Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 09:31, курсовая работа
Актуальность работы объясняется новыми тенденциями в области управления организацией и важностью лидерства для эффективного развития компании.
Целью дипломной работы является выявление роли лидера в управлении и формирование эффективного института лидерства в организации. Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в работе:
Понятие и содержание лидерства
Современные теории лидерства
Роль лидера в системе управления организацией
Введение 3
1. Управление лидерством в организации 5
1.1. Понятие и содержание лидерства 5
1.2. Современные теории лидерства 10
1.3. Роль лидера в системе управления организацией 25
2. Формирование института лидерства 38
2.1. Модель. Алгоритм формирования 39
2.2. Выявление и исследование личностных особенностей и качеств лидера в организации 42
2.2.1.Методы оценки личностных особенностей лидера и руководителя в организации 42
2.2.2.Применение ситуационного подхода к выявлению института лидерства в организации 63
3. Совершенствование института лидерства 75
3.1. Описание института лидерства 75
3.2. Рекомендации к совершенствованию 77
Заключение 84
Список использованной литературы 87
Приложения 90
2. Личностный опросник Г.Айзенка или «Моудслейский личностный опросник» (Maudsley Personality Inventory, или MPI),. Он предназначен для диагностики нейротизма и экстраверсии – интроверсии. MPI состоит из 48 вопросов (по 24 на каждое измерение), на которые обследуемому требуется ответить "да" или "нет". Предусмотрен случай, когда обследуемый затрудняется ответить ("?"). За ответ, совпадающий с "ключом", дается 2 балла, за "?" – 1 балл. MPI разрабатывался в соответствии с теоретическими представлениями Г. Айзенка об экстраверсии – интроверсии и нейротизме, и с учетом данных, полученных с помощью первого опросника15.
Приведем примеры вопросов по шкале экстраверсии – интроверсии:
- Склонны ли Вы действовать быстро, решительно?
- Считают ли
Вас человеком живым,
3.Методика «УСК» (уровень
Измерение уровня субъективного контроля (УСК) широко применяется в нашей стране в психологии мотивации (методика когнитивной ориентации), в исследованиях человеческого характера и его связи с поведением. Под локусом контроля обычно имеют в виду склонность человека приписывать ответственность за все происходящее с ним либо самому себе, либо внешним факторам (другим людям, случайности, судьбе). Соответственно, выделяют два типа локуса контроля: интернальный и экстернальный.
4. Опросник «Стиль руководства»: предназначен для оптимального выбора стиля руководства в организации.
5. Методика «Потребность в
6.Аппаратная методика определения стрессоустойчивости:
Шкалы поведения человека в состоянии фрустрации определяются при помощи теста, использующего идеи и подход проективного рисуночного теста С. Розенцвейга, модифицированного для компьютерной формы предъявления и адаптированного для современной российской выборки.
Внешнее реагирование на стресс – шкала построена в соответствии с концепцией шкалы «Экстрапунитивное направление реакций» и характеризует степень внешней активности человека, проявление манипулятивных тенденций в фрустрирующей, стрессовой ситуации. В среднем у взрослых составляет 43,4% поведенческих реакций. Выше у педагогов старше 30 лет и, особенно, у посредственных руководителей среднего звена (в среднем 48,4-49,5%). Несколько ниже у успешных руководителей и частных предпринимателей (в среднем 40,4-42,5%).
Внутреннее реагирование на стресс: шкала построена в соответствии с концепцией шкалы «Интрапунитивное направление реакций» проективного рисуночного теста С. Розенцвейга. Характеризует осознание человеком личной ответственности за возникновение и развитие неприятной ситуации.
Готовность к стрессу: шкала построена в соответствии с концепцией шкалы «Импунитивное направление реакций» проективного рисуночного теста С. Розенцвейга. Характеризует тенденцию к адекватному вниманию к проблемной ситуации или стремление игнорировать ее. В среднем такие реакции составляют 30,5%. Их доля бывает несколько выше у молодых педагогов (в среднем 31,6%). У педагогов высокой квалификации, успешных руководителей и частных предпринимателей доля таких реакций в поведении немного ниже средней(в среднем 26-30%)
Застревание на неприятностях: шкала построена в соответствии с концепцией шкалы «Реакция с фиксацией на препятствии» проективного рисуночного теста С. Розенцвейга. Характеризует степень ригидности или гибкости поведения человека в стрессе. В среднем составляет 28,8%. Меньшие доли в поведении, т. е. большая гибкость реакций, наблюдаются у педагогов до 30 лет, у успешных научных работников, руководителей и предпринимателей (в среднем 24,5-26,7%). Большая ригидность отмечалась у педагогов старшего возраста и посредственных руководителей (в среднем 29,3-32,5%).
