Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является проведение исследования внутренней среды гостиницы «Мелифаро».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть теоретические аспекты исследования внутренней среды в современных условиях;
2) провести исследование внутренней среды гостиницы «Мелифаро»;
3) указать рекомендации по совершенствованию внутренней среды данного предприятия.
Предметом исследования является внутренняя среда предприятия.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические аспекты исследования внутренней
среды организации в условиях рыночной экономики … ... 7
1.1. Понятие внутренней среды организации и её элементы…..…………….…7
1.2. Методы исследования внутренней среды организации …………. ……...14
2 Исследование внутренней среды в Гостинице «Мелифаро»: достоинства и недостатки ………………. ……... 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика гостиницы «Мелифаро»………………………………………………………………………23
2.2. Анализ элементов внутренней среды гостиницы «Мелифаро» ……..…..30
2.3. Анализ методов исследования внутренней среды организации…..…… 46
3 Совершенствование среды функционирования гостиницы «Мелифаро» ………………………………………….……...60
3.1. Рекомендации по совершенствованию внутренней среды предприятия ..60
3.2. Совершенствование методов исследования внутренней среды
организации……………………………………………………………………….65
Заключение …………………………………………………………………..77
Список используемых источников ………………………………..81
Кроме этого, каждая фирма имеет свой, только ей присущий организационный стиль, определяемый философией, принципами и методами разрешения проблем и принятия решений, свой кодекс ценностей, а также особая система внутренних взаимоотношений. Вышеперечисленные компоненты являются составными элементами корпоративной культуры. Стиль руководства может хорошо вписываться в стратегию фирмы, а может и войти с ней в противоречие.
Своевременная оценка внутренней среды организации позволяет обеспечить баланс рыночных запросов и реальных возможностей самой компании, получить необходимую информацию для принятия обоснованных стратегических решений и разработки рыночной стратегии и политики предприятия.
Организация управления базируется на разработке комплекса организационных положений (регламентов, инструкций, ответственности), определяющих структуру управления.
Организация управления предусматривает разработку оргструктуры управления.
Организационная структура,
в свою очередь, показывает область
ответственности каждого
Объем управленческих работ в немалой степени зависит от вертикального разделения труда, которое дает в результате иерархию управления и определяет подчиненность лиц на каждом уровне управления.
Общая структура управления подразделяется на структурные элементы этой организации, например: организационная структура; структура функциональных обязанностей; структура обмена услугами; информационная структура; ресурсно-технологическая структура; структура трудовых ресурсов.
Достичь поставленных целей можно за счет многих факторов, однако разделение труда предусматривает выделение целевых задач. Задача - это комплекс видов работ (деятельности), который должен быть выполнен в установленный регламентом срок и разработанными способами, т.е. отдельному работнику или всей организации могут ставиться задачи, направленные на достижение определенной цели.
Задачи структурного подразделения
или организации можно
Наличие поставленных задач позволяет менеджеру или группе менеджеров разрабатывать рекомендации, направленные на улучшение организационной структуры и повышение продуктивности организации за счет:
1) сокращения расходов на управление;
2) уменьшения дублирования работ;
3) уменьшения фрагментарности функций исполнителей;
4) регулирования загруженности менеджеров, позволяющего избежать повышения интенсивности труда или ее резкого снижения;
5) переключение усилий на главные стратегические цели и задачи организации;
6) разработки рационального плана структуры занятости персонала и распределения функций между работниками в соответствии с изменениями структуры и масштабов деятельности организации.
Любая структура управления (внутренняя) предполагает тесную взаимосвязь внутренних переменных (факторов), базирующихся на разработке системных моделей или социотехнических систем, которая может выглядеть так (рис. 2).
Рис. 2 - Взаимосвязанность внутренних переменных
Кадровый срез внутренней среды организации охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.
Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.
Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.
1.2. Методы исследования внутренней среды организации
Анализ внутренней среды проводят по следующим направлениям:
1) производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства; контроль качества, издержки и качество технологий; патенты, торговые марки и т.п.;
2) персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;
3) организация управления: организационная структура, система управления; уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций;
4) маркетинг: товары, произведенные фирмой, доля на рынке; возможность собирать необходимую информацию о рынках; каналы распределения и сбыта; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинговые планы и программы; нововведения; имидж, репутация и качество товаров; стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;
5) финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли.
