Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 23:10, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Социально-экономические изменения последних пятнадцати лет в нашей стране предопределили актуализацию тех особенностей специфики строительного производства, которые усиливают воздействие человеческого фактора на успешность деятельности организаций отрасли. Поэтому в теории и практике менеджмента строительства все чаще отмечается роль социально-психологических аспектов управления производством. Однако на практике работа с персоналом зачастую сводится лишь к ликвидации негативных тенденций и решению срочных задач.
Терминологические различия могут быть обусловлены и характером, и направлением деятельности. Так, термин «персонал» чаше всего используют небольшие компании, и, напротив, крупные фирмы используют в основном термин «человеческие ресурсы».
Управление персоналом - это система взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мор по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования потенциала рабочей силы на уровне организации.
Среди основных задач управления персоналом можно выделить:
- помощь фирме в достижении ее целей;
- обеспечение фирмы квалифицированными и заинтересованными работниками;
- эффективное использование мастерства и способностей персонала;
- совершенствование систем мотивации персонала;
- повышение уровня удовлетворенности трудом всех категорий персонала;
- развитие и поддержание на высоком уровне системы повышения квалификации персонала и профобразования;
- сохранение благоприятного морального климата;
- управление внутрифирменным движением персонала;
- управление карьерой работников;
- совершенствование методов оценки персонала;
- обеспечение высокого уровня жизни работников, который делает работу в фирме желанной.
Сложность и многогранность задач управления персоналом предполагает множественность аспектов в подходе к этой важной проблеме. Обычно выделяют следующие аспекты управления персоналом:
- технико-технологический аспект отражает уровень развития конкретного производства, особенности использования в нем техники и технологии, производственные условия и т.п.;
- организационно-экономический аспект касается вопросов, связанных с планированием численности, составом работающих, моральным и материальным стимулированием, с использованием рабочего времени и т.д.;
- правовой аспект включает вопросы соблюдения действующего трудового законодательства в работе с персоналом;
- социально-психологический аспект отражает вопросы социально-психологического обеспечения управления персоналом, внедрения различных социальных и психологических процедур в практическую работу;
- педагогический аспект связан с решением вопросов по воспитанию персонала и наставничеству.
Комплексный подход к управлению персоналом предполагает учет всех аспектов в их совокупности и взаимосвязи при определяющей роли социально-экономических факторов. Системный подход отражает учет взаимосвязи между отдельными аспектами управления персоналом и выражается в разработке конечных целей, определении путей их достижения, создания соответствующего механизма управления.
В процессе управления персоналом, как целостной системе, можно выделить основные элементы, реализующие следующие функции:
В свою очередь, каждая из указанных систем тоже носит комплексный характер и включает ряд функциональных подсистем. Принципиальная схема управления персоналом приведена на рис. 1.
Рисунок 1 Принципиальная схема управления персоналом
Механизм управления персоналом включает следующие стадии; формирование, использование, стабилизация и собственно управление (см. рис. 2).
Так, на стадии формирования закладывается основы инновационного потенциала персонала и перспективы его дальнейшему наращивания. Это важная стадия в жизненном цикле предприятия. Отклонение численности персонала как в меньшую, так и большую сторону влияет на уровень трудового потенциала. Нехватка персонала приводит к недоиспользованию производственного потенциала, чрезмерная нагрузка - к недоиспользованию индивидуального потенциала.
Рисунок 2 - Механизм управления персоналом
Цель формирования персонала - свести к минимуму резерв нереализованных возможностей. Этот резерв обусловлен несовпадением потенциально формируемых в процессе обучения способностей к труду и личных качеств с возможностями их использования при выполнении конкретных видов работ, потенциальной и фактической занятости в количественном и качественном отношении.
Управление персоналом осуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий и предполагает: определение целей и основных направлений работы с персоналом; определение средств, форм и методов осуществления поставленных целей; организацию работы по выполнению принятых решений; координацию и контроль выполнения намеченных мероприятий; постоянное совершенствование системы работы с персоналом.