Готовность к стрессу: шкала построена в соответствии с концепцией шкалы «Реакция с фиксацией на самозащите» проективного рисуночного теста С. Розенцвейга. Характеризует эмоциональную включенность человека в ситуацию, общую стрессоустойчивость индивида. В среднем реакции такого типа составляют 36,6% поведенческих реакций человека в стрессе. Их несколько меньше у педагогов, высших руководителей и мелких коммерсантов (в среднем 32,3-35%), и больше – у посредственных руководителей (в среднем 38,4-42%).
Конструктивность в стрессе: шкала построена в соответствии с концепцией шкалы «Реакция с фиксацией на разрешении ситуации» проективного рисуночного теста С. Розенцвейга. Характеризует тенденцию на рациональное решение проблем. В среднем реакции такого типа составляют 34,9% поведенческих реакций человека в стрессе. Их меньше у посредственных руководителей (в среднем 24,9-30,6%), и больше – у педагогов, успешных руководителей и частных предпринимателей (в среднем 31,4-40,6%).
Стандартность поведения в стрессе: шкала построена в соответствии с концепцией шкалы «Нормативность ответов» проективного рисуночного теста С. Розенцвейга. Характеризует тенденцию к стандартному поведению. В среднем реакции совпадение реакций индивида с общепринятыми составляет 56,1%. Имеется отрицательная корреляция с творческим потенциалом человека и уровнем интеллекта, т.е. люди творческие и/или с высоким интеллектом имеют тенденцию к нестандартному поведению. Кроме того, доля стандартных реакций в поведении ниже у молодых педагогов (в среднем 49,6%). У опытных педагогов, руководителей она выше средней (в среднем 59,8-66,1%).
7. Метод экспертной оценки: Экспертные оценки — это некоторые данные, которые получает квалифицированный специалист в данной области, — эксперт при анализе интересующего нас объекта при прогнозировании его дальнейшего развития17.
8. Проведение интервью: здесь будут фиксироваться лишь высказывания индивидов, сохраняя нейтральную позицию, а последнему часто трудно понять, разделяет ли психолог его взгляды, или нет.
Пример проведения оценки личностных и профессиональных особенностей руководителя организации при помощи методов опроса и анкетирования, интервьюирования, названных выше.
Цель оценки: проверка соответствия должности, способности к руководству, выявление потенциала руководителя организации сотрудника N (в подчинении 27 человек), основная цель оценка личностных и профессиональных особенностей руководителя организации.
Предварительно был выработан с
Процедура включала в себя несколько блоков:1.Структурированное интервью, состоящее из 120 вопросов (анкетирование заочное).2. Батарея из 6 тестовых методик. 3. Аналитические задачи.
Продолжительность процедуры: 5 часов.
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результат экспертной оценки руководителя показали, что руководитель имеет среднюю эффективность деятельности примерно 65,3%.
Результаты теста «Стиль руководства» показали, что руководитель организации имеет средний показателей эффективности доминирующее положение занимает демократический стиль руководства – 62,5%. Но и возможно использование авторитарного стиля – 25%, за ним следует смешанный стиль руководства – 12,5%. Таким образом, нашему руководителю более присущ демократический стиль руководства.
При помощи теста Г.Айзенка выявлено, что у руководителя в большей степени присущ флегматический тип темперамента и в меньшей степени - сангвинический.
По результатам аппаратной диагностики стрессоустойчивости (на комплексе технических средств "Фильтр-М") стрессоустойчивых оказалось 70 %, у руководителя. При этом как показывает практика оказалось, что эффективные руководители гораздо менее стрессоустойчивые, чем неэффективные.
При оценке интеллектуальной сферы при помощи опросника "16-PF" Р.Кеттелла можно заключить, что у руководителя достаточно хорошо развита интеллектуальная сфера, чем если бы руководитель обладал неэффективным стилем управления, главным образом за счёт абстрактного и логического мышления.
По результатам исследования эмоционально-волевых свойств установлено, у руководителя организации свойственна эмоциональная устойчивость, высокая нормативность поведения, чувствительность, а также высокий самоконтроль и интернальный субъективный контроль как в ситуации неуспеха, так и в любых значимых ситуациях.
По результатам обследования коммуникативной сферы руководителю свойственны самодостаточность, способность принимать собственные решения, быть независимыми от группы и не искать у нее поддержки.
По результатам локус-контроля проводимому с руководителем было выявлено: Всегда признает свои ошибки и старается быть более внимательным к своим заслугам относится с некоторой иронией и стремится к более высоким результатам. Старается не приписывать неудачи в работе внешним обстоятельствам, а ищет недостатки в себе (в своих личностных качествах).
Таким образом, сильные стороны руководителя: Очень хорошие коммуникативные навыки, умеет заинтересовать и расположить к себе собеседника, может найти общий язык с разными людьми. Пытается найти индивидуальный подход к каждому. Осторожен, не торопится принимать необдуманные решения. Достаточно управляем, никогда не пойдет на открытую конфронтацию, абсолютно не конфликтен. Хорошо знает и чувствует специфику работы подчиненных. Хочет и будет прикрывать, и отстаивать интересы своей команды, при этом умеет держать дистанцию. Нацелен на карьеру, рост, обучаем. Возможность карьерного роста очень высокая. Но лидерскими качествами не обладает.
