Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 09:31, курсовая работа
Актуальность работы объясняется новыми тенденциями в области управления организацией и важностью лидерства для эффективного развития компании.
Целью дипломной работы является выявление роли лидера в управлении и формирование эффективного института лидерства в организации. Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в работе:
Понятие и содержание лидерства
Современные теории лидерства
Роль лидера в системе управления организацией
Введение 3
1. Управление лидерством в организации 5
1.1. Понятие и содержание лидерства 5
1.2. Современные теории лидерства 10
1.3. Роль лидера в системе управления организацией 25
2. Формирование института лидерства 38
2.1. Модель. Алгоритм формирования 39
2.2. Выявление и исследование личностных особенностей и качеств лидера в организации 42
2.2.1.Методы оценки личностных особенностей лидера и руководителя в организации 42
2.2.2.Применение ситуационного подхода к выявлению института лидерства в организации 63
3. Совершенствование института лидерства 75
3.1. Описание института лидерства 75
3.2. Рекомендации к совершенствованию 77
Заключение 84
Список использованной литературы 87
Приложения 90
Данные исследования.
Мета-анализ 170 работ по 1981 г. включительно, проведенный с целью проверки теории (Strube & Garcia, 1981), и похожее исследование Петерса с коллегами (Peters et al., 1985) показали, что большинство из них дали положительные результаты. Петере с коллегами пришли к выводу о том, что данные, первоначально положенные в основу данной теории, служат ей очень веским подтверждением. Более поздние исследования предоставили дополнительные доказательства, хотя иногда менее убедительные. Они проверили предположение о том, что лидеры, чей стиль не соответствует ситуации, испытывают больше стресса в связи с работой, чем те, чей стиль соответствует условиям.
Недостатки теории Фидлера:
Нормативная модель Врума—Йеттона—Яго
Врум и Йеттон разработали ситуационную теорию принятия решений лидером. Она отвечает на вопрос, в какой мере лидеры должны привлекать подчиненных к принятию решений. Это нормативная теория, так как она устанавливает правила, которым должны следовать лидеры для принятия наилучших решений в данных обстоятельствах.
Врум и Йеттон предположили, что лидеры обычно используют один из пяти методов принятия решений. Они приведены в табл. 1.4.
Таблица № 1.4.
Стиль
AI Вы сами принимаете решение. Вы принимаете решение, ни с кем не обсуждая сложившуюся ситуацию. Вы полагаетесь исключительно на собственные знания или информацию, имеющуюся в письменных документах
АII Вы собираете информацию, а затем сами принимаете решение. Вы получаете дополнительную информацию от одного подчиненного или более, чтобы принять решение. Вы можете сообщать или не сообщать им о решаемой задаче, вы запрашиваете у них только информацию, а не возможные решения или предложения
СI Вы советуетесь с сотрудниками, а затем сами принимаете решение. В этом случае вы рассказываете о задаче отдельным подчиненным в индивидуальном порядке. Вы получаете от них дополнительную информацию и просите совета относительно возможных решений задачи. При этом решение принимаете сами
СII Вы советуетесь со всей группой, а затем сами принимаете решение. Используя этот стиль, вы собираете всех подчиненных и в группе обсуждаете возможные пути решения, сотрудники выступают главным образом в роли консультантов. Вы можете использовать их мнения и предложения в качестве дополнительной информации, но сохраняете право на окончательное решение
GII Вы излагаете задачу группе и вместе с ней решаете, как поступить. В этом случае вы предоставляете своим подчиненным полное право участвовать в процессе принятия решения. Вы можете сформулировать им задачу, предоставить необходимую информацию и участвовать в обсуждении как обычный член коллектива, но используете свое положение лидера, чтобы повлиять на остальных. Решение принимает группа, а вы принимаете не только ее решение, но и ответственность за его принятие. В разговоре с другими вы используете формулировку «Мы решили...», а не «Группа решила...» или «Я решил...»7
Названные методы расположены на континууме от крайне авторитарного до выраженного группового (или партнерского) подхода. Категория AI значит «Авторитарный I», когда лидер предпочитает принимать решение один. Римские цифры I и II обозначают степень авторитарности. АИ похож на предыдущий стиль, но лидер запрашивает информацию у сотрудников, прежде чем принять решение. CI расшифровывается как «Консультативный I» и подразумевает изложение задачи сотрудникам в индивидуальном порядке. Стиль СП похож на предыдущий, но лидер советуется со всеми сотрудниками сразу. G расшифровывается как «Групповой», а СП — принятие решения всей группой с целью достижения единодушного мнения.
Данная теория рассматривает вопрос о том, как лидеру следует выбирать тот или иной стиль принятия решения. Она не предлагает какого-то одного наилучшего стиля, скорее указывает на вопросы, которые лидеры должны задавать себе, прежде чем привлекать к принятию решения подчиненных.
Недостатки теории Врума—Йеттона—Яго
Итак, результаты многих исследований подтверждают данную модель, и в этом отношении она обоснована лучше, чем многие теории лидерства, уже рассмотренные нами. Конечно, ее достаточно хорошо подтверждают отчеты менеджеров о том, как они принимают удачные решения, даже если подчиненные постоянно предпочитают большую долю участия в этом процессе. Это непростая модель, еще больше усложненная последними доработками. Однако она обладает большей чувствительностью к различиям ситуаций и большей конкретностью по сравнению с первоначальной
За основу взята теория ожиданий, которую Хаус адаптировал к теории лидерства.
Теория ожиданий связана с процессом мотивации. Согласно этой теории, люди решают, что делать при данных обстоятельствах исходя из расчета ожиданий, содействия и значимости в данной ситуации.