Таким образом, управление персоналом - область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом и оптимальное его использование. Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий.
Система управления персоналом включает ряд стадий: формирование, использование, стабилизацию и собственно управление. Формирование (становление) персонала организации – особая стадия, в процессе которой закладываются основа его инновационного потенциала и перспективы дальнейшего наращивания. Эта стадия является исключительно важной в жизненном цикле нового предприятия. От своевременного и полного решения социально-экономических и организационных задач во многом зависит его эффективная работа. Отклонение численности персонала от научно обоснованной потребности предприятия в ней, как в меньшую, так и в большую сторону влияет на уровень трудового потенциала. Это значит, что как дефицит, так и излишек персонала одинаково отрицательно влияют на трудовой потенциал. Так, нехватка персонала приводит к недоиспользованию производственного потенциала и чрезмерной нагрузке на работников; содержание излишней численности ведет к недоиспользованию их индивидуального потенциала.
Таким образом, цель формирования персонала – свести к минимуму
резерв нереализованных возможностей,
который обусловлен несовпадением потенциально
формируемых в процессе обучения способностей
к труду и личных качеств с возможностями
их использования при выполнении конкретных
видов работ, потенциальной и фактической
занятости в количественном и качественном
отношении. Стадия формирования персонала
призвана решать следующие задачи: установление
соотношения численности работников с
различными профессионально-
В основу решения этих задач могут быть положены основные принципы использования персонала в организации:
Рассматривая процесс управления персоналом как целостную систему, можно выделить основные элементы, реализующие следующие функции:
Каждая из этих подсистем может быть представлена как группой лиц, так и одним лицом, в зависимости от масштабов самой организации и степени развития кадровой политики. Основное назначение приведенной специализации состоит в четком формулировании целей, задач и функций управления в целом и отдельных администраторов в частности; в ясном понимании механизма воздействия на трудовые ресурсы.
Управление персоналом базируется на следующих исходных положениях:
1) необходимость тесной связи планирования персонала со стратегией развития организации (фирмы);
2) количественная оценка издержек на работу с персоналом и их влияния на экономические показатели производства;
3) определение необходимого пакета компенсаций для эффективной работы на рынке труда.6
Руководство персоналом как функция управления призвана объединять, координировать, взаимоувязывать и интегрировать все прочие функции в единое целое. Достигается это реализацией принципов работы с персоналом, их взаимодействием. Под принципом понимается научное начало (основание, правило), которое при решении надо учитывать или соблюдать.
Для каждого состояния межличностных отношений, достигнутого уровня самоорганизации, достоверности оценки общественно-полезного эффекта существует оптимальный уровень самоорганизации или прав самоуправления, при наличии которых предприятие получает максимальный общественно-полезный эффект.
Структура управления персоналом включает в себя следующие направления деятельности:
Между целями и функциями существуют определенные различия. Цель – это а функция – это фактическое действие. Цели организации характеризуются тремя признаками: они отражают желаемые состояния в будущем; они обозначают эти состояния конкретно и отличаются от индивидуальных целей тем, что обладают свойством, обязательным для всех работников предприятия; их официально утверждают, а руководство предприятия одобряет. Цели выполняют три функции: управления, координации и контроля. Цели – это стимул для поведения, поэтому они управляют поведением. Они позволяют и стимулируют взаимное согласование поведения и в этом смысле выполняют координирующую функцию. И, наконец, цели определяют выработку критериев для контроля. Управление персоналом осуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий и предполагает: определение целей и основных направлений работы с персоналом; определение средств, форм и методов осуществления поставленных целей; организацию работы по выполнению принятых решений; координацию и контроль выполнения намеченных мероприятий; постоянное совершенствование системы работы с персоналом.
Информация о работе Совершенствование управления персоналом на предприятии