Создание института лидерства на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы объясняется новыми тенденциями в области управления организацией и важностью лидерства для эффективного развития компании.
Целью дипломной работы является выявление роли лидера в управлении и формирование эффективного института лидерства в организации. Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в работе:
Понятие и содержание лидерства
Современные теории лидерства
Роль лидера в системе управления организацией

Содержание работы

Введение 3
1. Управление лидерством в организации 5
1.1. Понятие и содержание лидерства 5
1.2. Современные теории лидерства 10
1.3. Роль лидера в системе управления организацией 25
2. Формирование института лидерства 38
2.1. Модель. Алгоритм формирования 39
2.2. Выявление и исследование личностных особенностей и качеств лидера в организации 42
2.2.1.Методы оценки личностных особенностей лидера и руководителя в организации 42
2.2.2.Применение ситуационного подхода к выявлению института лидерства в организации 63
3. Совершенствование института лидерства 75
3.1. Описание института лидерства 75
3.2. Рекомендации к совершенствованию 77
Заключение 84
Список использованной литературы 87
Приложения 90

Файлы: 1 файл

Рекомендации к совершенствованию 84 Заключение 91.doc

— 1.65 Мб (Скачать файл)

Образный синтез: шкала построена на основе концепции седьмого субтеста Амтхауэра «Образный синтез». Характеризует способность оставлять целостную картину по наблюдаемым разрозненным деталям, к формированию целостного представления на основе отрывочной, неполной или непоследовательной визуальной информации.

Пространственное мышление: шкала построена на основе концепции одноименного восьмого субтеста Амтхауэра. Характеризует способность к невербальному анализу, к выявлению внутренней структуры объекта, выделяя и фиксируя (возможно, неосознанно) те его параметры, которые прямо связаны с его структурными характеристиками; способность оперировать внутренними взаимосвязями, зависимостями и отношениями.

Оперативно-логическая память – шкала построена на основе концепции одноименного девятого субтеста Амтхауэра. Характеризует способность к осмысленному запоминанию, структурированию информации и выделению ее логических закономерностей, к анализу и обобщению подлежащей запоминанию информации, позволяющему сохранить все качественное многообразие содержания и без потерь его воспроизводить.

Социальный интеллект определяет возможности тестируемого в плане  работы с людьми –умение понимать другого человека, получать от него информацию, убеждать и так далее. Для оценки социального интеллекта используется компьютерный аналог теста Гилфорда-Саливана.

При помощи теста определяют социальный интеллект по следующим параметрам:

Коммуникативная успешность: шкала построена на основе интегральных показателей по четырем субтестам Гилфорда: Саливана и отражает социальную адаптивность, потребность и способность к пониманию людей и взаимодействию с ними на вербальном и невербальном уровне, умение прогнозировать реакции людей в заданных обстоятельствах и правильно строить свою линию поведения для достижений целей в общении, тактичность.

Результативность общения: шкала построена на основе использования первого субтеста Гилфорда – Саливана и отражает способность к предвидению последствий поведения людей на основе понимания их чувств, мыслей и намерений, к предвосхищению поступков людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), умение выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели; понимание нормо-ролевых правил, регулирующих поведение в социуме.

Интуитивное понимание  собеседника: шкала построена на основе использования второго субтеста Гилфорда – Саливана и отражает способность к правильной оценке чувств и намерений людей по их мимике, позам и жестам; способность к интуитивному пониманию другого человека в ходе наблюдения за их невербальными проявлениями.

Богатство ролевого репертуара: шкала построена на основе использования третьего субтеста Гилфорда – Саливана и отражает способность правильно понимать то, что люди говорят друг другу в контексте определенной ситуации и определенных взаимоотношений, находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях.

Анализ сложных ситуаций в общении: шкала построена на основе использования четвертого  субтеста Гилфорда – Саливана и отражает способность анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимать логику их развития, изменения смысла ситуации при включении в нее различных участников, достраивать неизвестные участки в цепи межличностных взаимодействий, находить причины поведения людей, их внутренние мотивы, и понимать, как они поведут себя в дальше.

Тест 16-ти факторной теории личностных черт Р. Кеттела и рисуночный тест С. Розенцвейга были подробно расписаны при исследовании личностных особенностей руководителя организации.

Тест Ландольта используется для  оценки работоспособности исследуемого.

При помощи теста определяют характеристики работоспособности по следующим параметрам:

Внимательность – точность выполнения задания;

Скорость переработки информации – время, затрачиваемое испытуемым на осмысленное реагирование на стимул;

Продуктивность: соотношение скорости и точности механической работы;

И производные от них параметры – динамика точности, динамика скорости и динамика продуктивности, характеризующие изменения этих характеристик в ситуации напряженной деятельности со временем.