Метод исследования - это способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого проводится исследование. Метод исследования в менеджменте нацелен на практику организации, социально-экономической системы, и включает как категориальный аппарат исследования, так и эмпирический способ получения знания на основе большого массива данных - количественных и качественных показателей функционирования системы.
Наиболее широко используемыми методами проведения исследований являются методы анализа документов, методы опроса потребителей, экспертные оценки и экспериментальные методы. Главное отличие методов социологических исследований от экспертных оценок заключается в том, что первые ориентированы на массовых респондентов очень различной компетентности и квалификации, в то время как экспертные оценки - на ограниченное число специалистов-профессионалов. Объединяет эти две группы методов, прежде всего то, что в обоих случаях для обработки собранных данных используются одни и те же методы математической статистики. Другой класс методов представляют экономико-математические методы.
Можно выделить несколько групп экономико-математических методов, используемых при проведении исследований:
1. Статистические методы обработки информации (определение средних оценок, величин ошибок, степени согласованности мнений респондентов и т.д.).
2. Многомерные методы (в первую очередь факторный и кластерный анализы).
3. Регрессионные и корреляционные методы.
4. Имитационные методы.
5. Методы статистической
теории принятия решений
6. Детерминированные методы исследования операций (в первую очередь линейное и нелинейное программирование).
7. Гибридные методы.
Математическое моделирование в маркетинговых исследованиях весьма затруднено.
Получить достаточно полную информацию по интересующей проблеме можно лишь имея хорошо продуманную концепцию сбора данных.
Прежде чем приступить к проведению социологического исследования необходимо решить, что должно служить источником информации - уже имеющийся материал или новый сбор данных. В первом случае говорят о вторичном исследовании, во втором - о первичном. Оба метода равнозначны для практики. Иногда для решения проблемы бывает достаточно анализа уже собранной ранее информации , во всяком случае с этого должен начинаться каждый исследовательский проект. Источники вторичной информации делятся на внутренние (по отношению к организации) и внешние.
К внутренним источникам относятся:
1) бухгалтерские отчеты;
2) внутренняя статистика;
3) материалы ранее проведенных исследований;
4) досье клиентов и т.д.
К внешним источникам относятся:
1) государственная статистика;
2) отраслевая статистика;
3) литература, выпускаемая фирмами;
4) публикации рекламных агентств;
5) материалы институтов для изучения рынка.
Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для целей, отличных от связанных с решением исследуемой проблемы. Существует два основных вида вторичной информации: внутренняя и внешняя. Первую получают в рамках фирмы, вторую - из источников вне фирмы. Вторичные данные - информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей.
Преимущества вторичного исследования - меньшая трудоемкость, сравнительная дешевизна и более легкий доступ к информации Макроэкономические данные можно получить только с помощью такого подхода .
Этот метод получения информации имеет и свои недостатки, а именно:
1) данные могут оказаться устаревшими;
2) не гарантирована точность данных;
3) не всегда ясен методологический базис сбора данных.
Сбор вторичной информации обычно предшествует сбору первичной информации.
Вторичные данные помогают исследователю более глубоко ознакомиться с ситуацией в отрасли, с тенденциями изменения объема продаж и прибыли, конкурентами, последними достижениями науки и техники и т.п.
Первичные данные - информация,
собранная впервые для какой-
Большинство социологических исследований предполагает сбор первичных данных. К сожалению, для некоторых управляющих сбор первичных данных сводится к придумыванию нескольких вопросов и отысканию ряда лиц, у которых можно взять интервью. А ведь данные, собранные таким способом, могут оказаться бесполезными или - еще хуже - вводящими в заблуждение. Так что для сбора первичных данных лучше всего разработать специальный план (таблица 2).
Таблица 2
План сбора первичной информации (данных)
Методы исследования |
Наблюдение |
Эксперимент |
Опрос |
Орудия исследования |
Анкета |
Механические устройства |
- |
План составления выборки |
Единица выборки |
Объем выборки |
Процедура выборки |
Способы связи с аудиторией |
Телефон |
Почта |
Контакт |
Методы сбора данных при проведении социологических исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные.
Количественные исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечают большее число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются:
1) четко определенные формат собираемых данных и источники их получения;
2) обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе.
Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартизированной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому предшествуют специальные процедуры.
Информация о работе Совершенствование среды функционирования гостиницы «Мелифаро»