятся
планово-экономическим отделом
2.2. Анализ элементов внутренней среды ООО «Мелифаро»
Анализ внутренней
среды ООО «Мелифаро» был проведён
используя классификацию
ООО «Мелифаро» постоянно стремится к более широкому ассортименту, поскольку желает позиционировать себя на рынке в качестве поставщиков гостиничных услуг, стремясь увеличить свою долю на рынке. Ассортимент гостиничных услуг, представленной в фирме «Мелифаро», характеризуется оптимальным его разнообразием с расчётом на конкретную группу потребителей и позволяет удовлетворить вкусы самых взыскательных клиентов.
Как известно, основным критерием товарного ассортимента является количество наименований входящих в него товаров и услуг, т.е. широта ассортимента услуг. Соответствующая широта ассортимента обеспечивает фирме «Мелифаро» получение прибыли. Количество же видов и разновидностей каждой отдельной услуги в рамках ассортиментной группы характеризует глубину ассортимента услуг.
Генеральная стратегия «Мелифаро» может считаться активной, поскольку она направлена на захват рынка: фирма увеличивает количество филиалов, расширяет торговые площади. Деловая стратегия, выбранная руководством, состоит в расширении масштабов деятельности, причем не только на рынке гостиничных услуг, но и на рынке транспортных услуг.
Основным конкурентным преимуществом, которое позволит, по мнению руководства, обеспечить реализацию стратегии, является дифференцированный маркетинг: имеется предложение и по низким ценам, и для элитных покупателей, а также детально разработанные программы экономического стимулирования сбыта (дисконтные программы, лотереи с ценными призами).
За организацию финансовой службы и бухгалтерского учета в ООО «Мелифаро» отвечает финансовый директор. В соответствии с Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете», от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ руководитель организации назначает главного бухгалтера. Руководитель контролирует выполнение требований главного бухгалтера по предоставлению всеми службами, имеющими отношение к учету, документов и сведений, оформленных надлежащим образом.
Далее, проанализируем кадровый состав гостиницы «Мелифаро», который является главным структурным элементом внутренней среды любого предприятия.
Анализ численности работников гостиницы «Мелифаро» производится поквартально и за год по всем видам деятельности, составе и структуре кадров.
В таблице 5 проанализируем состав кадров гостиницы «Мелифаро» в 2007-2009гг.
Таблица 5
Состав кадров гостиницы «Мелифаро»
Категория |
Годы |
Изменения, (+,-) |
Темпы роста, % | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2009г. от 2007г. |
2009г. от 2008г. |
2009г. к 2007г. |
2009г. к 2008г. | |
Среднесписочная численность работников, чел. |
89 |
85 |
83 |
-6 |
-2 |
93,2 |
97,6 |
В том числе: работники производства |
50 |
49 |
46 |
-4 |
-3 |
92,0 |
93,9 |
Работники торговой группы |
24 |
20 |
22 |
-2 |
+2 |
91,7 |
110,0 |
Административно-управленческий персонал |
15 |
16 |
15 |
- |
-1 |
100,0 |
93,7 |
Удельный вес в общей |
|||||||
Работников производства |
56,2 |
57,6 |
55,4 |
-0,8 |
-2,2 |
98,6 |
96,2 |
Работников торговой группы |
27 |
23,5 |
26,5 |
-0,5 |
+3 |
98,1 |
112,8 |
Административно-управленческий персонал |
16,8 |
18,8 |
18,1 |
+1,3 |
-0,7 |
107,7 |
96,3 |
Наибольшее количество работников гостиницы составляет работники производства, в 2009г. их количество составило 46 чел., что на 4 чел. меньше, чем в 2008г. и на 3 чел. меньше чем в 2008г., темп роста составляет 92,0% по сравнению с 2007г. Число персонала занятого в основной деятельности равно в последние два года числу работающих в ООО. В последние три года снижается общее количество работающих на предприятии.
В таблице 6 проанализируем движение рабочей силы в гостинице «Мелифаро» в 2007-2009.
Таблица 6
Движение рабочей силы в гостинице «Мелифаро» в 2007-2009гг.
Категория |
Годы |
Изменения, (+,-) |
Темпы роста, % | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2009г. от 2007г. |
2008г. от 2007г. |
2009г. от 2007г. |
2009г. от 2008г. | |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
89 |
85 |
83 |
-6 |
-2 |
93,2 |
97,6 |
Всего принято в течение года, чел. |
65 |
57 |
63 |
-2 |
+6 |
96,9 |
110,5 |
Всего выбыло с начала года, чел. |
81 |
80 |
88 |
+7 |
+8 |
108,6 |
110,0 |
Анализ движения рабочей силы в целом по гостинице «Мелифаро» проводится за год и сопровождается изучением причин увольнения. Приведенные данные свидетельствуют о том, что в ООО наблюдается достаточно интенсивное движение рабочей силы. В 2009 году состав работников обновился почти на 1/3. В 2009 году было уволено на 25 человек больше, чем принято, это связано с началом новой кадровой политики, проводимой руководством предприятия.
Существующая система оплаты труда работников не является эффективной, поэтому она требует совершенствования и перехода от сдельно-премиальной системы к бестарифной. Бестарифная система заработной платы позволит в большей мере материально стимулировать труд рабочих более высоких квалификаций.
Данные о возрастном составе работников на предприятии представлены в таблице 7.
Таблица 7
Состав работников гостиницы «Мелифаро» по возрасту
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | ||||
кол – во, чел. |
в % к итогу |
кол – во, чел. |
в % к итогу |
кол – во, чел. |
в % к итогу | |
16 – 29 лет |
23 |
21,2 |
19 |
32,4 |
20 |
38,5 |
30 - 49 лет |
36 |
24,2 |
31 |
52,7 |
25 |
51,1 |
50 лет и старше |
30 |
54,6 |
35 |
14,9 |
38 |
10,4 |
Как показывают данные таблицы 7, наибольший удельный вес в структуре работников имеют работники возрастной группы 30 – 49 лет. В 2007 году доля этой группы составила 24,2%, в 2008 г. повысилась до 52,7% и оставалась стабильной в 2009 г. – 51,1%. Резко снизилась доля работников в возрасте 50 лет и старше с 54,6% в 2007 г. до 10,4% в 2009 г. В связи с закрытием цеха пришлось сократить нескольких работников пред пенсионного возраста, предпочтение отдавалось людям в возрасте 16-29 лет. Этим объясняется увеличение удельного веса этой возрастной категории с 21,2 % в 2007 г. до 38,5 % в 2009 г. или на 17,3 %.
Отделу кадров необходимо усилить работу по повышению квалификации и повышению квалификационных требований.
Организация эффективной системы премирования в гостинице «Мелифаро» предполагает:
1) обеспечение соответствия
установленных показателей
2) установление для
отдельных категорий
3) правильный выбор
исходной базы премирования, т.е.
определение той нормы труда,
за выполнение которой
4) обеспечение непосредственной
зависимости размеров премий
от конечных результатов
Информация о работе Совершенствование среды функционирования гостиницы «Мелифаро»