При помощи опросника К.Замфира  определяется  структура мотивации  трудовой деятельности по следующим параметрам:

Энтузиазм, желание работать – шкала отражает уровень внутренней положительной мотивации трудовой деятельности.

Стремление к успеху: шкала отражает уровень внешней положительной мотивации трудовой деятельности.

Значимость неудач: шкала отражает уровень внутренней положительной мотивации трудовой деятельности.

Анализ мотивационной сферы  дополнен концепцией направленности личности Баса, отражающей основные направленности интересов личности.

Ориентация на себя: аналог шкалы «Я – установка» теста Баса, которая характеризует ориентацию на удовлетворение эгоистических потребностей, склонность к соперничеству, доминированию, карьерные устремления.

Ориентация на общение: аналог шкалы «О – установка» теста Баса, характеризующей установку тестируемого на поддержание хороших отношений с людьми – с коллегами, с начальством, со всеми, с кем он работает.

Ориентация на дело: аналог шкалы «Д – установка» теста Баса, характеризующей личную заинтересованность в решении профессиональных проблем, стремление к наилучшим результатам в работе, к деловому сотрудничеству и т.д.

Ну и, наконец, при помощи концепции  теста MMPI в модификации Ф.Б. Березина были оценены глубинные личностные особенности, по следующим параметрам:

Ипохондрия, мнительность: шкала построена в соответствии с концепцией 1-й шкалы теста MMPI и отражает невротический сверхконтроль, мнительность, патологическое беспокойство за состояние своего физического здоровья и за то, чтобы все было, «как должно»; необходимость в подчинении правилам, инструкциям, четкой регламентации работы.

Ситуативная тревожность: шкала построена в соответствии с концепцией 2-й шкалы теста MMPI и отражает тревожность, как состояние; пессимистичность, депрессивные тенденции, осторожность, неуверенность.

Эмоциональная лабильность: шкала построена в соответствии с концепцией 3-й шкалы теста MMPI и отражает демонстративность, неустойчивость эмоций, конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций в поведении.

Импульсивность: шкала построена в соответствии с концепцией 4-й шкалы теста MMPI и отражает активность личностной позиции, уровень поисковой активности, преобладание мотивации достижения, склонность к доминированию, импульсивному поведению, стремление к риску, признание себя «вне правил».

Выраженность гендерных черт характера: шкала построена в соответствии с концепцией 5-й шкалы теста MMPI и отражает степень идентификации с традиционной культурной и социальной ролью мужчины и женщины – главным образом, в характере жизненного опыта, эстетических и культурных интересах, профессиональных устремлениях.

Ригидность, устойчивость: шкала построена в соответствии с концепцией 6-й шкалы теста MMPI и отражает степень фиксации на тех или иных эмоционально значимых вещах - устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, а также подозрительность, критическое отношение к ситуациям и окружению, упрямство.

Личностная тревожность: шкала построена в соответствии с концепцией 7-й шкалы теста MMPI и отражает тревожность, как личностную черту: неуверенность, нерешительность, стремление к отказу от деятельности с непредсказуемым или трудно предсказуемым исходом, склонность к навязчивому беспокойству, стремление создавать искусственные правила, ограничивающие возможности выбора в ситуации принятия решения.

Аутизация, индивидуалистичность: шкала построена в соответствии с концепцией 8-й шкалы теста MMPI и отражает индивидуалистические тенденции, независимость взглядов и суждений, стремление к обособленности, аналитический взгляд на мир, своеобразное, нетипичное восприятие, обособленно - созерацательную личностную позицию, некоторую отстраненность от реальности.

Гипертимность, оптимистичность: шкала построена в соответствии с концепцией 9-й шкалы теста MMPI и отражает «уровень психической энергии», активность позиции, позитивность самооценки, внутреннюю подвижность и активность, пренебрежение трудностями, декларируемый оптимизм.

Социальная интроверсия, стремление к избеганию общения: шкала построена в соответствии с концепцией 0-й шкалы теста MMPI и отражает стремление к деятельности, не связанной с общением, желание сузить круг социальных контактов, обращенность интересов в мир внутренних переживаний, снижение уровня включенности в социальную среду, застенчивость.

Использование этих шкал позволяет  определять степень искренности испытуемого и ряд глубинных особенностей его психики, а также общий уровень «вменяемости» тестируемого и внутреннюю направленность его личности.

Пример выявление лидера организации, оценка личностных и профессиональных качеств лидера, при помощи методов анкетирования, тестирования, названных выше.