Лидерские качества определяются функциями,
которые выполняет лидер в
процессе управления организацией к
ним относят: 1.Лидер
как администратор. Наиболее очевидной
для лидера является роль верховного координатора
деятельности группы. 2.Лидер как планировщик.
Лидер часто принимает обязанности разработчика
методов и средств, при помощи которых
группа достигает целей. 3.Лидер как политик.
Установление целей и основной линии поведения
группы. 4.Лидер как эксперт.
Почти во всех случаях, когда члены группы
зависят от человека, технические знания
и квалификация которого необходимы для
осуществления групповых целей. 5.Лидер
как представитель группы во внешней среде.
Лидер является официальным лицом группы,
выступающим во внешней среде от имени
всех. 6.Лидер как источник поощрений и
наказаний.
Эту функцию лидер применяет для контроля
за деятельностью участников группы. 7.Лидер
как пример. Лидер может служить моделью
поведения для остальных членов группы,
т.е. обеспечивает их наглядным указанием
того, кем они должны быть и что они должны
делать.
8.Лидер как символ группы. Лидеры таких
групп начинают выполнять функцию символов:
их имена присваивают всему движению.
9.Лидер как проводник мировоззрения. Лидер
служит источником ценностей и норм, составляющих
групповое мировоззрение. 10.Лидер как
фактор, отменяющий индивидуальную ответственность.
Лидер играет важную роль для членов группы
в освобождении их от ответственности
за личные решения и действия, которой
они хотели бы избежать. 11.Лидер как ''отец".
Многочисленные функции лидера получают
интеграцию во всеобъемлющей роли "отца''
для членов группы. Истинный лидер - это
фокус всех положительных эмоций членов
группы, идеальный объект идентификации
и чувства преданности.
12.Лидер "как козел отпущения". Лидер
может служить мишенью для агрессии со
стороны членов группы в случае неудачи18.
Проведем исследование личностных особенностей лидера организации с использованием следующих методов (тестирование, опрос, анкетирование), а именно: тест структуры интеллекта TSI Рудольфа Амтхауэра, тест Гилфорда-Саливана анкетирование, тест 16-ти факторной теории личностных черт Р. Кеттела, рисуночного теста С. Розенцвейга, тест Ландольта, опросник структуры мотивации трудовой деятельности К.Замфира, тест MMPI в модификации Ф.Б. Березина.
Дадим краткую характеристику данных
методов, в конце дадим оценку
результатов использования
Особенности интеллекта определяются при помощи теста структуры интеллекта TSI Рудольфа Амтхауэра. Тест базируется на многофакторной теории интеллекта, согласно которой способность к мышлению включает в себя складывающуюся при жизни систему умственных операций, которая «вписана» в личность и соответствует ее особенностям.
При помощи теста определяются характеристики интеллекта по следующим параметрам:
Общая осведомленность, эрудированность – шкала построена на основе концепции первого субтеста Амтхауэра «Практический интеллект», определяющего способность человека адекватно ориентироваться в современном понятийном мире, обладание должным уровнем общей эрудиции и умением выделять сущностные характеристики и отношения.
Понятийно-интуитивное мышление – шкала построена на основе концепции второго субтеста Амтхауэра «Интуитивное понятийное мышление», характеризующего умение выделять главное в неструктурированном материале и понимать внутренний смысл высказываний и сообщений.
Мышление по аналогиям: шкала построена на основе концепции третьего субтеста Амтхауэра «Понятийное логическое мышление»; характеризует умение выделять объективные закономерности, связи между явлениями окружающего мира, видеть внутреннюю логику в последовательности событий и в происходящих изменениях.
Систематическое мышление – шкала построена на основе концепции четвертого субтеста Амтхауэра «Понятийная категоризация»; характеризует способность к систематизации, категоризации и классификации информации, определению конкретных явлений в рамках более общих категорий, понимание объективных взаимосвязей между явлениями и событиями.
Арифметические способности – шкала построена на основе концепции пятого субтеста Амтхауэра «Математическая интуиция»; характеризует способность использовать стандартные математические алгоритмы, быстро находить метод решения задачи при условии, что эти задачи стандартны, быстро проводить расчеты "в уме".
Абстрактное мышление – шкала построена на основе концепции шестого субтеста Амтхауэра «Формально-логичекое мышление». Характеризует способность замечать неявные закономерности, понимать невысказанное, а также видеть несоразмерности, несоответствия, способность к быстрому научению на основе обнаружения недекларированных правил, видение внутренней логики ситуации; способность выходить за пределы конкретики и мыслить абстрактными категориями.
Информация о работе Создание института лидерства на предприятии