Ожидания (expectancy) — это убеждение, что ваши усилия приведут к выполнению задачи.
Содействие (instrumentality) — это убеждение, что выполнение задачи будет вознаграждено.
Значимость (valence) — это то, насколько значимы для вас вознаграждение или результат.
Фундаментальное положение теории «путь—цель» заключается в том, что подчиненные будут настолько благоприятно воспринимать требования лидера, насколько они будут ощущать и рассчитывать, что он поможет им достигнуть целей.
Согласно данной теории, есть четыре типа лидерского поведения, которые могут повлиять на мотивацию подчиненных:
Инструментальное
лидерство (иногда его называют «директивное»).
Оно подразумевает предоставление подчиненным
конкретных указаний, разъяснение их роли,
требование соблюдения стандартных правил, объяснение, каким образом
следует выполнить работу. Это напоминает
стиль с высоким уровнем структуры
и низким уровнем внимания к персоналу
в исследованиях в Огайо или сильно ориентированный на задачу
и слабо ориентированный на людей подход
в модели ситуационного лидерства Херси
и Бланшара или в управленческой решетке
Блейка и Мутона.
Поддерживающее
лидерство. Оно подразумевает дружеские и тесные
отношения с подчиненными, внимательность
к их нуждам,
заботу об их благополучии и положении.
Это напоминает стиль с
низким уровнем структуры и высоким уровнем
внимания в исследованиях в Огайо или
слабо ориентированный на задачу и сильно
ориентированный на людей подход в управленческой
решетке или модели ситуационного лидерства.
Партнерское
лидерство. Оно подразумевает сообщение подчиненным
информации, консультации с ними и привлечение
их к об
суждению решения до его принятия. Это
напоминает наиболее
эффективный высокий/высокий стиль в исследованиях
в Огайо,
в управленческой решетке или модели ситуационного
лидерства.
Лидерство, ориентированное
на достижение. Оно подразумевает
постановку
труднодостижимых целей и акцент на превосходстве
одновременно с выражением уверенности
в способности подчиненных достичь этих
целей.
Хаус подчеркивает, что все эти четыре стиля может применять Один и тот же лидер в зависимости от обстоятельств. Действительно, подобная гибкость — признак успешного лидера.
Некоторыми из личных качеств, предлагаемых данной теорией, являются локус контроля, самооценка способностей и потребность в принадлежности.
Локус контроля касается того, считает человек происходящее с ним результатом его собственного поведения или результатом воздействия неподвластных ему сил.
Вторым ситуационным фактором, рассматриваемым в теории «путь—цель», является рабочая обстановка. Сюда входят структура задачи, система формальных полномочий и основная рабочая группа.
В ходе исследования данной модели получены противоречивые результаты. Поэтому теория не получила большого распространия.
Недостатки теории «путь—цель»: противоречивые результаты, отсутствие сведений о неформальных группах, усреднение показателей лидерского поведения, а также проблемы измерения лидерского поведения, существует проблема причинной связи. Большая часть положений теории еще не проверена. Первоначальный интерес к теории «путь—цель», по-видимому, неоправдан.
Все ситуационные подходы ищут ответ на вопрос: когда один лидерский стиль или подход уместнее другого. Как мы убедились в данной главе, эффективность лидерского поведения зависит от контекста, в котором оно осуществляется. Мы также увидели, что разные теории и модели выделяют разные контекстуальные переменные или факторы. Ни об одной из ситуационных теорий или моделей нельзя сказать, что она лучше остальных.
Каждая из них обладает некоторыми достоинствами и преимуществами, но все они имеют недостатки . Поэтому сложно выделить четкое превосходство одной над другой. Однако можно с уверенностью сказать, что независимо от лидерского стиля, или поведения, важную роль играют отношение между лидером и подчиненным и оценка каждым из них действий другого. 8 В практической части дипломной работы мною будет применен один из ситуационных подходов для выявления института лидерства в организации.
Рассмотренные теории лидерства в той или иной степени объясняют, почему лишь определенные люди становятся лидерами. Однако они не пытаются ответить на вопросы, почему одни люди стремятся к лидерству, а другие нет, и в какой мере можно управлять процессом формирования лидерства.
Роль лидера в системе управления организацией можно оценит по следующим пяти направлениям:
Лидерство и культура представляют собой два взаимосвязанных понятия. Известный исследователь организационной культуры Э. Шейн отметил: «Уникальный талант лидера заключается в способности создавать и управлять культурой; это единственная роль лидера, имеющая реальную важность».
Организационная культура представляет собой постоянно развивающийся и совершенствующийся социальный феномен. Она существует и трансформируется под влиянием многих факторов, которые обуславливают спонтанность изменения черт и доминирующих элементов. Единственным фактором, в рамках которого удается сознательно воздействовать на развитие организационной культуры, является лидерство. Лидерство можно прежде всего воспринимать как процесс совершенствования организационной культуры, позволяющий развивать такие элементы, которые в своей совокупности будут обеспечивать эффективную деятельность организации по реализации стратегических целей. Если нет заботы о повышении эффективности организационной деятельности, то воздействие лидера на организационную культуру теряет смысл.
С учетом вышеупомянутой роли лидера его задачами являются:
На сегодняшний день разработана модель основанная на взаимосвязи организационной культуры с определенной моделью управленческого лидерства. Она представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1. Взаимосвязь
организационной культуры с определенной
моделью управленческого
В соответствии с измерениями «гибкость/
Информация о работе Создание института лидерства на предприятии