Цель оценки: выявление лидера его личностных качеств, способности к лидерству, созданию своей команды лидеров, выявление потенциала лидерства в организации, основная цель выявление личностных качеств лидера организации, создание института лидерства.

Предварительно был выработан список личностных качеств и профессиональных навыков, подлежащих оценке: Особенности интеллекта, Мотивационная сфера, Мотивационная сфера, Личностные особенности.

Процедура включала в себя несколько блоков:1.Анкетирование (анкетирование заочное).2. Батарея из 6 тестовых методик. 3. Аналитические задачи.

Продолжительность процедуры: 5 часов.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Особенности интеллекта:

Мышление по аналогиям NI = 2. Мышление отлично тренировано, логика, способность мыслить по аналогиям является одной из самых сильных черт интеллекта тестируемого: он с легкостью находит связи между различными явлениями окружающего мира, способна выстраивать сложные логические цепочки, использовать дедуктивное мышление и рассуждать по аналогии, отличается высокой обучаемостью. Деятельность, для которой эти качества являются профессионально значимыми, является его "коньком" - его выполнение доставляет истинное удовольствие и является высоко результативным.

Осведомленность PRI = 2. Тестируемый отлично осведомлен относительно самых разных сфер жизни, обладает высоким уровнем общей эрудиции, умеет выделять в информации практически значимую сторону, общая осведомленность, эрудиция выражены особенно ярко; деятельность, в которой эти качества является профессионально значимыми, хорошо получается и вызывает удовольствие. В любых кризисных ситуациях в первую очередь включаются именно эти свойства интеллекта, причем тем сильнее, чем ситуация оказывается более критичной.

Понятийно-интуитивное  мышление II = 1. Понятийно-интуитивное мышление в целом сформировано: тестируемый способен отделять постоянные, значимые свойства и характеристики объектов и явлений от несущественных, хорошо ориентируется в описательном, плохо структурированном материале, способна понимать внутренний, неявный смысл высказываний и сообщений. Тестируемый пригоден к занятиям деятельностью, в которой данные качества является профессионально значимыми,  например в роли руководителя организации.

Систематическое мышление CTI = 1. Систематическое мышление в целом сформировано: тестируемый способен систематизировать информацию, классифицировать ее по значимым критериям, обобщать по родовидовым характеристикам, решать задачи на моделирование, мыслить структурировано, комплексно, многомерно; при наличии упорства возможно проявление способностей к освоению иностранных языков. Деятельность, в ходе которых подобные навыки и умения являются профессионально значимыми, будет получаться, однако в серьезных, кризисных ситуациях необходима подстраховка.

Мотивационная сфера:

Достоверность результатов MD = 2. Тестируемый не совсем откровен. Стремится показать, что всегда (или почти всегда) следует принятым правилам поведения даже без внешнего контроля. Он склонен завышать свои возможности и переоценивать себя. К результатам диагностики следует отнестись с осторожностью.

Значимость неудач ENM = 3. (>>)Мотив избегания неудач является ведущим в деятельности. Наказания и результаты ошибок производят оглушительное впечатление и могут приводить к отказу от деятельности.

Направленность на дело BS3 = 2. (>>)Для тестируемого важнее всего обычно то, как его деятельность влияет на продвижение того дела, которым он занят. Он готов пожертвовать ради дела как личными выгодами, так и общением с другими людьми (например, отстаивая собственное мнение, которое она считает единственным спасением для дела, она может пойти на то, чтобы испортить отношения с людьми или рискнуть карьерой).

Направленность на общение BS2 = 0.4. Наличие теплых личных связей не является безусловно значимой потребностью для тестируемой, но представляет достаточно приятную часть жизни. Поэтому хорошее отношение, признание рассматривается как поощрение и может служить мотивирующим фактором, хотя и не самым сильным. Тестируемый в равной степени способен устанавливать дружеские, теплые отношения и вести себя строго формально.

Направленность на себя BS1 = 0.7. Личные интересы являются для тестируемого достаточно важным мотивирующим фактором, однако этот мотив существует одновременно с другими, не менее сильными мотивами.

Стремление к успеху EPM = 3. (>>)В очень высокой мере выражена ориентация на успех, на достижение ради поощрения, подбадривания, социального или материального вознаграждения; возможность достичь каких-то результатов является важнейшим движущим фактором в работе.

Энтузиазм, желание работать IMT = 3. Внутренняя мотивация выражена очень сильно: энтузиазм, способность работать ради удовольствия, самомотивированность характерны в высокой степени, тестируемая активно вовлечена в то, что она делает, и испытывает очень приятные ощущения от работы самой по себе; задачи, которые возникают в процессе выполнения работы, являются важнейшим движущим фактором в его деятельности.

Информация о работе Создание института лидерства на предприятии