Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 09:31, курсовая работа
Актуальность работы объясняется новыми тенденциями в области управления организацией и важностью лидерства для эффективного развития компании.
Целью дипломной работы является выявление роли лидера в управлении и формирование эффективного института лидерства в организации. Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в работе:
Понятие и содержание лидерства
Современные теории лидерства
Роль лидера в системе управления организацией
Введение 3
1. Управление лидерством в организации 5
1.1. Понятие и содержание лидерства 5
1.2. Современные теории лидерства 10
1.3. Роль лидера в системе управления организацией 25
2. Формирование института лидерства 38
2.1. Модель. Алгоритм формирования 39
2.2. Выявление и исследование личностных особенностей и качеств лидера в организации 42
2.2.1.Методы оценки личностных особенностей лидера и руководителя в организации 42
2.2.2.Применение ситуационного подхода к выявлению института лидерства в организации 63
3. Совершенствование института лидерства 75
3.1. Описание института лидерства 75
3.2. Рекомендации к совершенствованию 77
Заключение 84
Список использованной литературы 87
Приложения 90
Мотивационная сфера:
Анализ сложных ситуаций в общении G4 = 0.2. В целом ориентируется в структуре межличностных отношений и их развития; хорошо понимает и прогнозирует не особенно сложные ситуации межличностного взаимодействия; в целом принимает и быстро адаптируется к нормам и правилам, принятым в данной среде.
Богатство ролевого репертуара G3 = 2. Обладает высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает быстро и правильно понимать специфику конкретной ситуации и определенных взаимоотношений. Легко может найти нужный тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеет большой репертуар ролевого поведения.
Интуитивное понимание собеседника G2 = 2. Отлично умеет оценивать состояния, чувства и намерения людей по их невербальным проявлениям: мимике, позам и жестам, высоко развита способность к пониманию, эмпатии, интуиция.
Коммуникативная успешность SCI = 1. Обладает способностью извлекать максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует успешной социальной адаптации (при условии отсутствия невротизации и акцентуаций характера). Развитые коммуникативные способности: свойственна контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в общении, интерес к социальным проблемам, наличие потребности воздействовать на других и, возможно, хорошие организаторские способности. Легко уживается в коллективе, способствует поддержанию оптимального психологического климата в организации.
Потребность в общении A = 0.5. Тестируемый в равной степени способна устанавливать дружеские, теплые отношения и вести себя строго формально; наличие теплых личных связей не является безусловно значимой потребностью, но является достаточно приятной частью жизни.
Результативность общения G1 = 1. Отлично может предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Отлично умеет выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели, отлично ориентируется в невербальных реакциях участников взаимодействия и правил, регулирующих поведение людей.
Социальная смелость H = 2. Тестируемая легко устанавливает контакты, не теряется в новой ситуации и быстро к ней адаптируется, умеет найти нужный тон в общении с незнакомыми людьми, стиль поведения в новом коллективе и т.д.
Личностные особенности:
Исполнительность G = 2. (>>)Ориентирован на нормы и ценности, задаваемые обществом или значимым окружением, проявляет обязательность в исполнении законов и правил, принятых в данной социальной среде.
Мечтательность M = 0. Тестируемый - человек достаточно практичный, но любит и помечтать; видит "журавлей в небе", но пытается их ловить только на достаточно близком расстоянии от земли. Его суждения обычно отличаются зрелостью, логичностью, уравновешенностью, предсказуемым здравомыслием и потому заслуживают доверия.
Новаторство Q1 = 2. Тестируемый по жизни является новатором, любит пробовать новые методы, технологии и подходы, интересуется ими, легко отказывается от старых методов, взглядов и привычек; иногда для окружающих, исповедующих более консервативные взгляды, может выглядеть беспринципной, поскольку легко отказывается от тех или иных концепций или представлений, если ей стала очевидна их несостоятельность.
Оптимизм, энергичность F = 2. Излучает энергию, оптимизм и жизнелюбие, часто улыбается, приятна в общении; выражена потребность в активном времяпрепровождении, не может сидеть, сложа руки, любит активный отдых, развлечения; возможна недооценка проблемных моментов, опасности.
Эмоциональная стабильность C = -0.5. Тестируемый в равной степени способен к уравновешенному, сдержанному поведению и к живому эмоциональному отклику на происходящее, если ситуация к этому располагает. Средний уровень стрессочувствительности.
РЕЗУЛЬТАТ = 96.2 %.
Результат показывает, что выдвигаемый объект на роль лидера в организации в полной мере обладает личностными качествами, в следующем подпункте мною будут проведены исследования с применением ситуационного подхода к выявлению института лидерства в организации. И подтверждении результата методов оценки личностных особенностей лидера и руководителя в организации.
Как уже упоминалось в работе различают три основных подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства или созданию института лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.
Подход с позиции личных качеств нами был исследован в предыдущем подпункте, в котором мы выявили руководителя – не лидера и менеджера –лидера. Стиль руководителя –демократический. Стиль менеджера –лидера – демократический.
В данном подпункте мною будет проведено исследование по выявлению института лидерства на основе применения ситуационного подхода к этому вопросу.
Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.
Представим ситуацию, которая возникла в организации.
Есть руководитель, которого не бывает на работе, находится в постоянных командировках и разъездах, нужен человек – заместитель, обладающий лидерскими качествами для создания команды. Для эффективной работы организации было принято решение руководством создания института лидерства на основе сформировавшейся команды.
Данная ситуация будет представлена графически на рисунке 2.1.
" процесс"
"О"
(руководитель)
I
О Л О О О
I
I
I
Новый товар
I
Выдергиваем человека и ставим его лидером
I
Смотрим что получилось, потом возвращаем его на свое место
Ситуация – из 5 менеджеров, которые работает в нашей организации после проведения различных методик по выявлению лидерских качеств и по результатам исследований, выбираем одного менеджера являющимся лидером. И замещаем его руководителем. Эксперимент проводится в течении 5 недель.
После завершения эксперимента сложилась следующая ситуация на фирме.
Обладая прекрасными лидерскими качествами менеджеру удалось улучшить работу организации по следующим направлениям:
По окончании эксперимента менеджер по персоналу –лидер был поставлен на прежнее рабочее место.
Таким образом, данный эксперимент лишний раз доказывает, что главной идеей ситуационного подхода есть предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях.
Ведь могла быть и другая ситуация – не имея тех лидерских особенностей менеджер просто не смогу бы справится с руководящей должностью и, скорее всего, потерпел бы на этом поприще не удачу.
Теперь рассмотрим данную ситуацию с применение концепций ситуационного лидерства: континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта; модель ситуационного лидерства Фидлера; модель ситуационного лидерства Херси и Бланшара; модель "путь-цель" Хауса; ситуационная модель принятия решения Врума-Йеттона-Яго.
Континиум лидерского поведения Танненбауиа-Шмидта
В соответствии с данной моделью лидер выбирает один из семи возможных образцов поведения в зависимости от силы воздействия на отношения лидерства трех факторов: самого лидера, его последователей и создавшейся ситуации. На рис. 2.2 показан весь спектр выборов между демократической и авторитарной альтернативами, соответственно ассоциируемыми с интересом к отношениям или к работе20.
Закрашенная область принадлежит к демократическому стилю, к которому привержен наш менеджер по персоналу - лидер.
1.Лидер дает последователям действовать в приделах зоны свободы (высокая степень)
2.Лидер в определенных
3.Лидер выдвигает проблемы, просит дать предложения и принимает решение
( прислушивается к предложениям
и только тогда принимает
4.Лидер предлагает решение и
считает возможным его
5.Лидер выдвигает идеи и
6.Лидер убеждает
7.Лидер принимает решения и
доводит до сведения
Демократ полагает, что власть ему дается последователями, которых, он ведет, и что люди в своей основе обладают способностью к самоуправлению и творческой работе в условиях правильного мотивирования.
Модель ситуационного
В модели используется три ситуационные переменные, дающие возможность определить степень благоприятности или контролируемости ситуации для определенного лидерского стиля.
Согласно этой теории, эффективность лидера зависит как от его личностных качеств, так и от степени его контроля над ситуацией. По мнению Фидлера, личностные характеристики образуют мотивационную систему и касаются того, насколько положительно лидер оценивает своего наименее желательного сослуживца (НЖС)21. НЖС — основная переменная в данной теории. Лидера просят назвать человека, который нравится ему меньше всех остальных подчиненных. Это и будет наименее желательный сослуживец.
В качестве респондента в нашем примере будут выступать менеджер по персоналу – лидер определим его стиль по восьмибальной шкале по восьмибальной шкале. Рис. 2.322.
Общая сумма по результатам теста составила: 23 балла, если оценивать данный результат, то можно определить, что менеджер по персоналу набрал достаточно высокий балл. Поэтому его можно отнести к лидеру с высоким НЖС ориентированного на отношения.
Помимо НЖС в теории рассматриваются еще три ситуационные переменные, а именно: атмосфера в группе, структура задачи и должностные (или властные) полномочия лидера. Они определяют, насколько благоприятно складывается ситуация для лидера с точки зрения контроля над подчиненными.
Контролируемость или благоприятность ситуации определяется в модели как степень, с которой ситуация позволяет лидеру ее контролировать и оказывать влияние на последователей. Степень контроля ситуации определяется в модели следующими тремя переменными.
Отношения "лидер-последователь". Данная переменная отражает уровень лояльности, доверительности, поддержки и уважения, испытываемых и проявляемых последователем по отношению к лидеру. Приняв лидера, последователи будут делать все возможное для достижения поставленных им целей.
Структурированность работы (задачи). Эта переменная отражает уровень структурированности решаемых группой проблем или выполняемых ею заданий.
Должностные полномочия. Рассматриваемая переменная: отражает уровень формальных власти (полномочий) лидера, получаемой им на основе занимаемой в организации позиции, в частности, достаточность формальной власти для того, чтобы адекватно вознаграждать или, наказывать подчиненных, повышать их в должности или увольнять.
На рис. 2.423. приведена принципиальная схема взаимодействия лидерского стиля с ситуационными переменными для нашей ситуации.
Модель эффективного лидерства
строится на том, что лидерство ситуационно.
Благоприятность ситуации по отношению
к конкретному используемому
стилю определяется через три
ранее рассмотренные
Три ситуационные переменные в сочетании с двумя лидерскими стилями дают восемь типов ситуаций (рис. 2.5), наглядно описывающих модель Фидлера.
На рис. 2.524 показана ситуация, в которых лидер с высоким НЖС, возможно, будет более эффективен, чем лидер с низким НЖС.
Лидер с высоким НЖС в нашей ситуации добивается лучших результатов, в условиях умеренной благоприятности (ситуации 4-7). Ситуации 4 и 5 представляют собой случаи, когда последователи выполняют структурированное задание, но в то же время имеют наилучшие отношения с лидером. Соответственно, лидер в этих условиях вынужден проявлять интерес к эмоциям подчиненных. Возможна и другая ситуация, когда лидер обожаем, но задание слабо структурировано. В этом случае лидер зависит от наличия у последователей желания и творческой инициативы для выполнения поставленной задачи. Поэтому ему необходимо перевести внимание с отношений на работу как таковую.
Информация о работе Создание института лидерства на предприятии